Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."
Оценка 4.9

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
музыка
3 кл—10 кл
18.12.2018
Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."
В моей работе освещены наиболее эффективные и подтвержденные опытом преподавания методы обучения на инструменте бас-гитара применительно для музыкальных школ и детских школ искусств. Преимущественное место отведено планированию занятий и формированию технических навыков. Так как бас-гитара является, в основном, эстрадным инструментом, то здесь делается акцент на работу с метрономом, акустическими устройствами. Кроме этого, приводятся примеры, взятые из популярных сборников, относящихся исключительно к эстрадно - джазовой школе. Также немаловажно отметить, что методика обучения игре на бас-гитаре должна иметь творческий подход как со стороны преподавателя, так и со стороны ученика. Поэтому, ориентируясь на исполнителей мирового уровня, необходимо подталкивать учащегося к формированию собственного взгляда на инструмент.
На конкурс Методическая работа А.В.Жучкова.docx
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение: 2. Особенности бас­гитары и способы звукоизвлечения. Техника игры на бас­гитаре Варианты настройки бас­гитары Наиболее известные бас­гитаристы Настройка звука бас гитары. 3. Начальный этап в освоении бас гитары Посадка. Постановка рук. Ход урока 4. Развитие технических навыков. Работа над звуком. Работа над ритмом. Фразировка. 5. Заключение 6. Литература Введение.             Бас­гитара ­ струнно­щипковый музыкальный инструмент, предназначенный для игры в басовом диапазоне. Чаще применяется во многих музыкальных стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже — сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространённых басовых инструментов. Партия бас­гитары в музыкальном произведении называется  басовая партия или басовая линия, а исполнитель, играющий на бас­гитаре — бас­гитарист. До   изобретения   бас­гитары   партию   баса   исполняли   на   контрабасе.   Однако развитие музыкальных направлений потребовало более интересных и разноплановых подходов в отношении техники игры, тембральных характеристик звука. И здесь бас­гитара   выступила   на   первый   план.   Она   обладает   рядом   преимущественных характеристик,  таких,  как   небольшой   вес,   малые   габариты,   широкий   тембровый диапазон звука и, конечно, наличие ладов, как на обычной гитаре.     С   появлением   рок­музыки,   бас­гитара   становится   все   более                 распространенным инструментом. Возникают новые разновидности — появляются акустическая   и   безладовая   бас­гитары,   увеличивается   число   струн,   появляются гитары со встроенной активной электроникой, сдвоенными и строенными струнами и без головки грифа. Развивается также и техника игры на бас­гитаре — от гитары заимствуется тэппинг, бенд, появляются специфические басовые техники, такие как слэп и игра флажолетами.            Ввиду отсутствия методической литературы для начинающих в классе бас­ гитары,   данная   работа     призвана   восполнить     этот   пробел.   Она   обобщает   и систематизирует  многолетний опыт  работы преподавателя  бас­гитары  в  ДШИ,  а также   призывает   других   преподавателей   обратить   внимание   на   требования, предъявляемые   к   начинающему   бас­гитаристу   и   оценить   возможности   данной методики в сфере применения её к современным формам обучения. 2. Особенности бас­гитары и способы звукоизвлечения.          Основная область применения бас­гитары — современная популярная и джазовая музыка, в классической музыке бас­гитара используется реже обычной шестиструнной   гитары.   Роль   бас­гитары   в   ансамбле   также   отличается   от   роли обычной   гитары —   бас­гитара   чаще   используется   для   аккомпанемента   и ритмической поддержки, чем в качестве солирующего инструмента.          