Слайд 2-25
В дорогу, девчонки!
В дорогу, мальчишки!
По лесенке знаний
Шагайте смелей!
Чудесные встречи
И добрые книжки
Ступеньками будут на ней.
Припев:
И песенка, и песенка
В дороге пригодится.
Учиться надо весело,
Учиться надо весело!
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться!
По лесенке знаний
Вы сможете скоро
Достичь недоступной
Морской глубины,
Спуститься под землю,
Взобраться на горы
И даже дойти до Луны.
Припев.
Крутые ступеньки
На лесенке будут,
Но выверен точно
Заветный маршрут,
Чтоб вас подружить
С удивительным чудом,
Которое знаньем зовут.
Учиться надо весело. Слова К. Ибряева. Музыка С. Соснина
Слайд 26-29
Грамотность — определенная степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Ранее под понятием «грамотный» подразумевали человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле понятие «грамотный» означает не только способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания, но и уметь составлять тексты и анализировать прочитанное, обладать знаниями в какой-либо области, быть готовым к дальнейшему обогащению и развитию своих образовательных возможностей. Образованным людям легче шагать по жизни: перед ними открываются двери, они могут развить задатки, таланты и способности.
Слайд 30-31
Но в современном мире более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Много детей, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира.
Слайд 32
С целью распространения и повышения грамотности среди населения Земли в 1966 году ЮНЕСКО был объявлен всемирный праздник ― Международный день грамотности, который отмечается ежегодно 8 сентября.
Слайд 33
Цель праздника – привлечь внимание к борьбе с неграмотностью и объединить усилия правительств, международных и неправительственных организаций по распространению образования во всем мире.
Слайд 34-39
Ежегодно День грамотности посвящён определённой теме. В разные годы он проходил под девизами: «Значение грамотности для женщин», «Грамотность расширяет личные возможности», «Грамотность и здоровье», «Грамотность обеспечивает устойчивое развитие», «Читая прошлое, пишем будущее», «Грамотность в цифровом мире» и др.
Слайд 40-41
Раз в год ЮНЕСКО присуждает пять премий за распространение грамотности: три премии имени Конфуция (The UNESCO Confucius Prize for Literacy), учрежденные в 2005 году при поддержке правительства КНР, и две премии имени короля Сечжона (The UNESCO King Sejong Literacy Prize), учрежденные в 1989 году при поддержке правительства Южной Кореи.
Слайд 42
В разных странах мира в этот день различные государственные и общественные здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей, читающих книги, газеты и журналы; выдающихся деятелей культуры, политических лидеров, известных спортсменов и т.д.
Слайд 43-45
В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных праздников. Для обучающихся устраивают викторины, олимпиады, КВНы по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать, это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.
Слайд 46-55
Что значит быть грамотным?
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
Слово про слово. Автор: Ю. Энтин
Слайд 56-57
Согласно резолюции ЮНЕСКО 1958 года неграмотными считаются люди, которые не могут прочитать и написать короткое, простое сообщение о своей повседневной жизни. Говоря о человеке, как о грамотном, мы подразумеваем, что он умеет как читать, так и писать.
Слайд 58
Френсис Бэкон утверждал, что чтение создаёт полноценного человека, обсуждение подготавливает его, а письмо завершает его.
Слайд 59-60
Конкретное содержание понятия грамотности менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию человека — от элементарных умений читать, писать, считать к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков (функциональная грамотность).
Слайд 61
«Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь», - говорил Эдмонд Абу.
Слайд 62
Исторический очерк распространения грамотности на Руси
О распространении грамотности в Древней Руси свидетельствует множество берестяных грамот, раскопанных в Новгороде А.В. Арциховским в 1951 году.
Слайд 63-65
Быстрому распространению письменности способствовало принятие христианства в 988 г., в Киевском государстве появилась потребность в грамотности и в обучении грамоте. Стали появляться первые школы, которые были созданы князем Владимиром Святославовичем. «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», — сообщалось в Повести временных лет. Князь Ярослав Мудрый расширил круг людей, обучавшихся грамоте, предписав священникам «по городам и иным местам» учить людей, ибо «велика ведь бывает польза от учения книжного».
Слайд 66-67
Найденные при раскопках в Новгороде, Пскове, Смоленске, других русских городах берестяные грамоты наряду с многочисленными эпиграфическими памятниками стали свидетельством широкого распространения грамотности среди городского населения в Киевской Руси. Сохранялась и поддерживалась грамотность в среде торгово-ремесленного населения Новгорода и Пскова в XIV—XV вв., что подтверждают берестяные грамоты и «граффити» (надписи на стенах храмов).
Слайд 68
Вместе с тем уровень грамотности населения Древней Руси был очень низким, даже среди духовенства, для которого грамотность была ремеслом. Потребность в образованных людях в XVI в. значительно возросла, что было связано с развитием экономики, государственного аппарата объединенной страны, международных связей.
Слайд 69-70
В середине XVI столетия произошло крупнейшее событие в истории русской культуры, сыгравшее необычайно важную роль в развитии грамотности и книжности, — возникло книгопечатание. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышел «Апостол» — первая русская датированная печатная книга. Напечатана Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в типографии, созданной по инициативе Ивана IV и митрополита Макария. Главной книгой для школьников стал букварь, впервые изданный в 1574 году Иваном Федоровым.
Слайд 71
XVII в. еще более увеличил потребности в распространении грамотности и просвещения. Развитие городской жизни, оживление торгово-промышленной деятельности, усложнение системы государственного аппарата, рост связей с зарубежными странами требовали большого числа образованных людей. Распространение книг приобрело в этот период значительно более широкие масштабы.
Слайд 72
В 1687 г. в России было открыто первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (академия), предназначавшееся для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы.
