Урок внеклассного чтения на тему «Басни И. Крылова, Л. Толстого, С. Михалкова для детей» (3 класс, литературное чтение)
Оценка 4.6

Урок внеклассного чтения на тему «Басни И. Крылова, Л. Толстого, С. Михалкова для детей» (3 класс, литературное чтение)

Оценка 4.6
Разработки уроков
pdf
русская литература
3 кл—4 кл
10.04.2018
Урок внеклассного чтения на тему  «Басни И. Крылова, Л. Толстого, С. Михалкова для детей» (3 класс, литературное чтение)
Урок литературного чтения в 3 классе Тема. Басни И. Крылова, Л. Толстого, С. Михалкова для детей Цель: активизация читательского интереса учащихся средствами басен И. Крылова, Л. Толстого, С. Михалкова Задачи урока: содействовать развитию познавательного интереса в мире басен И. Крылова, Л. Толстого, С. Михалкова; создать условия,; развивать монологическую и диалогическую речь; организовать деятельность по развитию коммуникативных навыков работы в паре, группе; способствовать воспитанию милосердия, сочувствия, доброты и других нравственных качеств, через создание анализа поступков героев басен; способствующие философскому размышлению о жизни на основе содержания басен Вид урока: внеклассное чтение. Тип урока: комбинированный. Наглядность и оборудование: мультимедийная презентация; словари; книги И. Крылова, Л. Толстого, С. Михалкова, иллюстрации к басням; фишки; карточки с отрывками из басен; оценочные листы; кроссворды. Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.Урок внеклассного чтения на тему «Басни И. Крылова, Л. Толстого, С. Михалкова для детей» (3 класс, литературное чтение)
Внеклассное чтение 3 класс .pdf

  

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема. Басни И. Крылова, Л. Толстого, С. Михалкова для детей

Цель: активизация читательского интереса учащихся средствами басен

 И. Крылова, Л. Толстого, С. Михалкова

Задачи урока: содействовать развитию познавательного интереса в мире басен И. Крылова, Л. Толстого, С. Михалкова; создать условия,; развивать монологическую и диалогическую речь; организовать деятельность по развитию коммуникативных навыков работы в паре, группе;      способствовать воспитанию милосердия, сочувствия, доброты и других нравственных качеств, через создание анализа поступков героев басен; способствующие философскому размышлению о жизни на основе содержания басен

Вид урока: внеклассное чтение. Тип урока: комбинированный.

Наглядность и оборудование: мультимедийная презентация; словари; книги И. Крылова, Л. Толстого, С. Михалкова, иллюстрации к басням; фишки; карточки с отрывками из басен; оценочные листы; кроссворды.

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.


ХОД УРОКА

I. Организационно- мотивационный этап  

– Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу… – Я желаю вам успехов на уроке!  II Этап актуализации знаний А)   Работа с выставкой книг.

Наверное, вы согласитесь, что литература - это необыкновенная, волшебная страна. Авторы - это волшебники. А у каждого волшебника есть волшебная палочка. У автора - это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово - не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели?

-   Книги этих авторов присутствуют у нас на выставке. 

-   К какому жанру словесного искусства относятся эти книги?

-   Назовите знакомые вам книги?

-   Произведения каких баснописцев вы знаете? ( Дети называют авторов и вывешиваются портреты)  Русскую басню прославили Лев Николаевич Толстой,  Иван

Андреевич Крылов, Сергей Владимирович Михалков

Б) Этап постановки целей урока и объявления темы урока

Сегодня мы выясним, насколько хорошо вы знаете басни, умеете понимать язык животных, умеете определять мораль басни.

В) Сценка «Эзоп»

Первые басни появились в глубокой древности. Баснописцев было много, но раньше всех прославился народный мудрец Эзоп. У него была очень трудная жизнь, но он никогда не унывал, всегда шутил и из любого положения выходил с честью.

«Однажды послал хозяин Эзопа за покупками, а тот встретил на пути градоначальника.

Куда идешь, Эзоп?

Не знаю!

Как не знаешь? Говори! — Не знаю! Рассердился градоначальник:

В тюрьму упрямца!

Повели Эзопа, а он оборачивается и говорит:

— Видишь, начальник, я тебе правду сказал: разве я знал, что в тюрьму иду?

Рассмеялся начальник и отпустил Эзопа».

