Одной важнейших социальных проблем современного общества является проблема суицида среди детей и подростков. На современном этапе суицид занимает третье место в классификации причин смертности у населения (после онкологических заболеваний и болезней сердца). По данным ВОЗ около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, наблюдается у четверти здоровых подростков.
Сегодня актуальный вопрос – не зачем дети сводят счеты с жизнью, а в чем причина таких действий? И почему им никто вовремя не помог?
Подростковый период ― период быстрого роста, который связан с конфликтами, ощущением депрессии, напряжением и проблемами в школе и дома. Новообразованиями подросткового возраста являются склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего мира и своей личности. Взрослые должны понимать, что подростки более чувствительно и импульсивно реагируют на события, чем люди других возрастных групп, а знание социально–психологических и медицинских предвестников суицида во многих случаях позволяет предотвратить их.
Исследования показали, что 93% подростков, пытавшихся покончить с собой, оказались знакомы с кем-то, кто уже совершал попытку самоубийства. Чаще всего попытки тинейджеров покончить с собой, оказываются неудачными. Некоторые из подростков действительно желают умереть, тогда, как многие другие просто хотят дать понять другим, в какой отчаянной ситуации они находятся, как им нужна помощь, или хотят преподать окружающим урок.
Порой небольшой конфликт в семье или в школе может послужить толчком для того, чтобы ребёнок вошёл в депрессивное состояние. Наиболее подвержены суициду это подростки, склонные к депрессиям (пониженному настроению), злоупотребляющие спиртными напитками, наркотическими и токсическими веществами, видевшие самоубийство или гибель кого-то из близких, плохо успевающие в школе, девочки после изнасилования или во время беременности, а также талантливые, неординарные подростки, которым сложно социализироваться в современном обществе. Входящие в эту группу подростки в любой момент могут оказаться в ситуации, которая станет толчком к суициду.
Основные мотивы суицидального поведения подростков:
Психотравмирующая ситуация не всегда является единственной предпосылкой для суицида. Личностные особенности суицидента являют собой вторую составляющую данной ситуации. Для подростков с суицидальным поведением характерны:
Особенности суицидального поведения детей и подростков
Понятие «смерть» детьми воспринимается как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью и не представляется особо пугающим событием. В дошкольном возрасте дети воспринимают смерть как временное явление, подобно отъезду. Младшие школьники думают, что смерть является наказанием за плохие дела. Они полагают смерть маловероятной, невозможной для себя, не считают необратимой. Для подростков смерть представляет собой более очевидное явление. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами. Если и принимают мысль о своей смерти, то отрицают реальность этой возможности.
С точки зрения взрослых, детские проблемы незначительны, и они просто не обращают на них должного внимания. Часто для родителей детский суицид является неожиданностью.
В подростковом возрасте добавляются:
Основные факторы, способствующие попыткам суицида у подростков
На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями (примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте – трудности, связанные с учебным заведением, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, представителями противоположного пола.
Конечно, у каждой суицидальной попытки своя причина. Но все сводится к одному: ребенок не в силах самостоятельно разрешить трудную ситуацию, а понимающего это взрослого нет рядом. И тогда подростки пытаются найти необходимую поддержку в социальных сетях. Часто дети вступают в сообщества, которые рассматривают суицид как единственный выход из всех трудных ситуаций.
Тысячи страниц в Интернете наполнены контентом, убеждающим, что предательство — обратная сторона дружбы, любовь безответна, а жизнь бессмысленна. И только смерть имеет значение. Детей вовлекают в суицидальную игру, финалом которой является самоубийство. В сети люди с фальшивыми именами выдают детям задания и внушают уверенность, что по-настоящему счастливое существование откроется только в «тихом доме» (так они называют место, куда наставники «пропишут» их после суицида).
Одной из основных площадок для вовлечения в суицидальную игру, является социальная сеть «ВКонтакте», это не значит, что «игра» не распространяется в других сетях. Например, в 2017 году для вовлечения в «игру» стал активно использоваться Instagram.
В сети Интернет стоит опасаться групп, в чьих названиях присутствует слово «кит». К ним же относятся группы «Разбуди меня в 4:20», «Тихий дом». Как правило, подобные группы изобилуют огромным количеством цифровых и иностранных шифров, которые могут показаться подростку почти сакральными. Например, ко многим записям прикрепляются надписи на иврите с текстом вроде «Я покажу тебе, как темно на другой стороне луны», странные хештеги.
