Механические колебания и волны. Звук.
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения контрольной работы по физике по теме «Механические колебания и волны. Звук.» в 9 классе
Предмет: «физика»9 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутника
Вид контроля: текущий (тематический)
Тема: «Механические колебания и волны. Звук»
1. Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Номер задания |
Описание элементов предметного содержания |
С9 |
Закон сохранения механической энергии |
А1, А2, А3, А4, С8 |
Механические колебания и волны. |
А5, А6, В7 |
Звук |
А3 |
Графическое описание физических явлений |
2. Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной
работе
Номер задания |
Описание элементов метапредметного содержания |
А1, А2, А4, В7 |
Умение определять понятия (познавательное УУД) |
В7 |
Умение классифицировать (познавательное УУД) |
А2, А3, А4, А5, А6, С8, С9 |
Умение устанавливать причинно-следственные связи (познавательное УУД) |
А2, А4, А5, А6, С8, С9 |
Умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы |
Работа |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (регулятивное УУД) |
3. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших тему «Механические колебания и волны. Звук»
Номер задания |
Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
А4 |
Знание и понимание смысла понятий: волна |
А1,А2, А3, А4, А6 |
Знание и понимание смысла физических величин: период, частота, длина волны, амплитуда |
А2, А3, А4, А6, |
Умение описывать и объяснять физические явления: колебательное движение, механические колебания и волны |
С8 |
|
А1, С9 |
Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы |
А1, А2, А4, А6, С8, С9 |
Решение физических задач |
А1 |
Понимание смысла использованных в заданиях физических терминов |
Спецификация КИМ
для проведения контрольной работы по теме
Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения учащимися 9 класса содержания темы «Механические колебания и волны. Звук».
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по теме «Механические колебания и волны. Звук» учебного предмета «физика», а также содержанием темы «Механические колебания и волны. Звук» учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией А.В Пёрышкина, Е.М. Гутника.
Контрольная работа состоит из 9 заданий: 7- задания базового уровня, 2 - повышенного.
Распределение заданий по уровням сложности,
проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения
№ задания |
уровень |
Тип задания |
Примерное время выполнения задания |
А1 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
1 мин |
А2 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
2 мин |
А3 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
1 мин |
А4 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
3 мин |
А5 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
3 мин |
А6 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
5 мин |
В7 |
Базовый |
Задание на соответствие, множественный выбор |
5 мин |
С8 |
Повышенный |
Расчётная задача с развёрнутым решением |
10 мин |
С9 |
Повышенный |
Расчётная задача с развёрнутым решением |
10 мин |
Оценка правильности выполнения задания |
Базовый |
Сверка с эталоном |
Выполняется на следующем уроке, после проверки работы учителем |
|
|
|
|
Повышенный |
Сверка с выполненной учебной задачей по критериям |
На выполнение 9 заданий отводится 40 минут. Контрольная работа составлена в 2-х вариантах.
Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.
Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным
количеством баллов, указанных в таблице.
№ задания |
|
Количество баллов |
1 - 6 |
|
1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
7 |
|
Максимальное количество баллов -2 Правильно распределено 3 понятия - 2 балла Правильно распределено 2 понятия - 1 балл Правильно распределено 1понятие - 0 баллов |
8, 9 |
Если: − − − − − − Если: − − − − |
Максимальное количество баллов – 3 полностью записано условие, содержатся пояснения решения, записаны формулы, записан перевод единиц измерения в СИ, вычисления выполнены верно, записан подробный ответ – 3 балла записано условие, отсутствуют пояснения решения, записаны формулы, не записан перевод единиц измерения в СИ, |
|
− |
вычисления выполнены верно, |
|
− |
записан ответ – 2 балла |
|
Если: − |
записано условие, |
|
− |
отсутствуют пояснения решения, |
|
− |
записаны формулы, |
|
− |
не записан перевод единиц измерения в СИ, |
|
− |
содержится вычислительная ошибка, не искажающая грубо результат, |
|
− Если х |
записан ответ – 1 балл од решения не верный, но присутствует правильный ответ – 0 баллов |
Оценка правильности выполнения задания |
Оценка правильности выполнения задания (регулятивное УУД): после проверки работы учителем попросить проверить - учащихся свои работы, сверяя их с эталоном ответов (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи). Соотнести с отметкой учителя, прокомментировать результат выполнения задания. Данное задание оценивается, но в баллы и отметку не переводится. |
|
Итого |
14 баллов |
Перевод баллов к 5-балльной отметке
Баллы |
Отметка |
14-12 |
5 |
11 - 10 |
4 |
9 - 6 |
3 |
меньше 6 |
2 |
Показатели уровня освоения каждым обучающимся содержания темы «Механические колебания и волны. Звук.»