Народный мудрец своими рассказами пытался повлиять на людей. Жрецы приказали сбросить мудрого раба со скалы в море, «чтобы он не смущал своих слушателей. Талантливый человек погиб, но его басни живут в переводе и обработке других баснописцев. Это «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Два горшка» и др.

.г) Речевая разминка

1. Тогда предлагаю вам поработать со словом. Прочитайте слова 1 и 2-го столбиков: восторгаться                   хвалиться

                                         хвастаться                   насмехаться

                                 высмеивать               восхищаться

неискренность               лживость

                                          глупый                         комичный

                                          смешной                      неумный

-                     Из слов 2-го столбика найдите слово, близкое по значению слову восторгаться (таким же образом задаются    вопросы   на   поиск   слов,    близких   по значению).

-                     Какие слова можно объяснить так:  приходить в восхищение,

испытывать чувство восторга, подвергать насмешкам, обидно подшучивать, говорить о себе с похвалой.

III. Этап применения знаний и способов действий

1.       Викторина « Герои басен.» (фронтальный опрос)

-  О каком баснописце сказано:

Кто не слыхал его живого слова? 

Кто в жизни с ним не встретился своей? 

Его бессмертные творения 

Мы с каждым годом любим все сильней.

-  Итак, И.А.Крылов писал басни. А что такое басня? Почему даже сегодня в 21 веке, нам  хочется вновь и вновь их перечитывать?

             Чтобы ответить на этот вопрос, уберём лишние элементы из схемы на доске (работа). Работа в парах (Зачеркнуть лишнее)

 

-  Кто является героями басен Крылова? (в основном, животные)

             В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

             Представьте, что некоторые из них написали объявление, догадайтесь, кому из героев басен они могут принадлежать.              1. Ищу учебник по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу.                  (Мартышка).

             2. Молодая симпатичная особа, которая хорошо поёт, срочно снимет тёплую квартиру до                   весны. (Стрекоза).               3. Срочно ищу мастера, который откроет захлопнувшуюся клетку. Попрошу не смеяться.

                 (Чиж).

4.  Потеряла сыр, пока пела. Нашедшего, просьба вернуть на ель. (Ворона).

5.  Куплю зеркало, которое не искажает изображение красивого лица. (Обезьяна).

6.  Накануне громко лаяла, сорвала голос. Срочно куплю капли для горла. (Моська).               - Итак, если герои басен – животные, подумайте можно ли назвать И.А.Крылова

писателем- анималистом и поставить его творчество в 1 ряд с творчеством В.Бианки, Е.Чарушина,                 М.Пришвина? (нет)

-  Почему? (писатели-анималисты рассказывали подлинные истории из жизни животных,                Крылов через животных описывает поступки людей).

-  Как называется такой приём в литературе? (аллегория).

-  Что такое аллегория? (иносказание).

             Вывод: Во все времена, люди читая басни Крылова, узнавали в героях себя. Поэтому всегда  были близки каждому человеку, и во времена Ивана Андреевича, и сейчас. Каких людей высмеивают басни Крылова? (хитрых, лживых, жадных, глупых).

             Автор описывает такую ситуацию, в которой недостаток человека в образе какого-либо животного, проявляется особенно ярко. Давайте, посмотрим, как ему это удается.

(инсценировки)

2.       Инсценировка басен

-Посмотрите и послушайте инсценировку, которую приготовили ребята и скажите, как называется произведение и кто его автор?

(Инсценировка басни  «Стрекоза и Муравей»: Сайдакарь Арина - автор; Струкова

С. -Стрекоза; Домасевич С. - Муравей.)

-Поделитесь своими впечатлениями от игры наших  актёров. 

-Какой   показана в басне  Стрекоза? ( Беспечная, легкомысленная, ленивая) - А каким был Муравей? ( Трудолюбивым, справедливым,  бесчувственным)  -Как поступили бы вы, если оказались  на     месте Муравья?

Высказывания детей

     Муравей поступил правильно, но я бы так не поступил. Нельзя закрывать дверь перед просящими о помощи.

     Помогать человеку, который бездельничал, и дальше собирается бездельничать, глупо и вредно.    

-Какова мораль этой басни? Ответьте пословицей. ( Труд кормит, а лень портит) 

-Что осуждает автор в этой басне? (Он осуждает беспечность, беззаботность, лень)   - Вспомните, какие слова из этой басни стали «крылатыми»? («Так поди же, попляши!»)