Звучит бас­гитара на октаву ниже обычной 6­ти струнной акустической гитары   и   на   октаву   ниже   написанной   для   неё   нотной   партии.   Её   настройка полностью симметрична (то есть каждая следующая открытая струна отстраивается на   кварту   ниже   предыдущей),  таким   образом   стандартная   настройка   бас­гитары совпадает с настройкой четырех басовых струн обычной гитары, только на октаву ниже (настройка бас­гитары совпадает с настройкой контрабаса). Диапазон обычной четырёхструнной   бас­гитары   в   классическом   строе   составляет   чуть   более   трёх октав — от ми контроктавы до соль первой октавы. В отличие от остальных разновидностей гитар бас­гитара имеет следующие конструктивные   особенности,   обусловленные   необходимостью   получить   более низкий диапазон звучания:  Увеличенная мензура (864 мм (34") против 650 мм у классической гитары);  Более толстые струны;  Уменьшенное число струн (наиболее распространены 4­струнные бас­гитары). Большинство гитарных приемов и способов звукоизвлечения перешли и на бас ­ гитару. Но есть и уникальные приёмы. Их рассмотрим чуть позже.      Играют на   бас­гитаре   стоя   и   сидя,   расположение   инструмента   при   этом   более горизонтально. Три способа звукоизвлечения являются основными: щипок пальцами, щипок медиатором и слэп. Эти способы различаются по тембровой окраске, огибающим характеристикам   звука(атака,   затухание),   сложности   исполнения   и   освоения, уровню контроля, а также распространённости в том или ином стиле или жанре музыки. Одновременное извлечение нескольких звуков, как на гитаре, используется реже. Щипок   пальцами  является   наиболее   распространенным   и   универсальным способом   звукоизвлечения,  подходящим   практически   для   любого   стиля   музыки. Характеризуется   сравнительно   мягкой   тембровой   окраской,   с   преобладанием низких частот, мягкой атакой и продолжительным плато (сустейном) звука. Из­за необходимости приложения большего чем на обычной гитаре усилия, щипок на бас­ гитаре   практически   всегда   выполняется   с   опорой   на   соседнюю   струну,   то   есть способом «апояндо». Щипок   медиатором  также   является   весьма   распространенным   способом звукоизвлечения, наиболее применим при исполнении рок­музыки и ее производных. Считается более простым в освоении, особенно для гитаристов. По сравнению с щипком   пальцами,   звук   при   извлечении   медиатором   получается   с   более   резкой атакой, в тембральной окраске более ярко выражены средние и высокие частоты. Также   звукоизвлечение   медиатором   позволяет   легче   добиться   равномерной громкости звука, снижая необходимость в коррекции динамического диапазона бас­ гитары. Слэп  является   специфическим   бас­гитарным   способом   звукоизвлечения,   при котором струна начинает звучать от удара о ладовые порожки. Отличается очень резкой   атакой   звука,   с   непродолжительным   плато,   яркой   звенящей   тембровой «металлической» окраской с преобладанием средних и высоких частот, а также широким   динамическим   диапазоном,  который   как   правило   приходится   сужать   с помощью компрессора. Слэп получил наибольшее распространение в музыкальном стиле «фанк», где широко применяется сложные синкопированые ритмы.    Кроме   основных   приемов   звукоизвлечения   в   педагогической   практике используются:  Игра флажолетами. Бас­гитарные струны имеют богатый диапазон обертонов и поэтому  лучше различимые на слух натуральные и искусственные флажолеты, что позволяет использовать их гораздо более часто, чем на обычной гитаре. Рэкинг—игра   одним   пальцем.   