.
Оценка 4.7

.

Оценка 4.7
docx
03.06.2024
.
Диагоностика .docx

Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу

 Диагностика мотивационной сферы Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Анкета Н.Г. Лускановой, модифицированная Е.И. Даниловой для учащихся среднего звена, даёт возможность определить уровень школьной мотивации детей. Наличие у ребёнка стремления выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять активность. Анкетирование рекомендуется проводить школьному психологу.

Текст опросника состоит из 10 вопросов. Вопросы зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны записать те ответы, которые им подходят.

Инструкция. «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

Обработка результатов.

Проводится как количественная, так и качественная обработка результатов.

Количественный анализ.

Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

·                     ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

·                     нейтральный  (средний)   ответ  (не  знаю,   бывает  по-разному  и  т.п.) оценивается в 1балл;

·                     ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.

5-й уровень. 25 - 30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

4-й уровень.   20  -  24   балла   (хорошая   школьная   мотивация).   Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3-й уровень. 15-19 баллов (положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами). Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает возможность пообщаться с друзьями, учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.

2-й уровень. 10 — 14 баллов (низкая школьная мотивация). Подобные школьники неохотно посещают школу, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

1-й уровень. Ниже 10 баллов (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в отношениях с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Ребята переживают, плачут, могут проявлять агрессивные реакции, отказываются выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Качественный анализ

Анализируется выбор ребёнка по каждому из 10 вопросов анкеты.

Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребёнка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта - о психологической защите.

О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на 5 вопрос (Как ты относишься к домашнему заданию?).

Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8 (Как ты относишься к своему классному руководителю?). О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и третьего вариантов ответа.

Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на 9 и 10 вопросы. О полной изоляции или отвержении ребёнка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответов на оба эти вопроса. При различных комбинациях второго и третьего вариантов ответов можно предполагать либо частичную изоляцию ребёнка в классе, либо его включённость в малую замкнутую группу из 2-х или 3-х человек. При комбинации «третий вариант ответа на 9-й вопрос - первый вариант ответа на 10-й» можно предположить, что сам ребёнок стремиться к общению, однако по какой-то причине ему не удаётся установить контакт с одноклассниками, то есть фактически он является отвергаемым. Обратная комбинация ответов на эти вопросы может свидетельствовать о том, что ребёнок, хотя и имеет обширные контакты в классе, не удовлетворён самим коллективом.

Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 - 3 в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребёнка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к школе.

Если ребёнок даёт третий вариант ответа на вопрос 7 и при этом у него выявлены высокие показатели по факторам социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих теста Филлипса, следует предложить его родителям оказать психологическую поддержку своему ребёнку.

Школьная мотивация зависит не только от уровня умственного развития учащихся класса. Хотя часто, чем выше интеллектуальное развитие учащихся класса, тем выше уровень мотивации, возможны и случаи обратной зависимости: чем выше уровень умственного развития, тем ниже школьная мотивация вследствие возникающих конфликтных отношений с отдельными педагогами при полном отсутствии познавательного интереса. Низкая школьная мотивация наблюдается также при неудовлетворении в школе каких-либо внутренних потребностей ученика, например, лидерских притязаний в классном коллективе.


 

Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу

Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу

Ниже 10 баллов (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация)

Ниже 10 баллов (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2024