Урок № 2 Данилецкий А.С.
Тема урока: Классификация химических элементов.
Цель: формировать представления о классификации химических элементов на примере естественных семейств щелочных металлов, галогенов, благородных газов.
Планируемые результаты обучения
Предметные: определяют понятия по теме урока; знают, по каким признакам можно классифицировать химические элементы; умеют отличить металлы от неметаллов на основании их физических свойств.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цель учебной деятельности; оценивать правильность выполнения учебной задачи, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Коммуникативные УУД: умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения; умение работать в группе.
Познавательные УУД: умения определять понятия, умение анализировать, сравнивать, и обобщать факты и явления, устанавливать аналогии.
Личностные: ответственное отношение к учению, формирование познавательного интереса к предмету; чувство гордости за достижения отечественных учёных (работы Д.И.Менделеева)
Оборудование: учебник, ПСХЭ Д.И.Менделеева, листы самооценки, тестовые задания
Тип урока: усвоение новых знаний
ХОД УРОКА
1) Организационный этап
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Все люди мира даже очень далекие от химии знают имя этого русского ученого, в его фамилии четыре буквы «е». А вы можете назвать фамилию этого учёного?
Какая ассоциация, связанная с именем Д. И. Менделеева, возникает у вас?
Гениальность Менделеева заключается в том, что все многообразие мира, то из чего состоит мир, нашло отражение в ПС.
В течение последующих уроков вы будете изучать один из важнейших законов природы – периодический закон.
Открытию любого закона всегда предшествует некий временной интервал, когда происходит накапливание фактического материала и предпринимаются попытки как-то упорядочить или классифицировать этот материал.
Ко второй половине 19 века было известно уже более 60 химических элементов. А вот единой классификации химических элементов не было, хотя попытки такие предпринимались многими учёными.
Как вы думаете, о чём сегодня на уроке будет идти речь?
Итак, тема нашего урока: Классификация химических элементов.
Исходя из темы урока, материала учебника (стр. 167- 172) и «Листов самооценки», сформулируйте цель и учебные задачи урока.
3) Актуализация знаний
Игра «Третий лишний» (запись на доске)
1. Cu, S, Fe
2. Na2O, MgO, SO3
3. P2O5, BaO, CO2
4. CuO, ZnO, Al2O3
4) Первичное усвоение новых знаний
Фронтальная беседа + Работа у доски + Рассказ учителя
Давайте попытаемся перенестись в прошлое и проникнуть в творческую лабораторию ученых. К этому времени было известно 64 химических элемента.
На какие группы, можно разделить все химические элементы? (Металлы и неметаллы). На каких свойствах основано это разделение? Назовите отличительные признаки металлов и неметаллов (Схема 12, стр. 168)
─ Достаточно ли знаний, только о физических свойствах веществ, для классификации химических элементов?
Необходимо учесть химические свойства соединений элементов.
Составим генетический ряд кальция и фосфора, запишем соответствующие уравнения реакций.
Ca ® CaO ® Ca(OH)2
P ® P2O5 ® H3PO4
Металлам, соответствует основной оксид – основание, а неметаллам – кислотный оксид – кислота.
А есть ли вещества, которые взаимодействуют и с кислотами и со щелочами? (стр. 146)
Zп(ОН)2+2НСl → ZпСl2+2Н2О
2NаОН+ Zп(ОН)2 →Nа2ZnО2+2Н2О (сплавление)
Н2ZnО2
2NаОН+ Zп(ОН)2 → Nа2[Zn(ОH)4]
Совершенна ли классификация на металлы и неметаллы?
Наряду с типичными металлами и неметаллами существуют вещества, совмещающие и те и другие признаки, что свидетельствует об отсутствии резкой границы между элементами металлами и неметаллами и указывает на разницу между ними.
Если классификация на металлы и неметаллы несовершенна, то надо искать новый путь классификации.
С середины 19 в. началось изучение и открытие химических элементов целыми группами, которые вскоре получили название “естественных групп”.
При попытке классификации химические элементы объединяли в группы согласно их свойствам. Так были выделены семейства различных элементов.
Работа в группах:
1 группа: щелочные металлы.
Задание: приведите примеры щелочных металлов. Почему они получили такое название? Какую валентность они проявляют в соединениях? Приведите примеры формул их оксидов, солей. Составьте уравнения химических реакций взаимодействия щелочных металлов с водой. Почему щелочные металлы хранят под слоем керосина? Каковы общие физические свойства щелочных металлов?
