Уроки с начинающими гитаристами
Оценка 4.7

Уроки с начинающими гитаристами

Оценка 4.7
Руководства для учителя
rtf
музыка
8 кл—11 кл +1
08.02.2023
Уроки с начинающими гитаристами
Уроки с начинающими гитаристами
Реферат Уроки гитары Бикбулатов.rtf

 

Реферат

 Преподавателя МБОУ ДО Локосовская ДШИ по специальности

Инструментальное исполнительство

Инструменты народного оркестра

Гитара

Бикбулатова Ш. М.

          Тема:

Уроки с начинающими гитаристами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

1. Классическая гитара. Общие сведения………………………………………………………………3

2. Становление классической гитары…………………………………………………………………….4

3. Гитара в системе отечественного образования…………………………………………………5

4. Начало обучения. Предварительная информация…………………………………………….7

5. Опасности самообучения……………………………………………………………………………………8

6. Обучение детей с особенностями развития………………………………………………………9

7. Пример: случай из практики……………………………………………………………………………….9

8. Обучение детей с задержкой развития……………………………………………………………10

9. Сроки начала изучения нотной грамоты………………………………………………………….11

10. Качество звука…………………………………………………………………………………………………11

11. Свободная посадка, недопущение зажатости……………………………………………….12

12. Упражнения для расслабления………………………………………………………………………12

13. Независимость рук друг от друга………………………………………………………………..….13

14. Соответствие репертуара вкусу ученика………………………………………………………..14

Список использованной литературы……………………………………………………………………15

 

 

1. Классическая гитара. Общие сведения.

Положение гитары в мировой культуре нашего времени уникально. Никакой другой инструмент в течение последних двух веков не пользуется подобной, действительно всемирной популярностью. Более того, ее востребованность до сих продолжает расти, невзирая на стремительный прогресс электронно-музыкальных технологий. Сочетание богатства музыкально-исполнительских возможностей гитары, ее широкого звукового диапазона, универсальности, портативности и сравнительной несложности самостоятельного овладения инструментом до некоего любительского уровня ставит ее в положение, в котором у нее практически нет конкурентов. Нет такого социокультурного слоя, в котором бы гитара не имела статус одного из главных музыкальных инструментов, а в ряде социумов (особенно в исторической ретроспективе) она является не просто главным, но и практически единственным инструментом. Никакому инструменту, кроме гитары, до сих пор не удавалось стать подлинно народным инструментом для большинства народов мира. Этому также способствует гипотетическое происхождение гитары от множества разнообразных струнных инструментов как Востока, так и Запада Евразии, благодаря чему многие народы не воспринимают ее как нечто чужеродное. Не говоря о прямых предшественниках гитары, ее более или менее близкие аналоги можно встретить в ряде стран и эпох, включая Древний Египет, Древний и Средневековый Китай, Древнюю и Средневековую Грецию, Средневековую Европу, Индию, Среднюю Азию и так далее. Исторически родственные гитаре струнные щипковые инструменты также имели и продолжают иметь широчайшее распространение среди тюркских народов.

 

2. Становление классической гитары.

Тем не менее собственно классическая шестиструнная гитара окончательно оформилась в качестве академического инструмента значительно позднее, чем фортепиано, скрипка, виолончель, флейта и т. д., в связи с чем развитие ее репертуара и педагогической школы началось соответственно позже. Дело в том, что после торжества в Европе эпохи Возрождения лютни, сохранявшей свое положение вплоть до времен Баха, наступили века, когда струнные щипковые инструменты потеряли свой высокий статус, оставшись инструментами мещанскими и крестьянскими, и весь расцвет классической музыки фактически произошел без их участия. Поэтому, хотя четырех- и пятиструнные гитары времен Реннесанса остались в прошлом, но еще до сравнительно недавних времен в России можно было наблюдать конкуренцию гитары шестиструнной (которая здесь звалась в XIX-м веке "итальянской") и семиструнной ("польской", или же "цыганской"), получившей здесь распространение в XIX-м веке. Собственно, если бы не российские политические перипетии начала XX-го века, беспощадно прервавшие в числе прочего и развитие отечественного гитарного искусства, школа семиструнной гитары, несомненно, продолжала бы развиваться и крепнуть, давая миру все новых композиторов и виртуозов. Ранние гитарные пьесы нашей отечественной школы имеют особую аппликатурную и гармоническую специфику, поскольку являются переложениями, изначально написанными для семиструнной гитары, имеющей другой строй. В Европе же с начала XIX-го века распространение получила шестиструнная гитара, которую там, в соответствии со страной ее происхождения, называли "испанской". От своих предшественников, латинской и мавританской гитар она получила две основные техники исполнения, соответственно "punteado" -- щипок одной струны, позволяющий вести мелодию, и "rasgueado" -- бряцание всеми, кроме большого, пальцами правой руки по нескольким струнам сразу, характерное для стиля "фламенко", что позволило ей включить в свой репертуар переложения произведений, написанных для других инструментов, не говоря уже о создании собственного, уникального репертуара, основанного во многом на ее "родных" испанских музыкальных традициях. Разумеется, переход с улично-народного статуса в статус академического инструмента означал изменение роли гитары с аккомпанирующей на сольную, что потребовало развития и стандартизации техники исполнения. С начала XX-го века получает широкое распространение практика переложения для гитары произведений классических композиторов, в том числе И. С. Баха. Кроме того, многие знаменитые композиторы, включая Паганини и Шуберта, сами играли на гитаре и писали для нее. В XX-м веке гитара окончательно закрепляет за собой статус академического инструмента, как сольного, так и ансамблевого.