Слайд 73
Серьёзное внимание на распространение грамотности первым обратил Пётр Великий. В 1714 г. он учредил арифметические (цифирные) школы, где учили только грамоте и азам арифметики. В такие школы ходили дети солдат и нижних чинов.
Слайд 74
К XVIII веку образование стало более доступным: появились народные училища, которые было разрешено посещать даже крепостным. Подневольные люди могли учиться только в том случае, если помещик решит оплатить их образование.
Слайд 75
Лишь в XIX веке начальное образование стало бесплатным для всех. Крестьяне ходили в приходские школы, обучение в которых длилось всего один год. Дети купцов и ремесленников в течение трех лет посещали уездные училища, а для дворян были созданы гимназии. Крестьян учили только грамоте и счету. Мещан, ремесленников и купцов обучали истории, географии, геометрии и астрономии, а дворян в школах готовили к поступлению в университеты. Общедоступным образование стало после принятия соответствующего закона в 1908 году.
Слайд 76
Первая российская перепись (1897 г.) показала огромное отставание России от абсолютного большинства стран Европы. Грамотность населения составляла лишь 24% (грамотными считались умевшие хотя бы читать; учёт производился для лиц в возрасте от 9 лет и старше). Внутри страны значительными были различия в грамотности населения: в прибалтийских губерниях отмечался её высокий уровень, а в восточной части Российской империи население было практически полностью неграмотным.
Слайд 77-81
После Октябрьской революции 1917 г. проблема всеобщей грамотности населения выдвигается в качестве важнейшей практической политической задачи. В 1919 году в СССР принят декрет Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В этот процесс включались массовые общественные организации. Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15 должен был иметь школу грамоты. Были созданы курсы ликвидаторов безграмотности в 26 губерниях. Осенью 1923 было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность!», которое к концу года объединяло свыше 100 тысяч членов. Во второй половине 1920-х годов основная работа по ликвидации безграмотности была перенесена в деревню. В течение 10 лет (с 1917 по 1927 гг.) было обучено грамоте до 10 миллионов взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 миллионов человек.
Слайд 82
Данные довоенных советских переписей о быстром росте грамотности (в 1920 - 41,7% грамотных, в 1926 - 51,1%, в 1939 - 81,2%) подтверждают то, что СССР также стал страной сплошной грамотности.
Слайд 83
В послевоенных переписях лиц, не имеющих законченного начального образования, и лиц без образования в составе населения СССР старше 9 лет было: в 1959 - 32,9%, в 1970 - 22,4%, в 1979 - 11,3%, в 1989 - 5,5%.
Слайд 84
По данным Всероссийской переписи населения, в 2010 году уровень грамотности в России достиг 99,8%. Интересно наблюдать и показатели грамотности во временной динамике. В 1926 году было похвально, если человек обладал «умением читать хотя бы по слогам и писать свою фамилию». В опросных листах 2010 года обязательным вопросом становится «наличие ученой степени с указанием ее типа».
Слайд 85
Интересные факты о грамотности
Приведем некоторые интересные факты о грамотности по данным материалов UNESCO Institute for Statistics за 2014.
По данным ЮНЕСКО 2012 года, 781 миллион взрослых людей в возрасте от 15 лет и старше были неграмотными, при этом почти все они (99%) проживали в развивающихся регионах.
Слайд 86
Почти две трети неграмотного взрослого населения в мире (496 миллионов) составляли женщины, причем эта доля оставалась неизменной с 1990 года. Женщины и сейчас составляют более половины неграмотного населения во всех регионах мира. В Восточной и Западной Азии на них приходится почти три четверти неграмотного населения.
Слайд 87
Подавляющее большинство молодых людей в мире являются грамотными: 87 процентов молодых женщин и 92 процента молодых мужчин обладают базовыми навыками чтения и письма.
Слайд 88
В мировом масштабе в период 1990–2012 годов уровень грамотности взрослого населения для мужчин возрос с 82% до 89%, а для женщин — с 69% до 80%.
Слайд 89
За период 1990–2012 годов общемировой уровень грамотности среди молодых женщин возрос с 79% до 87% процентов, а среди молодых мужчин — с 88% до 92%.
Слайд 90
В некоторых частях мира, где многие мальчики и девочки не посещают или бросают школу, уровень грамотности среди молодежи значительно ниже среднемирового показателя.
Слайд 91-92
В странах Африки к югу от Сахары грамотными являются только 64% молодых женщин и 76% молодых мужчин. В Океании и Южной Азии доля молодых мужчин и женщин, имеющих базовые навыки грамотности, значительно ниже среднемировых показателей для каждого пола.
Слайд 93-94
В 2012 году общемировой уровень грамотности среди людей в возрасте от 65 лет и старше составил 70% для женщин и 81% для мужчин.
Наиболее высокий уровень грамотности среди молодежи наблюдается в Японии.
Слайд 95
Мировая статистика показала, что больший процент неграмотных (37% взрослых) проживает в Индии.
Слайд 96
По данным ОООН, Россия входит в двадцатку самых грамотных стран в мире. А вот по уровню образования, к сожалению, занимает 36 место, уступая многим другим развитым странам. Но стоит учесть, что эти данные были актуальны на 2013 год, когда проводились последние исследования. К 2019 году ситуация явно улучшилась, учитывая общий прогресс развития грамотности в России.
Слайд 97-98
Сегодня понятие грамотности расширяется, наделяется новыми смыслами. И говоря о грамотном человеке, мы подразумеваем, что он не только обладает первичными навыками счета и письма, но и обладает знаниями в финансовой, юридической, экономической сферах. Грамотность отрывает доступ к книге, которая даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством.
Слайд 99-102
Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
В. Боков
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.