3.  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.  КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ 

1.   Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить  ещё раз. 

2.   Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор  на счет 1–6 в верхний правый угол доски, вернули  взор на указательный палец, потом перевести взор  на счет 1–6 в верхний  левый угол доски.    Повторить  ещё раз.

3.   Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть в  окно (считать до 5). Повторить  2  раза.

 

4.   Работа над басней. 

Сегодня на уроке я предлагаю познакомиться  с басней Сергея Владимировича  Михалкова «Слон-живописец» и новыми персонажами, поработаем над особенностями структуры басни  и подумаем, актуальна ли басня в наши дни?

 

1)      Прогнозирование содержания

-   Как вы думаете, о ком эта басня?

-   Каким вы представляете себе Слона? 

Ученик. Слон-огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 метров. Масса его более 4000 кг. Слона боятся даже тигры и львы. С древних времён слон считается самым мудрым животным. Учёные говорят, что слон мог бы делать то же самое, что и человек, но им это не нужно. В Индии слон считается священным животным.

-   Кого называют живописцем? (Слайд 8)

Живописец -  художник, занимающийся живописью.

2)                     Выразительное чтение басни заранее подготовленным учеником.

-   Оправдались ли ваши предположения о героях басни. - Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.

 

3)                     Словарная работа (Слайд 9) - Встретились ли вам незнакомые слова?

-   Объясните значения данных слов (презентация)

Вернисаж - торжественное открытие художественной выставки.

Полотно - картина на холсте.

Польщен - испытавший удовлетворение от чего–нибудь.

Жёлудь - плод дуба.

Ералаш - беспорядок, путаница.

Низвергнут - сбросить сверху.

Вознести – возвеличить, поставить в лучшее положение.

4) Аналитическая работа с текстом басни.

Ребята, я задаю вопросы по содержанию басни, а вы ответьте словами из текста, т.е. дайте цитатные ответы.

Для чего Слон пригласил друзей?

«Он пригласил друзей взглянуть на полотно».

О чём он беспокоился?

«Низвергнут? Или вознесут?» Как автор называет друзей Слона?

«Ценители».

Какой получилась вторая картина Слона?

«Взглянули гости на пейзаж

И так сказали: «Ералаш!» Какова мораль басни? Прочитайте. «Мой друг! Не будь таким слоном: Советам следуй, но с умом! На всех друзей не угодишь,

Себе же только навредишь».

5) Коллективное творчество: составление правил на основе морали басни. Сейчас мы с вами изложим мораль басни своими словами в виде правил под названием 

«Нравоучения от Михалкова»:

1.   Нельзя угождать всем подряд.

2.   Прислушиваться к советам с умом.

3.   Надо иметь собственную точку зрения, нужно уметь её отстаивать.

  5.  Физкультминутка. Танец «Плакали зверюшки» 6.  Работа  в  группах.

- На прошлом уроке вы получили задание разделиться на команды, придумать название  и девиз, употребив слова из басен И. А. Крылова.

 -Я уже вижу, как это у вас получилось. Попрошу теперь представиться.

(Один  ученик из команды говорит название, а все, взявшись за руки,  говорят хором свой девиз).

1.     ЛЕБЕДЬ, РАК И  ЩУКА

Девиз: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет...». 

2.     СТРЕКОЗА  И  МУРАВЕЙ

Девиз: В мягких  муравах  у нас   песни, резвость всякий час.

3.ВОРОНА  И ЛИСИЦА

Девиз:  «Какие пёрышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок!» - Я  приготовила  задание  для  каждой команды (в  конвертах  на  карточках), которое надо будет  подготовить в  течение  5  минут. Учитель  проговаривает  задания.  

Задание  команде  «ЛЕБЕДЬ, РАК И  ЩУКА»

 Решить кроссворд  и  сказать, чему  учит нас эта  басня.   (Приложение  3)

Решение  кроссворда   

 Слайд  № 16-23

Ученик читает  задание, говорит  ответ,  на  экране  постепенно  появляются слова.

 -Чему  учит нас эта басня?

(Голубь.  «Чиж и Голубь».                                    

 Не  надо  смеяться  над  бедой  людей, потому что можно  оказаться в  такой же ситуации)   

2.   Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.

