: И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника».
Оценка 4.8

: И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника».

Оценка 4.8
docx
14.05.2020
:  И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника».
записки охотника цикл.docx

             Литература       7кл.                       30.11.17

 

Тема:  И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника».

Цели урока: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; помочь учащимся осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе «Бежин луг»; продолжать развитие навыков анализа художественного текста и выразительного чтения; воспитывать  трепетное отношение к природе.

УУД:

Познавательные: Воспринимают материал, узнают новое, расширяют словарный запас.

Коммуникативные: Слушают учителя, задают вопросы, если что-то непонятно или интересно.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют цель, планируют свою деятельность

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе.                                                

                                                           Ход урока.

                                                                                  Вся моя биография в моих  сочинениях…

1. Орг. момент.

2. Актуализация опорных знаний

- Опрос учащихся

3. Изучение новой темы.

1) Слово учителя.

 Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире.

 Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык.

           Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадле­жал к старинному дворянскому роду - имена его предков встречались в описаниях историче­ских событии со времен Ивана Грозного. В Смутное время один из Тургеневых - Петр Никитич - был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия. Отец писателя начал службу в кавалергард­ском полку и ко времени встречи с будущей же­ной был в чине поручика. Мать - богатая поме­щица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. Все управление усадьбой Спасское было в ру­ках матери Варвары Петровны.  

      Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения.  Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский универси­тет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано пребы­ванием в Университете таких замечательных лю­дей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Турге­нев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философ­ского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На первом году его жизни в Пе­тербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым, с Гра­новским. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.

        Впоследствии впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал  яркую картину  средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от на­чального периода творчества И. С. Тургенева,  к новому этапу творчества, к реалистической прозе. И. С. Тургенев обра­тился для их воплощения и выражения к расска­зам-очеркам.( сост. из 25 рассказов  )

2) Работа с учебником

«Записки охотника» состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные за­конченные произведения, разнообразные по со­держанию и художественным особенностям. В основе художественной стройности «Записок охотника» — образ рассказчика (охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отно­шения к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действую­щих лиц, иногда вмешиваясь в беседу, или специ­ально расспрашивает их о жизни, попутно сооб­щая читателю уже известные сведения об этом лице.

2) Беседа.

 - С каким произведением в вашей памяти  связано имя  И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)

- Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»?(принести сборник «Зап.охотника»)

- Сегодня мы с вами познакомились с одним из рассказов  этой книги «Бежин луг».

- Дома вы прочитали этот рассказ. Чем он вам запомнился?

- С чего начинается рассказ? (с описания природы). Всё это окрестности Бежина луга.

- Может быть, вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том  числе)? (Пейзаж)

- Запишем определение в тетради:    Пейзаж – картина природы  в  художественном произведении.  Описание природы помогает лучше  понять героев и их поступки, представить место действия.

 Жанр произведений Сборника И.С.Тургенева «Записки охотника»- очерк. Что такое очерк? Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. Почему же всё-таки очерк?  Потому, что автор описывает то время, в которое он живёт, конкретных людей, события.

– Что придаёт таинств., мистичность рассказам ребят?(Ночь, природа). Всё совсем по-другому выглядит утром.

4) Работа с текстом.    -Давайте попробуем определить, какими  художественными приемами пользуется Тургенев при описании  картин природы? Приведите примеры.   

 Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное»,  «играющие лучи»,  «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…

Сравнение:  «блеск подобен блеску кованого серебра»,  «сами они…  лазурны, как небо»,  «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»…

- Кто  же эти люди, которых встретил охотник? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун)

- Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для рассказа кр. ребятишек?(Хотел раскрыть мир крест-го детства).

 -  Как относится к своим героям автор? (Он добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).

-  Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня) 

4. Рефлексия

- Понравился ли вам  рассказ Тургенева? 

- Что нового вы узнали на уроке? (что такое очерк, пейзаж, биографию Тургенева)

- Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева?   (В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно   его водит какая-то нечистая сила)

  - Что такое природа для писателя? (природа -  высшая сила)

5. Домашнее задание : рисунок с изображением выбранного героя (мальчика); описание его внешнего вида (цитаты из текста); история, которую рассказал герой; ваше отношение к герою.


 

Литература 7кл. 30

Литература 7кл. 30

Работа с текстом. -Давайте попробуем определить, какими художественными приемами пользуется

Работа с текстом. -Давайте попробуем определить, какими художественными приемами пользуется
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020