Руководители этих сообществ даже определяют даты «выпиливания» подростков (так на сленге в этих группах называется уход из жизни).
Для новых участников подобных сообществ предлагается вступить в игру, которая является определённым сплавом популярного среди молодёжи «городского квеста» и реалити-шоу. Подростки получают кодовые имена и выполняют задания, придуманные организаторами. Речь идёт о достаточно жестоких вещах: порезанные руки, постановочные видео с инсценированным самоубийством, выпитые таблетки снотворного или даже предсмертные фотографии. Одним из элементов игры является таймер, отсчитывающий дни до назначенной даты совершения массовых самоубийств. Целью загадочной игры является достижение так называемого «тихого дома» – места, где сон, реальность и интернет сливаются в единое целое, и из которого якобы можно править миром.
С детьми в социальных сетях работают системно и планомерно, шаг за шагом подталкивая к последней черте. Как взрослым распознать надвигающуюся беду? Как понять, что ребенок в опасности?
Подростки, состоящие в суицидальных группах, могут неплохо успевать в школе, не проявлять агрессии или замкнутости. Поэтому родителям необходимо контролировать, что пишут дети в социальных сетях, какие фотографии выкладывают, чем делятся с миром. Помимо записей на «стене», следует обратить внимание на «статус». Тревожный знак, если в статусе присутствуют:
На своей странице ребёнок может разместить «объявление», демонстрирующее его готовность или интерес к виртуальным «суицидальным квестам».
Такие «объявления» могут выглядеть следующим образом:
Если ребёнок оставил запись с хештегом на своей странице или где-либо в комментариях, велика вероятность, что его обнаружат те, кто ищет желающих вступить в «суицидальный квест».
Почему в «группах смерти» используется #тихийдом?
Подростков завлекают идеей существования в Интернете «Уровня А» — места, где якобы есть «пик интернета», или «тихий дом». Согласно утверждениям лиц, склоняющих к суицидам, это не сайт, а точка невозврата в реальный мир: попадая в «тихий дом», человек переживает «информационное перерождение» и навеки сливается с Сетью.
Для того чтобы попасть в «тихий дом», подросток, назначенный «избранным», должен пройти все стадии «игры», выполняя задания, которые даются в личной переписке или в закрытых чатах соответствующих групп и в конце концов совершить самоубийство. Тогда он якобы «освободится», «обретёт настоящую свободу» и получит своё место в «тихом доме».
Что делать, если опасения подтвердились, и вы обнаружили, что ребёнок в «игре»?
Почему в «группах смерти» используется #разбудименяв4_20?
В пабликах с «суицидальными квестами» детей заставляют выходить в закрытые чаты именно в это время. Дети получают приглашение в закрытые группы или чаты, когда в 4 часа 20 минут нужно проснуться и получить доступ. И так каждую ночь. От хронического недосыпания накапливается усталость, и ребёнок становится более подвержен психологическому воздействию.
Тревожными сигналами можно считать:
Организаторы и участники суицидальных пабликов часто берут себе такие имена и фамилии, как Августина, Октябрина, Рейх, Лис, Кот, Кит и т.д. Просмотрите тех, кто подписан на страницу подростка (по каким-то причинам ребёнок предпочёл не добавлять этих пользователей в «друзья», они остались в «подписчиках»). Нередко число друзей может быть в пределах 20, но число подписчиков превышает сотню, что в совокупности с анализом их аватарок и содержания страниц может свидетельствовать о том, что ребёнок «раскручивается» как потенциальный «суицидник».
Если вы заметили перечисленные тревожные признаки на страницах известных вам друзей или одноклассников ребёнка, постарайтесь сообщить об этом его родителям.
Что делать, если ребёнок оказался вовлечённым в «группу смерти» или содержание его страницы в Интернете вызывает тревогу?
У всех детей наблюдаются изменения, так называемые признаки суицидального поведения:
Наличие в поведении ребёнка вышеперечисленных признаков не означает, что подросток обязательно совершит самоубийство. Но они могут стать сигналом для более внимательного отношения к нему.
В интернете «группы смерти» мимикрируют, меняют названия, адреса страниц, сайты, хештеги. Взрослые, будьте бдительны, интересуйтесь реальной и виртуальной жизнью детей, любите их, прощайте, хвалите, содействуйте, поддерживайте, подбадривайте, учитесь слушать и слышать, дружите с ними.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.