 

3. Гитара в системе отечественного образования.

Сложившаяся к нашему времени ситуация с обучением игры на гитаре в России несколько парадоксальна. С одной стороны, она является практически народным инструментом, на котором основана подавляющая часть массовой культуры советского и постсоветского периода, что, хотя и не имеет прямого отношения к школе классической гитары, однако делает гитару наиболее известным и востребованным инструментом из всех прочих. Разумеется, дворовая или даже поп-культура обычно не требует виртуозности и не претендует на высокий уровень владения инструментом, но уже рок и особенно джаз достигают высот, сравнимых по профессионализму с классической школой. С другой стороны, система образования, необходимая для обучения гитаристов, очевидно развита недостаточно. В интернет-системах поиска работы запросы на репетиторов по гитаре несравнимо превышают по количеству запросы на преподавателей любого другого музыкального инструмента. С нуждой в репетиторах по гитаре может сравниться только количество запросов на преподавателей вокала. Также в интернете предлагается множество частных курсов обучения на гитаре, но профессионализм их преподавателей контролируется только их собственной совестью.  Спрос на обучение гитаре однозначно превышает предложение. Это иллюстрируется тем фактом, что не менее половины практикующих в школах преподавателей гитары по своему основному образованию являются не гитаристами, а домристами, балалаечниками и т.д., привлекаемыми руководством на основании их сносного владения инструментом и недостатка профессиональных преподавателей. Такие эрзац-педагоги проходят курсы переподготовки, дающие им право преподавания, но не сильно повышающие их собственный уровень владения инструментом, который опять же остается на их совести. Подобный подход оправдан только тем, что других вариантов просто нет, но вряд ли стоит ждать от него значимых результатов, а в плане педагогических перспектив такая ситуация напоминает замкнутый круг. Также странным выглядит позиционирование гитары в учебных заведениях в качестве инструмента народного оркестра.  Такое положение в принципе не соответствует академической сущности классической гитары. Представляются необходимыми принципиальное изменение взгляда на ее истинную природу и модернизация существующей образовательной системы.

 

4. Начало обучения. Предварительная информация.

Начинающим гитаристом может быть как ребенок, так и взрослый. Разумеется, преподавание для различных возрастов имеет свои отличия, обусловленные как физиологическими, так и психологическими факторами. В соответствии с физическим развитием ребенка, обучение игре на гитаре целесообразно начинать не ранее 6-летнего возраста. В то же время, самый малый из четырех размеров гитары -- 1/4 -- вполне подходит для детей от 3-х лет, что теоретически позволяет начать обучение и в более раннем возрасте, но здесь мы неминуемо столкнемся с такими сложностями, как недостаток усидчивости, способности к точным движениям и недостаточно развитая мелкая моторика. Еще одна проблема обучения ребенка игре на гитаре в том, что сажать маленького ребенка сразу за большую "взрослую" гитару мучительно, вредно и бесполезно, но гитар малых размеров в доступности почти нет, а по ценам они вполне сравнимы с полноценными "взрослыми" инструментами, хотя "вырастает" из них ребенок очень быстро. В результате за период обучения родителям ученика приходится, зачастую с немалым трудом, находить и покупать 2, 3, или даже 4 весьма недешевых инструмента, что нередко заставляет их выбрать для обучения другой инструмент, например фортепиано, которое не придется со временем заменять, или же скрипку, в случае которой нет подобных трудностей ни с доступностью, ни с ценами на инструменты малых размеров. В связи с этим можно упомянуть, что в последние годы получает распространение миниатюрная 4-хструнная гавайская гитара укулеле, но это все-таки другой инструмент, отличающийся как по постановке, так и по своей роли преимущественно аккомпанирующего инструмента. В то же время преподавателю гитары не стоит ею пренебрегать, поскольку овладеть этим инструментом несложно, и не исключено, что в течение своей педагогической практики ему предоставится возможность преподавать игру на укулеле.