Применяется   в   некоторых   переходах,   в   которых использование двух и более пальцев отвлекает внимание басиста. Хаммер­он —   техника,   при   которой   звук   возникает   от   резкого   и   сильного прижимания струны (удара по струне) к грифу пальцами левой кисти. Пулл­офф — техника, при которой звук возникает от резкого «дергания» струны пальцами левой кисти. Получается как бы «съезжание» с зажатого лада. Слайд — техника, напоминающая струнное глиссандо, то есть когда палец левой кисти скользит вверх и вниз после извлечения звука правой рукой,  но не отпускает струну. Дабл­тампинг — техника игры такая же как и слэп, только выполняется в двух направлениях большим пальцем правой кисти. Как пример великолепного владения данной   техникой,   можно   назвать   одного   из   лучших   в   мире   бас­гитаристов   — Виктора Вутена (VictorWooten). Тэппинг — особая техника, заключающаяся в прижимании струн к грифу пальцами. При   этом   щипок   не   производится,   а   звук   происходит   от   ударов   струн   о   лады. Играть тэппингом можно как одной рукой, так и двумя. В случае игры одной рукой техника   аналогична   хаммеру.   При   игре   двуручным   тэппингом   звук   извлекается также и другой рукой, при этом манера извлечения тоже аналогична хаммеру, но постановка руки, разумеется, иная. 3. Обучение учащихся прёмам настройки бас­гитары. Разные стили музыки требуют разный диапазон звучания, поэтому музыканты по­ разному настраивают свои гитары. «Эталонным» строем является ми­строй E A D G (ми­ля­ре­соль).   Строй   записывается   от   самой   низкой   по   звучанию   (четвертой) струны до самой высокой (первой). Альтернативные строи:  D#   G#   C#   F#   (ре­диез­соль­диез­до­диез­фа­диез) ­   все   струны   опускаются на1/2т.   D G C F (ре­соль­до­фа) — все струны опускаются на тон.  C# F# H E (до­фа­си­ми) — все струны опускаются на полтора тона.  C F A# D# (до­фа­ля­диез­ре­диез) — все струны опускаются на два тона. Также существуют так называемые Dropped­строи:  D A D G (ре­ля­ре­соль) — четвёртая струна опускается на один тон, остальные настроены по эталону.  C G C F (до­соль­до­фа) — все струны опускаются на один тон, а четвертая на два. В панк­музыке строй не опускают, а наоборот поднимают, но не всегда.  F   A#   D#   G#   (фа­ля­диез­ре­диез­соль­диез) —   все   струны   поднимаются   на полтона.  F# H E A (фа­диез­си­ми­ля) — все струны поднимаются на один тон. Строи пятиструнной бас­гитары.  B E A D G (си­ми­ля­ре­соль) — эталонный строй. На «си» настраивается пятая струна.  E   A   D   G   C   (ми­ля­ре­соль­до) —   альтернативная   настройка   для пятиструнной бас­гитары с добавлением не более низкой, а более высокой струны   «до»   из   шестиструнного   комплекта.   Расширяет   возможности   для солирования   в   верхнем   регистре,   без   ущерба   для   нижнего   диапазона   и неудобства, вызванного необходимостью глушить большое количество струн.  A# D# G# C# F# (ля­диез­ре­диез­соль­диез­до­диез­фа­диез) — все струны опускаются на полтона.  A D G C F (ля­ре­соль­до­фа) — все струны опускаются на тон. Наиболее популярные группы, играющие в таком строе — Korn и Pantera. Строй шестиструнной бас­гитары.  B E A D G C (си­ми­ля­ре­соль­до) — эталонный строй. добавленная первая струна настраивается на «до».  Настройка звука бас­гитары на усилителе (комбике) с микшером. Перед   началом   настройки   звука   канала   бас­гитары   необходимо   установить канальный   регулятор   уровня   бас­гитары   в   положение,   соответствующее   0   дБ,   а регулятором чувствительности  канала бас­гитары установить уровень ее сигнала около ­6 и ­3 дБ. При этом необходимо следить за тем, чтобы амплитуда сигнала бас­гитары в момент удара по струнам не вызвала перегрузки входных цепей канала. Наличие такой перегрузки можно установить на слух или по свечению индикатора перегрузки.  