Учитель: Русых Виктория Борисовна Класс: 1 – г Внеурочное занятие: «Функциональная грамотность»
Тема занятия: «Находчивый колобок»
Тип занятия: деловая игра
Цели и задачи занятия: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Предмет изучения: деньги, цена, услуги, товар.
Формируемые умения:
- наблюдать над понятиями: товар, услуга;
- определять необходимые продукты и их цены;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- работать в группе.
Планируемые результаты:
личностные:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в сфере финансов;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях;
метапредметные:
познавательные
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
регулятивные
- проявлять познавательную и творческую инициативу; принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- оценивать правильность выполнения действий.
коммуникативные
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в содержании с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условие деятельности в речи;
- доносить свою мысль до других; слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе.
предметные:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный и демонстрационный материал, изображение колобка.
Структура занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организация начала занятия. |
Подготовка учащихся к работе на занятии. Нас сегодня ждёт дорога И узнать нам надо много! В путешествие пойдём. Тихо девочки за парту сели. Тихо мальчики за парту сели. На меня все посмотрели. |
Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в деловой ритм |
2. Подготовка к основному этапу занятия. |
Загадка: Кто сбежал от бабы с дедом, Кто стал для лисы обедом? От неё уйти не смог сытный, вкусный … (КОЛОБОК) (Учитель
демонстрирует колобка) - Так в какую сказку мы с вами сегодня отправимся? - Итак, открываем наши тетрадки на с. 50 и погружаемся в сказку. |
Отгадывают загадку.
- Мы сегодня отправимся в сказку «Колобок» |
3. Активизация опорных знаний. |
- Пошла бабушка – старушка в магазин, а там на полках – разные товары, и для каждого товара указана цена. - Но бабушка старенькая, подзабыла она, что такое товар и цена. Напомним ей?
1. Всё что в жизни продаётся, Одинаково зовётся: И крупа, и самовар Называются … (ТОВАР)
2. На товаре быть должна Обязательно… (ЦЕНА) - Уточните, что такое ЦЕНА? |
Хором называют слова – отгадки.
- Это то, сколько стоит ТОВАР. |
4. Основной этап занятия |
Задание 1. - Давайте внимательно рассмотрим полку магазина и прочитаем, какой товар там есть. - Поможем бабушке купить нужные продукты? Возьмите в руки простой карандаш и обведите только те продукты, которые необходимы, чтобы испечь колобок. - Для каждого товара указана цена. Подчеркните цену выбранных продуктов. (На доске вывешивается картинка с продуктами и их ценой) - Сколько кантиков всего должна будет отдать бабушка за выбранные продукты? Как вы это узнали? Запишите в тетради.
- Сколько денег останется у бабушки? Как вы это узнали? Запишите.
- А как вы думаете, что такое кантики? У вас в тетради написано 2 варианта ответа, прочитайте внимательно и обсудите с соседом по парте, какой ответ, по вашему мнению, правильный. - А что же такое, по-вашему, деньги? (На доске вывешиваю слово ДЕНЬГИ) (Выслушиваю ответы детей) - Ну, а теперь давайте прочитаем правильный ответ. ( с.50) Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги. Задание 2. - А мы с вами отправимся вместе с колобком и поможем ему подсчитать, сколько же кантиков он сможет заработать. Работать будем по парам.
- Каким образом колобок решил заработать? - А что такое УСЛУГА? (На доске вывешиваю слово УСЛУГА) (Выслушиваю ответы детей) - Ну, а теперь давайте прочитаем правильный ответ. (с.51)
Услуга – действие, приносящее пользу или помощь другому.
- Получит ли колобок за свою услугу плату? - Как назвать услугу, за которую получают плату?
- Прочитайте, какова цена одной морковки?
(На доске вывешивается картинка с морковкой и её ценой)
- Сколько морковок дал заяц колобку? - Как узнать, сколько всего кантиков заработал колобок? - Возьмите конверт и достаньте 4 кантика.
Задание 3.
- Колобок решил спеть песенку волку, это платная услуга?
- Прочитайте, сколько стоит вскопать огород? - Достаём из конверта ещё 5 кантиков и добавляем к уже имеющимся. Сколько сейчас всего кантиков на счету у колобка?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Задание 4.
- Спеть песенку медведю – это платная услуга?
- Прочитайте, сколько стоит 1 гриб?