 (Обезьяна. «Зеркало и обезьяна». Нельзя  обсуждать других,   у  всех бывают  недостатки)

3.   У кого к зиме под мостом “был готов и стол, и дом”? 

(Муравей. «Стрекоза  и Муравей».                     

Надо  всегда  думать о завтрашнем  дне, а не  надеяться  на  других,   чтобы  не  оказаться  в  трудной  ситуации) 

4.   Она осталась без обеда благодаря своей глупости. 

(Ворона. «Ворона  и  Лисица».   Не  надо  поддаваться   на  лесть Кто любит лесть, того  легко обмануть льстивыми словами)

5.   Кто без драки “хочет попасть в большие забияки”?

 (Моська.  «Слон  и  Моська»              

  Не надо  зазнаваться  и хвастаться )             

6.   Один из героев, которые “везти с поклажей воз взялись”. 

(Рак.  «Лебедь, Рак  и  Щука»    Любую  работу  всегда  делать  легко,  если  всё  делается в  согласии. )

7.   Кого “по улице водили, как будто напоказ”?    (Слон.)

Задание  команде  «СТРЕКОЗА  И  МУРАВЕЙ» Каким басням соответствуют мораль? 

«Мораль сей басни такова»

 

1) «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица») 2) «Мой друг! Не будь таким слоном: Советам следуй, но с умом!

На всех друзей не угодишь,

Себе же только навредишь» («Слон-живописец»)

3) «Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, 

Где стоит только догадаться 

Задело просто взяться». («Ларчик»)

4) «Вперед чужой беде

не смейся, Голубок!» (« Чиж и Голубь»)

5) «Когда в товарищах согласья нет,     

     На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»)

Задание  команде «ВОРОНА  И ЛИСИЦА»

Инсценировать  басню «ВОРОНА  И ЛИСИЦА». Задача артистов – серьёзно сыграть свою роль, суметь передать характер своего героя.

Во  время  обсуждения  заданий   звучит  музыка  П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь»  

 

-Молодцы, ребята! Вы очень легко справляетесь с заданиями. 

8.   Дифференцированная работа.

1.  Допишите пропущенное слово в

названии басни

 

2. Вспомните их и назовите басни, из которых эти строки.

3. Крылатые слова. Вспомните их и назовите басни, из которых эти строки.

 

1)            «Чиж и …»

2)            «Лебедь, Щука и …»

3)            «Лисица и ...»

4)            «Слон-…»

5)            «Муравей и …»

6)            «Стрекоза и …»

7)            «Осел и ...»

8)            «Белка и ...» 9) «Волк и …»

    

1."А Васька слушает да ест" 

( «Кот и повар»)  Один говорит, а другой не обращает на него внимания

2.«А ларчик просто

открывался»                          

         

     ("Ларчик")

 Дело или вопрос, при разрешении которого нечего было мудрить 3."Как белка в колесе"

("Белка")

Беспрерывно суетиться, хлопотать без видимых результатов

4."Слона-то я и не приметил" ("Любопытный")

Не заметить самого главного, важного 5.«Да только воз и ныне

 «Да только воз и ныне там».

(«Лебедь, Щука и Рак») «У сильного всегда бессильный виноват». («Волк и Ягненок»)

 «Сильнее кошки зверя нет».

(«Мышь и Крыса»)

 «А ларчик просто  открывался». («Ларчик»)  «А Васька слушает да

ест». («Кот и Повар»)

 

 

там» 

Употребляется в случаях, когда дело, не двигаясь, стоит на месте, а вокруг него ведутся бесплодные разговоры, суета. 

(«Лебедь, Щука и Рак») 

 

6. «У сильного всегда бессильный виноват». («Волк и Ягненок»)

 

 

 

IV. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий  Тест по басням (10 вопросов) 

1.   В какой басне есть такие слова: «Воз и ныне там»

А) Мартышка и очки

Б) Волк на псарне

В) Лебедь, рак и щука

Г) Демьянова уха

 

2.   На кого лаяла Моська?

А) На ежа

Б) На Ужа

В) На льва

Г) На слона

 

3.   Куда села ворона с кусочком сыра?

А) На пенек

Б) На ветку

В) На ель

Г) На дерево

 

6.   Какой вопрос волновал волка в басне Л. Толстого «Белка и волк»? А) Почему вам, белки, скучно?