Если при уменьшении уровня сигнала бас­гитары до исчезновения перегрузок ее   сигнал   становиться   слишком   слабым,   в   канал   бас­гитары   необходимо   ввести компрессор. Степень сжатия компрессора, достаточно эффективно сглаживающая неравномерность амплитуды сигнала бас­гитары, примерно равна 4:1. Для   определения   характера   звучания   бас­гитары   нужно   ориентироваться   на представление бас­гитариста, которое можно услышать в гитарном комбике  или мониторе. Останется лишь проследить за уровнем средних низких частот, избыток которых может сделать звучание бас­гитары гудящим, и, в некоторой степени за уровнем высоких частот, от которых зависит окраска звучания бас­гитары. Для того, чтобы сделать звучание бас­гитары более живым, можно применить комбинированный способ получения ее звука. Например, можно подключить выход бас­гитары   непосредственно   к   одному   из   входных   каналов   пульта,  а  микрофон, установленный возле гитарного комбика, к другому. Установив в каждом из этих каналов соответствующую частотную коррекцию, можно изменять окраску звучания бас­гитары в широком диапазоне, манипулируя регуляторами уровней этих каналов. Одну   из   серьезных   проблем   при   настройке   звука   бас­гитары   создает улавливаемый ее датчиками, особенно если они пассивные, низкочастотный сетевой фон, который практически невозможно устранить полностью. Его влияние можно частично ослабить с помощью ограничителя шума или ручного контроля уровня низких   частот   или   выходного   сигнала   бас­гитары   в   моменты   появления   или прекращения партии бас­гитары.  Разумеется,   вести   подобную   постоянную   борьбу   с   низкочастотным   сетевым фоном, крайне утомительно, особенно, если  ее приходится вести на нескольких фронтах одновременно. Ещё одним из способов борьбы с фоновым шумом является применение противошумного процессора. Методика обучения игре на бас­гитаре Посадка.              Для того, чтобы играть на бас­гитаре было легко и удобно, необходимо постоянно   учитывать   ряд   простых,   но   очень   важных   факторов:   посадка,   длина ремня, опора, постановка рук (и неотъемлемая её часть — звукоизвлечение) и даже состояние кожи рук в местах соприкосновения с инструментом, а также многое другое.           Ставшая классической для бас­гитаристов посадка с опорой деки (корпуса) бас­гитары на правую ногу позволяет уверенно играть слэпом, не создаёт неудобств для правой руки и требует небольшую длину ремня. Необходимо отметить: для того, чтобы не испытывать дополнительного дискомфорта на сцене, при игре сидя, гитара в идеале должна находиться в том же положении, что и при игре стоя. В противном   случае   ощущения   будут   сравнимы   разве   что   с   игрой   на   совершенно чуждом   инструменте.   Посадка   может   отличаться   от   вышеупомянутой,   когда инструмент опирается на левую ногу, как в классике. Преимущество такой посадки лишь   в соответствии с положением стоя. Недостатком такой посадки является неудобство при игре слэпом «новой школы».                     Отдельно следует отметить высоту струн над XII­м порожком (ладом) инструмента, которая не должна превышать 5 мм. В противном случае игра будет осложнена необходимостью прикладывать лишние усилия для звукоизвлечения и «украшена» фальшивыми нотами в верхних позициях за счёт излишнего натяжения струны, прижимаемой к порожку.  Постановка рук.         Существуют различные мнения по этому поводу. Самая удобная постановка всегда   является   правильной.   Известен   многочисленный   ряд   примеров,   когда музыканты используют совершенно разные постановки рук и при этом являются настоящими   Мастерами своего  дела. Ведь  каждый музыкант  имеет  возможность выбирать   ту   постановку,   которая   видится   наиболее   удобной   и   перспективной именно ему. Можно лишь добавить, что правильна та постановка правой и левой рук,   которая   не   вызывает   болевых   ощущений   во   время   игры   и   которая соответствует анатомическому строению тела.               Пальцы левой руки, а для удобства и пальцы правой руки, обозначаются арабскими   цифрами:   0   —   большой,   1   —   указательный,   2   —   средний,   3   — безымянный, 4 — мизинец.            Опорными как для правой, так и для левой рук, являются «нулевые» пальцы. Первой   фалангой   будет   считаться   фаланга,   обладающая   ногтем,   а   третьей   — растущая из кисти. В подавляющем большинстве случаев человеческий палец имеет три фаланги.                     