(На доске вывешивается картинка с грибом и его ценой) - Сколько грибочков дал медведь для бабушки с дедушкой, прочитайте. - Сколько кантиков заработал колобок за эту услугу? - Достаём из конверта ещё 3 кантика и добавляем к уже имеющимся. Сколько всего заработал колобок за три услуги, посчитайте?
Задание 5.
- Спеть песенку лисе – это платная услуга?
- Прочитайте, сколько стоят ягоды?
(На доске вывешивается картинка с 2 ягодами и их стоимостью)
- Сколько лиса собрала ягод для дедушки с бабушкой? - Нарисуйте 10 ягод. - Обведите по 2 ягодки и подумайте, сколько кантиков будет стоить земляника? - Достаём из конверта ещё 5 кантиков и добавляем к уже имеющимся. Сколько всего заработал колобок, посчитайте?
Дополнительный вопрос. - Давайте вспомним, сколько кантиков бабушка потратила на продукты для колобка. - Уберите 8 кантиков. - Посчитайте, сколько кантиков осталось. - Так какую прибыль получил колобок, оказывая платные услуги?
Дополнительный вопрос. Какие продукты могут купить дедушка с бабушкой на 9 кантиков, которые заработал колобок.
(На доске уже висят картинки с продуктами и ценами продуктов) |
Дети исключают сахар и обводит в кружок рисунки с мукой, сметаной и маслом.
Дети подчёркивают цену выбранных товаров. - Нужно сложить 3, 2, 3. Дети записывают решение: 3 + 2 + 3 = 8
2 кантика. 10 – 8 = 2
После обсуждения в паре выбирается ответ «деньги в сказке»
Дети дают ответ
Дети читают подсказку.
- Он решил оказать зайцу услугу – спеть ему песенку. Дети дают ответ
Дети читают подсказку.
- Да, ему заяц даст 2 морковки. - Такую услугу называют платной.
- Цена морковки – 2 кантика.
- Заяц дал колобку 2 морковки. - 2 + 2 = 4. Ребята достают из конверта 4 кантика.
- Спеть песенку - платная услуга, так как взамен волк должен вскопать огород. - Вскопать огород стоит 5 кантиков. Ребята добавляют 5 кантиков к имеющимся 4 и выясняют, что их стало 9.
- Спеть песенку - платная услуга, так как взамен медведь должен дать для бабушки с дедушкой грибочков. - 1 гриб стоит 1 кантик.
- Медведь дал колобку 3 грибочка. - Колобок заработал 3 кантика. Ребята добавляют 3 кантика и выясняют, что колобок заработал 12 кантиков.
- Спеть песенку - платная услуга, так как взамен лиса должна для дедушки с бабушкой нарвать земляники. - 2 ягоды стоят 1 кантик. - Лиса собрала 10 ягод. Ребята рисуют 10 ягод. Ребята обводят по 2 ягодки и выясняют, что земляника будет стоить 5 кантиков. Ребята добавляют 5 кантиков и выясняют, что колобок заработал 17 кантиков.
- Бабушка потратила 8 кантиков.
Ребята убирают 8 кантиков. - Осталось 9 кантиков. - Прибыль – 9 кантиков. Прибыль – это сумма, на которую доход превышает затраты.
Дети называют продукты. |
5. Подведение итогов занятия |
- И вот, несёт колобок бабушке с дедушкой кантики, а по дороге предложил нам вспомнить то, о чём мы сегодня узнали: 1. Бывают купюры, бывают монеты Любого размера и разного цвета. Мы с ними всегда идём в магазин, Люди за них покупает бензин, Удочку – дед, ну, а бабушка – серьги: Всё это можем купить мы за …(ДЕНЬГИ)
2.Хочешь деньги заработать. Должен ты, дружок работать. Пользу приносить, иль помощь другу И назовём это платной… (УСЛУГОЙ) |
Хором называют слова – отгадки.
|
6. Рефлексия |
- Прикатился колобок домой, отдал кантики бабушке с дедушкой и запрыгнул в свою любимую корзинку отдохнуть.
- А вот в какую корзинку запрыгнул бы ваш колобок, мы сейчас выясним. (На доске корзинки красного, жёлтого и зелёного цвета. К – мне многое на занятии было не понятно Ж – на занятии всё было понятно З – на занятии мне всё было понятно, но я хотел бы узнать больше)
Вот настало время, братцы, Нам с занятием прощаться. Сказке подошёл конец, А кто слушал – … (МОЛОДЕЦ!) |
Дети прикрепляют колобков к соответствующей корзинке. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.