2 группа: щелочноземельные металлы.
Задание: приведите примеры щелочноземельных металлов. Почему они получили такое название? Какую валентность они проявляют в соединениях? Приведите примеры формул их оксидов, солей. Составьте уравнения химических реакций взаимодействия щелочноземельных металлов с водой. Каковы общие физические свойства щелочных металлов?
3 группа: галогены.
Задание: приведите примеры. Почему они получили такое название? Каковы общие признаки галогенов? Какую валентность они проявляют в соединениях с водородом? Приведите примеры формул их летучих водородных соединений, солей. Составьте уравнения химических реакций взаимодействия галогенов с водородом и металлами.
5) Первичная проверка понимания.
1.Отчёт о работе в группах
2. Выполнение тестовых заданий
1. Неметаллы обладают свойством
1) пластичные 2) проводники тепла 3) изоляторы 4) ковкие
2. Для металлов не характерно свойство:
1) ковкие 2) пластичные 3) проводят электричество 4) изоляторы
3. Укажите металл, которому соответствуют амфотерные свойства:
1) Na 2) S 3) Al 4) Cu
4. Укажите ряд, в котором записаны только щелочные металлы:
1) Na Ca Li 2) Na K Li 3) Mg Ca Ba 4) Na Mg Cu
5. Укажите элемент, которому соответствует оксид типа RO2
1) C 2) Na, 3) Ba 4) Al
Взаимопроверка по эталону
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Коррекция знаний.
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
читать и пересказывать § 49; выполнить на выбор: тестовые задания, упр. № 5 стр. 171-172.
По желанию: подготовить сообщение об открытии аргона и гелия;
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Заполните лист самооценки (используйте знаки «+», «─» или «+/─»)
1. Знаю отличительные признаки металлов и неметаллов 2. Могу объяснить, почему деление химических элементов на 2 группы: металлы и неметаллы, является неполным и неточным. 3. Могу назвать щелочные металлы и объяснить, почему их относят к одному естественному семейству. 4. Умею составлять уравнения химических реакций взаимодействия щелочных металлов с водой. 5. Могу привести примеры галогенов и объяснить, почему их относят к одному естественному семейству. |
|
Самооценка |
|
1 группа: щелочные металлы.
Приведите примеры щелочных металлов. Почему они получили такое название?
Какую валентность они проявляют в соединениях? Приведите примеры формул их оксидов, солей (дайте названия).
Составьте уравнения химических реакций взаимодействия щелочных металлов с водой.
Почему щелочные металлы хранят под слоем керосина? Каковы общие физические свойства щелочных металлов?
2 группа: щелочноземельные металлы.
Приведите примеры щелочноземельных металлов. Почему они получили такое название?
Какую валентность они проявляют в соединениях? Приведите примеры формул их оксидов, солей (дайте названия).
Составьте уравнения химических реакций взаимодействия щелочноземельных металлов с водой.
Каковы общие физические свойства щелочных металлов?
3 группа: галогены.
Приведите примеры. Почему они получили такое название? Каковы общие признаки галогенов?
Какую валентность они проявляют в соединениях с водородом? Приведите примеры формул их летучих водородных соединений, солей (дайте названия).
Составьте уравнения химических реакций взаимодействия галогенов с водородом (на примере хлора и брома).