Опорой   для   большого   пальца   правой   руки   могут   служить:   датчики (звукосниматели),  гриф,  а   также   сами   струны  (в  случае   с  техникой   переменной опоры). Предплечье руки помещается на край корпуса бас­гитары. Для левой руки опорой «нулевого» пальца является середина ширины грифа вне зависимости от позиции. То есть «нулевой» палец не должен, как нередко бывает, «выглядывать» со стороны нижней (самой толстой) струны, дабы не затруднять движение всей левой руки   вдоль   грифа,   и   не   сковывать   своим   нелогичным   местонахождением   её остальные пальцы. Играя   1­м   пальцем   правой   руки   на   сильную,   а   2м   —   на   слабую   доли, незадействованные 3й и 4й пальцы могут и должны выполнять очень важную роль — не допускать лишних звуков незадействованных в данный момент открытых струн, т.к.   неотъемлемым   условием   качественного   звучания   бас­гитары   является отсутствие   во   время   исполнения   лишних   призвуков   и   шумов,   вызванных неправильным   глушением   неиспользуемых   струн   или   же   вообще   его   полным отсутствием.                   Утомление, вызванное выполнением тех или иных упражнений, и боль, возникающая в любой части руки или спины, являются следствиями совершенно разных   причин.   Возникновение   утомления   особенно   на   первых   этапах   обучения неизбежно   и   связано   с   нагрузкой   на   не   столь   интенсивно   используемые   ранее мышцы.   Перед   занятиями   будет   полезно   сделать   ряд   разогревающих   мышцы   и сухожилия   упражнений   (начинать   лучше   с   мышц   предплечий,   а   завершать   — массажем   кончиков   пальцев):   потирание,   аккуратное   потягивание   рук   и непосредственно   пальцев   делают   руки   менее   скованными,   снижая   вероятность переутомления уже в начале занятия.  Для   того,   чтобы   не   подвергать   пальцы   излишним   нагрузкам,   имеет   смысл использовать  кондиционер  для  струн (например, GHS Fast­Fret  или минеральное масло Dunlop 65, а также любое другое средство, предназначенное для ухода за струнами).   Помимо   снижения   трения   подушечек   пальцев   и   струн,   эти   средства увеличивают срок службы струн за счёт удаления с них грязи и создания защитной оболочки. Бережное отношение к инструменту оправдывает себя не только и даже не столько его привлекательным  внешним видом, сколько даёт возможность  его владельцу не расставаться с чем­то уже привычным и близким раньше времени, а возможно и никогда. Более того: если учесть, что бас, сделанный из качественных материалов, со временем «разыгрывается», его звук становится глубже и красивее. Планирование занятий. Самое   главное   в   занятиях   –   чётко   спланированная   методика,   озвученная преподавателем.   В   неё   входят   как   развивающие   упражнения,   так   и   авторские произведения. Упражнения делятся на 3 пункта:  1. Развитие пальцев правой кисти,  2. Развитие пальцев левой кисти,  3. Синхронизация движений пальцев обеих рук (сюда могут входить гаммы).   Произведения могут быть в виде этюдов, импровизационных пьес, джазовых стандартов, включающих квадрат темы, импровизации, аккомпанимента. Занимаясь даже   по   40  минут   в   день,  но   регулярно   и,  самое   главное,  осмысленно,   удаётся достигнуть значительно большего, нежели за 7 непрерывных часов еженедельного и бесцельного музицирования.  Некоторые   произведения   учатся   за   несколько   этапов,   т.   е.   их   выполнение подразумевает периодичность.  Бас­гитара — музыкальный инструмент, не только отвечающий за гармонию (а ряде   случаев   за   мелодию)   произведения,   но   и   во   многом   определяющий   его ритмическую структуру, т. к. ударные и бас тесно связаны между собой и имеют общее   название   «ритм­секция».   Следовательно,   занятия,   проводимые   без метронома или драм­машины, гораздо менее результативны, а порой и просто бессмысленны.            