 

5. Опасности самообучения.

Обучение более старших, или же вовсе взрослых учеников, в свою очередь, имеет такую проблему, как опыт самообучения игре на гитаре. Не случайно о Джулиардской музыкальной школе в США рассказывают, что обучение человека музыке с нулевого уровня в ней стоит более чем вдвое дешевле, нежели обучение того, кто уже имеет любой опыт музыкального образования и навыки игры на инструменте. Неважно, правда это или же нет, но переучивать неправильно заученное действительно труднее, чем учить "с нуля". Чем старше ученик, тем больше вероятность того, что он уже "умеет" держать гитару и что-то на ней играть. Классическая же постановка, как известно, весьма отличается как от "дворовой", так и от эстрадной, и ученику будет весьма непросто привыкнуть к позиции, кажущейся ему весьма неестественной и неудобной. Не то, чтобы классическая посадка и постановка рук казалась очень удобной и естественной ученику, начинающему "с нуля", но у него, по крайней мере, еще не выработалась привычная, расслабленная и удобная, но неправильная и неподходящая для исполнения сложных пьес альтернативная "диванная" постановка. Однако обучение взрослых имеет такие несомненные плюсы, как мотивированность и усидчивость учеников.

 

6. Обучение детей с особенностями развития.

Отдельной темой является обучение детей с особенностями развития. Методика преподавания советского периода рекомендует строгий отбор учеников по критериям физического и психического здоровья, а также предварительно требует от юного абитуриента явных музыкальных способностей. Новое же время вносит в данный вопрос серьезные поправки. Конечно, если целью является "выращивание лауреатов", то советский подход может быть оправдан, но "погоня за лаврами" не может и не должна быть единственным мотивом каждого педагога. Занятия музыкой вносят огромный вклад в воспитание любого ребенка, помогая ему развиваться быстро и полноценно. К тому же ограниченные возможности зачастую могут с лихвой компенсироваться в другой сфере, например, в творческих способностях, чему есть множество подтверждений. Приведем случай из практики:

 

7. Пример: случай из практики.

Ученица П. с диагнозом "ДЦП средней тяжести" имела характерные трудности с координацией движений, вследствие чего в течение первых нескольких лет обучения могла играть только одноголосные мелодии. Однако ее талант композитора-мелодиста был настолько ярок и очевиден, что скоро был замечен столичными продюсерами и востребован для создания музыки к телесериалам. В течение последующих нескольких лет ее мелодии, обработанные профессиональными аранжировщиками, звучали с каждого экрана и получали престижные премии за лучшее музыкальное оформление фильмов. Со временем исполнительские возможности девочки развились настолько, что она перестала нуждаться в аранжировщиках, и теперь она записывает свои композиции самостоятельно. Ее стиль ожидаемо отличается некоторой минималистичностью, но красота ее музыки вызывает законную гордость у преподавателей, причастных к развитию этого таланта.

 

8. Обучение детей с задержкой развития.

Дети с задержкой в развитии, как правило, медленнее осваивают учебную программу, но зато среди них чаще встречается необходимая усидчивость, и в работе с ними просто нужно проявлять немного больше терпения. Практика показывает, что традиционное предварительное тестирование ребенка перед началом обучения далеко не всегда выявляет его реальные способности, тем более что большинство из этих способностей при правильном подходе вполне возможно успешно развить. Особенно это относится к детям с задержкой в развитии, поскольку особенности их психологических и нервных реакций зачастую не позволяют адекватно оценить уровень их врожденных способностей.

 

 

9. Сроки начала изучения нотной грамоты.