Заполните лист самооценки (используйте знаки «+», «─» или «+/─»)
|
||||||
Заполните лист самооценки (используйте знаки «+», «─» или «+/─»)
|
||||||
Заполните лист самооценки (используйте знаки «+», «─» или «+/─»)
|
||||||
Заполните лист самооценки (используйте знаки «+», «─» или «+/─»)
|
||||||
Заполните лист самооценки (используйте знаки «+», «─» или «+/─»)
|
1. Неметаллы обладают свойством: 1) пластичные 2) проводники тепла 3) изоляторы 4) ковкие 2. Для металлов не характерно свойство: 1) ковкие 2) пластичные 3) проводят электричество 4) изоляторы 3. Укажите металл, которому соответствуют амфотерные свойства: 1) Na 2) S 3) Al 4) Cu 4. Укажите ряд, в котором записаны только щелочные металлы: 1) Na Ca Li 2) Na K Li 3) Mg Ca Ba 4) Na Mg Cu 5. Укажите элемент, которому соответствует оксид типа RO2: 1) C 2) Na, 3) Ba 4) Al
|
1. Неметаллы обладают свойством: 1) пластичные 2) проводники тепла 3) изоляторы 4) ковкие 2. Для металлов не характерно свойство: 1) ковкие 2) пластичные 3) проводят электричество 4) изоляторы 3. Укажите металл, которому соответствуют амфотерные свойства: 1) Na 2) S 3) Al 4) Cu 4. Укажите ряд, в котором записаны только щелочные металлы: 1) Na Ca Li 2) Na K Li 3) Mg Ca Ba 4) Na Mg Cu 5. Укажите элемент, которому соответствует оксид типа RO2: 1) C 2) Na, 3) Ba 4) Al
|
1. Неметаллы обладают свойством: 1) пластичные 2) проводники тепла 3) изоляторы 4) ковкие 2. Для металлов не характерно свойство: 1) ковкие 2) пластичные 3) проводят электричество 4) изоляторы 3. Укажите металл, которому соответствуют амфотерные свойства: 1) Na 2) S 3) Al 4) Cu 4. Укажите ряд, в котором записаны только щелочные металлы: 1) Na Ca Li 2) Na K Li 3) Mg Ca Ba 4) Na Mg Cu 5. Укажите элемент, которому соответствует оксид типа RO2: 1) C 2) Na, 3) Ba 4) Al
|
1. Неметаллы обладают свойством: 1) пластичные 2) проводники тепла 3) изоляторы 4) ковкие 2. Для металлов не характерно свойство: 1) ковкие 2) пластичные 3) проводят электричество 4) изоляторы 3. Укажите металл, которому соответствуют амфотерные свойства: 1) Na 2) S 3) Al 4) Cu 4. Укажите ряд, в котором записаны только щелочные металлы: 1) Na Ca Li 2) Na K Li 3) Mg Ca Ba 4) Na Mg Cu 5. Укажите элемент, которому соответствует оксид типа RO2: 1) C 2) Na, 3) Ba 4) Al
|
1. Неметаллы обладают свойством: 1) пластичные 2) проводники тепла 3) изоляторы 4) ковкие 2. Для металлов не характерно свойство: 1) ковкие 2) пластичные 3) проводят электричество 4) изоляторы 3. Укажите металл, которому соответствуют амфотерные свойства: 1) Na 2) S 3) Al 4) Cu 4. Укажите ряд, в котором записаны только щелочные металлы: 1) Na Ca Li 2) Na K Li 3) Mg Ca Ba 4) Na Mg Cu 5. Укажите элемент, которому соответствует оксид типа RO2: 1) C 2) Na, 3) Ba 4) Al
|
1. Неметаллы обладают свойством: 1) пластичные 2) проводники тепла 3) изоляторы 4) ковкие 2. Для металлов не характерно свойство: 1) ковкие 2) пластичные 3) проводят электричество 4) изоляторы 3. Укажите металл, которому соответствуют амфотерные свойства: 1) Na 2) S 3) Al 4) Cu 4. Укажите ряд, в котором записаны только щелочные металлы: 1) Na Ca Li 2) Na K Li 3) Mg Ca Ba 4) Na Mg Cu 5. Укажите элемент, которому соответствует оксид типа RO2: 1) C 2) Na, 3) Ba 4) Al
|
1. Неметаллы обладают свойством: 1) пластичные 2) проводники тепла 3) изоляторы 4) ковкие 2. Для металлов не характерно свойство: 1) ковкие 2) пластичные 3) проводят электричество 4) изоляторы 3. Укажите металл, которому соответствуют амфотерные свойства: 1) Na 2) S 3) Al 4) Cu 4. Укажите ряд, в котором записаны только щелочные металлы: 1) Na Ca Li 2) Na K Li 3) Mg Ca Ba 4) Na Mg Cu 5. Укажите элемент, которому соответствует оксид типа RO2: 1) C 2) Na, 3) Ba 4) Al
|
1. Неметаллы обладают свойством: 1) пластичные 2) проводники тепла 3) изоляторы 4) ковкие 2. Для металлов не характерно свойство: 1) ковкие 2) пластичные 3) проводят электричество 4) изоляторы 3. Укажите металл, которому соответствуют амфотерные свойства: 1) Na 2) S 3) Al 4) Cu 4. Укажите ряд, в котором записаны только щелочные металлы: 1) Na Ca Li 2) Na K Li 3) Mg Ca Ba 4) Na Mg Cu 5. Укажите элемент, которому соответствует оксид типа RO2: 1) C 2) Na, 3) Ba 4) Al
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.