Развитие технических навыков на инструменте бас­гитара. Технические   навыки   –   следствие   целенаправленной   работы   учащегося,   которая включает в себя несколько аспектов: 1. Работа над звукоизвлечением 2. Работа над ритмом 3. Работа над фразировкой Естественно, при изучении каждого из них в отдельности мы будем учитывать и элементы другого. Чем сложнее прием, тем больше этих элементов нам приходится брать во внимание.             На начальном этапе необходимо более подробно рассмотреть тот или иной аспект, но заостряя внимание на одном из них, необходимо  постепенно включать элементы и другого.           Работа над звукоизвлечением           (все упражнения выполнять с метрономом)                   Первоначально необходимо установить небольшой темп (80 ударов в минуту). На счет «раз­и­два­и» будем извлекать звук на струне «СОЛЬ» пальцами «i» или «m». Добиваемся ровного по громкости и длительности звука. Начало звука (атака) должно быть достаточно убедительным. Для этого полезно произносить вместе с началом звука слог «ПА…» или «ДА…»: Затем извлекаем звук, используя другой палец. И так  на каждой струне отдельно. В процессе работы на открытых струнах контролировать постановку правой руки.    Дальнейшая работа  включает в себя более короткие ровные длительности,  исполняемые уже чередующимися пальцами «i» и «m»: В дальнейшей работе будем использовать пары струн, а также вводить понятие  «акцент». Возможны различные варианты ритмических рисунков и акцентов.  Например: Такие упражнения могут проигрываться и не на соседних струнах. Например: Следующий этап работы над звуком включает левую кисть.  Не секрет, что звук в целом зависит от координации движений пальцев левой и правой кистей. Правильность её состоит в следующем: чем больше контролируем левую кисть, тем более четким и уверенным   становятся движения пальцев правой кисти. Поэтому  в  дальнейшем  будем  использовать   в упражнениях  пальцы  левой кисти как основные и при извлечении звука.  Рассмотрим   те   упражнения,   которые   развивают   основные   навыки,   а   также тренируют:    а)наиболее слабые пальцы;  б)независимость работы пальцев левой кисти;  в)растяжку  пальцев в соответствие с ладами грифа. 1­е упражнение: 2­е упражнение: 3­е упражнение: Освоение гамм Следующая работа связана с гаммами, включающая в себя более сложные элементы. Поэтому   без   предварительной   подготовки   она   бессмысленной.   На   бас­   гитаре изучаются, как  правило,  все  гаммы   без  исключения. Мы  остановимся  на одно­ октавной   мажорной   гамме  G.   Исполним   её   в   умеренном   темпе   (90   уд.в   мин), используя ровные длительности: В дальнейшем используем метроритмические ускорения: Необходимые   условия   для   успешного   освоения   гамм   –   четко   следовать   ударам метронома,   акцентировать   на   сильных   долях,   делать   «cresc»   и   «dim». Можно пробовать смещать акценты, т.е. как бы начинать играть со второй, затем с  третьей  ноты: Бывает полезным поиграть гамму отдельно пальцами левой, а затем правой рук. Развитие метро­ритмических навыков учащихся. Как известно, в любом произведении, а тем более написанном для бас­гитары, имеется   много   ритмически   сложных  мест.  Но  такие   ритмы,  как   правило,  могут раскладываться на простые, их составляющие. Чтобы научиться правильно читать сложный ритмический рисунок, надо уметь разбираться в простых.  В процессе обучения важно применять ритмические упражнения, на открытых струнах, с использованием гамм и мелодических фраз. Прежде всего необходимо учащемуся развить внутреннее чувство ритма. Для этого выполняется следующее упражнение: Метроном(110).   Отстукивать   восьмые,   акцентируя   первую   восьмую,   которая совпадает   с  четвертью.   Упражняться   нужно   до   тех     пор,   пока   удары   ладонями станут четкими и будут совпадать с ударами метронома.  