№ задания контрольной работы |
Предметный результат не сформирован |
Предметный результат сформирован на базовом уровне |
Предметный результат сформирован на повышенном уровне |
А4 |
Задание не выполнено |
Задание выполнено |
|
А1, А2, А3, А4, А6 |
Не выполнено три задания части А |
Выполнено больше трёх заданий части А |
|
А2, А3, А4, А6, С8 |
Не выполнено три задания части А |
Выполнено больше трёх заданий части А |
Выполнено задание части С |
А1, С9 |
Задание не выполнено |
Задание А1 выполнено |
Выполнено задание части С |
А1, А2, А4, А6, С8, С9 |
Не выполнено два задания части А |
Выполнено больше двух заданий части А |
Выполнено задание части С |
А1 |
Задание не выполнено |
Задание выполнено |
|
Показатели сформированности у обучающихся метапредметных умений
№ задания контрольной работы |
Продемонстрировал сформированность |
Не продемонстрировал сформированность |
А1, А2, А4, В7 |
Выполнено задание части А |
Задание не выполнено |
В7 |
Выполнено задание |
Задание не выполнено |
А2, А3, А4, А5, А6, С8, С9 |
Выполнено три задания части А |
Выполнено менее трёх заданий |
А2, А4, А5, А6, С8, С9 |
Выполнено три задания части А |
Выполнено менее трёх заданий |
Оценка правильности выполнения задания |
Результаты обучения учащимися комментируются и аргументируются |
Результаты в большинстве случаев учащимися не комментируются |
Контрольная работа
Механические колебания и волны. Звук.
ВАРИАНТ № 1
Уровень А
1. При измерении пульса человека было зафиксировано 75 пульсаций крови за 1 минуту. Определите период сокращения сердечной мышцы.
1) 0,8 с 2) 1,25с 3)60с 4) 75с
2. Амплитуда свободных колебаний тела равна 3 см. Какой путь прошло это тело за 1/2 периода колебаний?
1) 3см 2) 6 см 3) 9 см 4) 12 см
3. На рисунке представлена зависимость координаты центра шара, подвешенного на пружине, от времени. Определите амплитуду колебаний.
1) 2,5 см 2) 5см 3) 10 см 4) 20 см
4. Волна с частотой 4 Гц распространяется по шнуру со скоростью 8 м/с. Длина волны равна
1) 0,5 м 2) 2 м
3) 32м 4) для решения не хватает данных
5. Какие изменения отмечает человек в звуке при увеличении амплитуды колебаний в звуковой волне?
1) повышение высоты тона 2) понижение высоты тона
3) повышение громкости 4) уменьшение громкости
6. Охотник выстрелил, находясь на расстоянии 170 м от лесного массива. Через сколько времени после выстрела охотник услышит эхо? Скорость звука в воздухе 340 м/с.
1) 0,5 с 2) 1 с 3) 2с 4) 4 с
Уровень В
7. Установите соответствие между физическими явлениями и их названиями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ А) Сложение волн в пространстве Б) Отражение звуковых волн от преград В) Резкое возрастание амплитуды колебаний |
НАЗВАНИЯ 1) Преломление 2) Резонанс 3) Эхо 4) Гром 5) Интерференция звука |
А |
Б |
В |
|
|
|
8. Тело массой 600 г подвешено к цепочке из двух параллельных пружин с коэффициентами жесткости 500 Н/м и 250 Н/м. Определите период собственных колебаний системы.
9. С какой скоростью проходит груз пружинного маятника положение равновесия, если жесткость пружины 400 Н/м, а амплитуда колебаний 2 см? Масса груза 1 кг.
Контрольная работа Механические колебания и волны. Звук.
ВАРИАНТ № 2 Уровень А
1. При измерении пульса человека было зафиксировано75 пульсаций крови за 1 минуту.
Определите частоту сокращения сердечной мышцы.
1) 0,8 Гц 2) 1,25 Гц 3) 60Гц 4) 75 Гц
2. Амплитуда свободных колебаний тела равна 50 см. Какой путь прошло это тело за 1/4 периода колебаний?
1) 0,5 м 2)1 м 3) 1,5 м 4) 2 м
3. На рисунке представлена зависимость координаты центра шара, подвешенного на пружине, от времени. Период колебаний равен
1) 2 с 2) 4 с 3) 6 с 4) 10 с
4. Обязательными условиями возбуждения механической волны являются
А: наличие источника колебаний
В: наличие упругой среды
В: наличие газовой среды
1) А и В 2) Б и В 3) А и Б 4) А, Б и В
5. Камертон излучает звуковую волну длиной 0,5 м. Скорость звука 340 м/с. Какова частота колебаний камертона?
1) 680 Гц 2) 170 Гц 3) 17 Гц 4) 3400 Гц 6. Эхо, вызванное оружейным выстрелом, дошло до стрелка через 2 с после выстрела. Определите расстояние до преграды, от которой произошло отражение, если скорость звука в воздухе 340 м/с.
1) 85 м 2) 340 м 3) 680 м 4) 1360 м
Уровень В
7. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ А) Период колебаний Б) Длина волны В) Скорость распространения волны |
ФОРМУЛЫ 1) 1/T 2) vT 3) N/t 4) t/N 5) λν |
А |
Б |
В |
|
|
|
Уровень С
8. На некоторой планете период колебаний секундного земного математического маятника оказался равным 2 с. Определите ускорение свободного падения на этой планете.
9. На рисунке представлен график изменения со временем кинетической энергии ребенка, качающегося на качелях. Определите потенциальную энергию качелей в момент, соответствующий точке А на графике.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.