Существует очевидное различие между обучением в полноценной музыкальной школе, где наряду с уроками гитары ученик проходит курс сольфеджио, общего фортепиано и хорового пения, и частным обучением, где преподавателю гитары приходится одновременно обучать ученика нотной грамоте и всему сопутствующему материалу. Во всех случаях фортепиано, благодаря линейному расположению клавиатуры, может оказать значительную помощь при освоении нотной грамоты. Разумеется, при некоторой практике, научить ребенка читать ноты не составляет большого труда, притом, что многие педагоги даже считают, что в первые месяцы обучения не стоит отвлекаться на ноты, поскольку внимание ребенка в этом случае распыляется, что очевидно вредит закреплению правильной постановки и координации правой и левой рук.

 

10. Качество звука.

С самого начала и на всех последующих этапах обучения главным вопросом является качество звука. Следует избегать как резкого, форсированного звука, так и слишком тихого, бесцветного. Звук должен быть сочным, ярким и долгим. Для достижения такого звука необходимо выработать независимые движения пальцев без "помогающих" движений кисти и руки. Поначалу не нужно добиваться силы звука, важнее найти правильное "защипывание" струны.

 

 

 

 

11. Свободная посадка, недопущение зажатости.

Одной из главных и постоянных задач, особенно в самом начале обучения, является недопущение зажатости ученика, причем как физической, так и психологической. Например, кисть правой руки, несомненно, занимает в классической постановке не совсем удобное положение, и поэтому сохраняет легкое напряжение. Чтобы привести ее в естественное свободное положение, необходимо расслабить мышцы всей руки и кисти. В результате этого мышцы кисти становятся мягкими и эластичными. Только после полного раскрепощения кисть и вся правая рука займут естественное, причем сугубо индивидуальное положение. Посадка ребенка должна быть свободной, должны работать только те мышцы тела, которые поддерживают правильную осанку и непосредственно участвуют в игре на инструменте. Необходимо с самого начала очень внимательно отнестись к закреплению правильной посадки и постановки, поскольку дефекты постановки, приобретенные в начале обучения, как правило, необычайно трудно исправить в будущем даже с помощью опытнейшего педагога.

 

12. Упражнения для расслабления.

Чтобы помочь ребенку освоить инструмент без ненужных трудностей, чрезвычайно полезно периодически делать с ним упражнения, чередующие напряжение и расслабление, направленные на развитие свободы рук, гибкости суставов, укрепления мышц пальцев, а также снимающие напряжение со спинных мышц, время от времени возникающее у детей во время урока. Для этой цели необязательно искать специфические "гитарные" упражнения, здесь подойдут и фортепианные и скрипичные методики, которые в достаточном количестве имеются в свободном доступе, например, работа М. Ковалевской "Музыкальная гимнастика для пальчиков", изд. Композитор, С.-Пб, 2007. В связи с этим также представляется целесообразным ознакомиться с работами педагога В. Х. Мазеля.

 

13. Независимость рук друг от друга.

Действия правой и левой руки при игре на гитаре преследуют разные цели и имеют различные трудности. Важно помнить, что большую роль в начале обучения играет переключение внимания ученика от правой руки к левой и наоборот. Подобное умение полезно не только для освоения оптимального положения рук, но и вносит необходимое разнообразие в ход урока, влияет на настроение и работоспособность ученика. При проведении первоначальных упражнений по освоению инструмента следует особое внимание уделить формированию независимости рук. При выполнении упражнений правой или левой рукой следует внимательно следить за состоянием другой руки. Взаимозависимость напряжения рук необходимо исключить с самого начала. Например, при поджатии и удержании струн пальцами правой руки левая рука должна свободно лежать на корпусе инструмента, и наоборот. При проработке упражнений для левой руки правая должна совершать минимальные, простейшие, желательно уже хорошо отработанные движения, а во время работы над техникой правой руки левая должна быть малоподвижной, подготавливая лишь нужные ноты или аккорды.

 

14. Соответствие репертуара вкусу ученика.

Нельзя недооценивать фактор того, насколько разучиваемый материал интересен ученику. Пьесы, интересные и близкие ребенку, выучиваются быстрее и легче, нежели те, что кажутся ему скучными и далекими от его вкусовых предпочтений. В случае правильного подбора репертуара процесс обучения доставляет удовольствие и ученику и учителю. Педагогу будет полезно во время занятий время от времени самому проигрывать пьесы как из актуального, так и из предполагаемого будущего репертуара ученика, а также любимые произведения небольшого объема из собственного репертуара. Это дает необходимый отдых вниманию и рукам ученика, и мотивирует его на дальнейшие усилия в обучении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1) Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. Москва, 1983.

2) Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Ленинград, 1974.

3) Вайсборд М.А. Дань почтения гитаре. Музыкальная жизнь. 1988 - №1.

4) Мазель В. Музыкант и его руки. С.-Пб., 2001.

5) Волков В. Беседы с Сергеем Рудневым. Гитаристъ. 2004. - №1.

6) Михайленко Н. П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. Киев, 2003.

7) Строганов И. В. Методический доклад "Звукоизвлечение на классической гитаре". Ростов-на-Дону, 2016.

8) Зданович О. О. Методическая разработка "История гитары и пути ее развития". Стерлитамак, 2017.

9) Козицкая Е. М. Доклад "Начальный период обучения игре на гитаре детей раннего возраста". Гвардейск, 2012.

10) НГУ, Коллектив авторов. Обучение первоначальным навыкам игры на классической гитаре на основе методики Кузина Ю. П. Нижневартовск, 2015.

 

Реферат Преподавателя МБОУ

Реферат Преподавателя МБОУ

Оглавление 1. Классическая гитара

Оглавление 1. Классическая гитара

Классическая гитара. Общие сведения

Классическая гитара. Общие сведения

Становление классической гитары

Становление классической гитары

От своих предшественников, латинской и мавританской гитар она получила две основные техники исполнения, соответственно " punteado " -- щипок одной струны, позволяющий вести мелодию, и…

От своих предшественников, латинской и мавританской гитар она получила две основные техники исполнения, соответственно " punteado " -- щипок одной струны, позволяющий вести мелодию, и…

Разумеется, дворовая или даже поп-культура обычно не требует виртуозности и не претендует на высокий уровень владения инструментом, но уже рок и особенно джаз достигают высот,…

Разумеется, дворовая или даже поп-культура обычно не требует виртуозности и не претендует на высокий уровень владения инструментом, но уже рок и особенно джаз достигают высот,…

Представляются необходимыми принципиальное изменение взгляда на ее истинную природу и модернизация существующей образовательной системы

Представляются необходимыми принципиальное изменение взгляда на ее истинную природу и модернизация существующей образовательной системы

В связи с этим можно упомянуть, что в последние годы получает распространение миниатюрная 4-хструнная гавайская гитара укулеле, но это все-таки другой инструмент, отличающийся как по…

В связи с этим можно упомянуть, что в последние годы получает распространение миниатюрная 4-хструнная гавайская гитара укулеле, но это все-таки другой инструмент, отличающийся как по…

Однако обучение взрослых имеет такие несомненные плюсы, как мотивированность и усидчивость учеников

Однако обучение взрослых имеет такие несомненные плюсы, как мотивированность и усидчивость учеников

В течение последующих нескольких лет ее мелодии, обработанные профессиональными аранжировщиками, звучали с каждого экрана и получали престижные премии за лучшее музыкальное оформление фильмов

В течение последующих нескольких лет ее мелодии, обработанные профессиональными аранжировщиками, звучали с каждого экрана и получали престижные премии за лучшее музыкальное оформление фильмов

Существует очевидное различие между обучением в полноценной музыкальной школе, где наряду с уроками гитары ученик проходит курс сольфеджио, общего фортепиано и хорового пения, и частным…

Существует очевидное различие между обучением в полноценной музыкальной школе, где наряду с уроками гитары ученик проходит курс сольфеджио, общего фортепиано и хорового пения, и частным…

Одной из главных и постоянных задач, особенно в самом начале обучения, является недопущение зажатости ученика, причем как физической, так и психологической

Одной из главных и постоянных задач, особенно в самом начале обучения, является недопущение зажатости ученика, причем как физической, так и психологической

Музыкальная гимнастика для пальчиков", изд

Музыкальная гимнастика для пальчиков", изд

Пьесы, интересные и близкие ребенку, выучиваются быстрее и легче, нежели те, что кажутся ему скучными и далекими от его вкусовых предпочтений

Пьесы, интересные и близкие ребенку, выучиваются быстрее и легче, нежели те, что кажутся ему скучными и далекими от его вкусовых предпочтений

Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре

Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2023