Затем   надо   поупражняться   с   триольными   длительностями,   а   также   с шестнадцатыми,   т.е.   опять   же   с   помощью   ладоней   (не   забывать   акцентировать первую ноту каждой группы).           Часто   вызывает   затруднение   у   учащихся   исполнение   триольных   четвертей, которые иногда заполняют весь такт и начинают сбивать с толку неподготовленного ученика.   Здесь   налицо   отсутствие   «триольного»   мышления,   которое   надо формировать, используя более мелкие длителности: Это   всё   является   подготовительными   упражнениями.   Дальнейшая   работа   будет связана с конкретным произведением.  Возмём для примера этюд А. Ариевича, написанный в стиле джаз­рок. Выделим наиболее характерный фрагмент: Из примера видно, что самые короткие длительности – шестнадцатые. Сначала  отметим начало каждой доли: Останется теперь определить положение нот относительно каждой доли. Разместим на нотной бумаге три нотных стана – один под другим.  На верхнем отметим такт с четвертными длительностями, под ним – с   шестнадцатыми, ещё ниже разместим такт данного примера. Те места, где происходит совпадение нот примера с нотами во втором стане, отметим акцентами: Таким образом, становится понятным данный ритмический рисунок. Фразировка. В   технике   игры   на   бас   гитаре   понятие   фраза   тесно   связано   с   понятием   ритм. Ритмическая   структура   произведения   является   как   бы   каркасом,   скрепляющим мелодию   и   гармонию.   Она   образует   стиль   произведения.   Стиль,   как   правило, задается аккомпаниментом, в котором бас гитара занимает важное место. Исполняя определенный рифф, она вместе с ритмом ударной установки исполняет рисунок, который   может   повторяться   через   несколько   тактов,   и   т.о.   представлять   собой полноценную ритмическую фразу: В сочетании с гармонией это практически готовый аккомпанемент.  Фраза   начинается   с   акцента,   который   сначала   равномерно,   затем   неравномерно переходит от ноты к ноте. Такой акцент называется блуждающим. Акцентирование является     необходимым   условием   существования   фразы.   Этим   и   отличается фразировка джазовой музыки от классической.  Попробуем   самостоятельно   придумать   какую­нибудь   одноголосную   линию   со следующими ритмическими рисунками: Гармоническое   сопровождение   будет   состоять   из   постоянно   повторяющейся последовательности аккордов: Dm7 G7  │ │C7 Fmaj│ Мелодия   в   данном   случае   идёт   исключительно   по   звукам   гармонизующих   её аккордов. Но   существуют   более   сложные   варианты   голосоведения,   включающие   в   себя проходящие   ноты,   хроматическое   опевание     основных   звуков   аккорда   и   т.д., например: Так   как   дальнейшее   развитие   навыков   неизбежно   затрагивает   элементы аранжировки бас гитарной партии, то необходимо здесь знать главные принципы, по которым можно направлять учащегося: 1. голосоведение должно быть плавным, 2. чёткая фразировка, 3. движение к основным ступеням аккорда в пределах одной фразы, 4. учитывать стилистические особенности сопровождения, Заключение               Таким   образом,  специфика   обучения   игре   на   бас   гитаре   в   учреждениях дополнительного образования оправдывает себя тем, что у учащихся формируется широкий кругозор, включающий в себя знания современной и классической музыки, их   отличия   и   общие   черты,   возможность   их   синтеза   и   обогащения   современной музыки   новыми   находками.   Владея   этим,   учащиеся   интересуются   вновь рождающимися   направлениями   музыки,   легко   играют   с   любыми   коллективами начинающих   исполнителей,   и,   конечно,   вполне   могут   продолжить   дальнейшее обучение в колледжах и высших учебных заведениях.

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."

Учебно - методическое пособие "Специфика обучения игре на бас - гитаре. Начальный этап."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2018