Б) Отчего вы, белки, так веселы?

 

7.   «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?»

А) За то, что он красивый

Б) За то, что он хвалит Кукушку

В) За то, что он является ее другом

Г) За то, что он помог ей

 

8.   Чем занималась Стрекоза летом?

А) Купалась

Б) Помогала Муравью

В) Пела

Г) Летала к сестре

 

 9.Из какой басни это предложение: «Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу».

А) Слон и Моська

Б) Лебедь, Рак и Щука

В) Мартышка и очки

Г) Ларчик

 

10. Из какой басни следующие слова: «Голубушка, как хороша!»

А) Слон и Моська

Б) Ворон и Лисица

В) Лягушка и Вол

Г) Волк и Ягненок

Взаимопроверка. Проверка на слайде

V.          Этап коррекции знаний и способов действий

 

             Вывод: Басня – это занимательное короткое стихотворение или рассказ, часто построенное в виде диалога. Герои басни – животные, реже люди. Цель басни: помочь человеку исправить свои недостатки, посмеявшись над ними. Для этого в басне есть мораль, поучение. 

              - Почему же мы их любим читать и сегодня?

                            (1. Они короткие, легко читаются и слушаются, они занимательные.

                             2. Указывая человеку, на недостатки, басни не обижают, а вызывают улыбку.)

VI.       ИТОГ УРОКА. 

Чему научили нас басни? 

         Не ленись, думай о будущем.

         Не поддавайся льстивым речам, хвали искренне.

         Не будь невеждой, учись всему.

         Других не суди, на себя посмотри.

         Умей договариваться.

         Над чужой бедой не смейся.

         Относись к другим так, как хочешь чтобы относились к тебе.

 

Прием «Синквейн»

-  А теперь давайте проявим творчество – составим синквейн по теме сегодняшнего урока.

(Учитель напоминает учащимся что это за литературный прием и правила составления синквейна).

-  К какому жанру относится прочитанное нами произведение? (басня) - Объявляется конкурс на лучший синквейн к слову басня.

-  Работа выполняется в малых группах.

-  После написания заслушиваются работы, выделяются лучшие работы. БАСНЯ

короткая, мудрая

учит, осуждает, подсказывает Басня учит мудрости жизни.

МОРАЛЬ

 

   VI I.. РЕФЛЕКСИЯ 

-Ребята,  покажите  цветом,  какое  впечатление  вы  получили  от  сегодняшнего  урока? ( Дети  показывают  цветные  лепестки) - Закончите  предложения:  

Я  сегодня  узнал, что  …….   Мне  было ……     Я  рад, что …..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок литературного чтения в 3 классе

Урок литературного чтения в 3 классе

Или просто придать им новое значение

Или просто придать им новое значение

Из слов 2-го столбика найдите слово, близкое по значению слову восторгаться (таким же образом задаются вопросы на поиск слов, близких по значению)

Из слов 2-го столбика найдите слово, близкое по значению слову восторгаться (таким же образом задаются вопросы на поиск слов, близких по значению)

Накануне громко лаяла, сорвала голос

Накануне громко лаяла, сорвала голос

Работа над басней. Сегодня на уроке я предлагаю познакомиться с басней

Работа над басней. Сегодня на уроке я предлагаю познакомиться с басней

Низвергнут? Или вознесут?» Как автор называет друзей

Низвергнут? Или вознесут?» Как автор называет друзей

Слайд № 16-23 Ученик читает задание, говорит ответ, на экране постепенно появляются слова

Слайд № 16-23 Ученик читает задание, говорит ответ, на экране постепенно появляются слова

Мораль сей басни такова» 1) «Уж сколько раз твердили миру,

Мораль сей басни такова» 1) «Уж сколько раз твердили миру,

Чиж и … » 2) «Лебедь,

Чиж и … » 2) «Лебедь,

Б) Волк на псарне В) Лебедь, рак и щука

Б) Волк на псарне В) Лебедь, рак и щука

Г) Волк и Ягненок Взаимопроверка

Г) Волк и Ягненок Взаимопроверка

Урок внеклассного чтения на тему «Басни И. Крылова, Л. Толстого, С. Михалкова для детей» (3 класс, литературное чтение)

Урок внеклассного чтения на тему  «Басни И. Крылова, Л. Толстого, С. Михалкова для детей» (3 класс, литературное чтение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018