Литература 7кл. 30.11.17
Тема: И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника».
Цели урока: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; помочь учащимся осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе «Бежин луг»; продолжать развитие навыков анализа художественного текста и выразительного чтения; воспитывать трепетное отношение к природе.
УУД:
Познавательные: Воспринимают материал, узнают новое, расширяют словарный запас.
Коммуникативные: Слушают учителя, задают вопросы, если что-то непонятно или интересно.
Регулятивные: Самостоятельно формулируют цель, планируют свою деятельность
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе.
Ход урока.
Вся моя биография в моих сочинениях…
1. Орг. момент.
2. Актуализация опорных знаний
- Опрос учащихся
3. Изучение новой темы.
1) Слово учителя.
Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире.
Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык.
Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду - имена его предков встречались в описаниях исторических событии со времен Ивана Грозного. В Смутное время один из Тургеневых - Петр Никитич - был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия. Отец писателя начал службу в кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика. Мать - богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. Все управление усадьбой Спасское было в руках матери Варвары Петровны.
Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский университет, на словесное отделение.
Начало 1830-х годов было ознаменовано пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым, с Грановским. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.
Впоследствии впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал яркую картину средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от начального периода творчества И. С. Тургенева, к новому этапу творчества, к реалистической прозе. И. С. Тургенев обратился для их воплощения и выражения к рассказам-очеркам.( сост. из 25 рассказов )
2) Работа с учебником
«Записки охотника» состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные законченные произведения, разнообразные по содержанию и художественным особенностям. В основе художественной стройности «Записок охотника» — образ рассказчика (охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отношения к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действующих лиц, иногда вмешиваясь в беседу, или специально расспрашивает их о жизни, попутно сообщая читателю уже известные сведения об этом лице.
2) Беседа.
- С каким произведением в вашей памяти связано имя И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)
- Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»?(принести сборник «Зап.охотника»)
- Сегодня мы с вами познакомились с одним из рассказов этой книги «Бежин луг».
- Дома вы прочитали этот рассказ. Чем он вам запомнился?
- С чего начинается рассказ? (с описания природы). Всё это окрестности Бежина луга.
- Может быть, вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)? (Пейзаж)
- Запишем определение в тетради: Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.
Жанр произведений Сборника И.С.Тургенева «Записки охотника»- очерк. Что такое очерк? Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. Почему же всё-таки очерк? Потому, что автор описывает то время, в которое он живёт, конкретных людей, события.
– Что придаёт таинств., мистичность рассказам ребят?(Ночь, природа). Всё совсем по-другому выглядит утром.
4) Работа с текстом. -Давайте попробуем определить, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы? Приведите примеры.
Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…
Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…
Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….
Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»…
- Кто же эти люди, которых встретил охотник? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун)
- Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для рассказа кр. ребятишек?(Хотел раскрыть мир крест-го детства).
- Как относится к своим героям автор? (Он добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).
- Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня)
4. Рефлексия
- Понравился ли вам рассказ Тургенева?
- Что нового вы узнали на уроке? (что такое очерк, пейзаж, биографию Тургенева)
- Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева? (В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила)
- Что такое природа для писателя? (природа - высшая сила)
5. Домашнее задание : рисунок с изображением выбранного героя (мальчика); описание его внешнего вида (цитаты из текста); история, которую рассказал герой; ваше отношение к герою.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.