Строение атома и атомного ядра
Предмет: «физика»9 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутника
Вид контроля: текущий (тематический)
Тема: «Строение атома и атомного ядра»
Номер задания |
Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
А1, А2, А3, А4 |
Знание и понимание смысла понятий: атом, атомное ядро, ионизирующие излучения |
В7, С8, С9 |
Знание и понимание смысла физических величин: энергия связи, дефект масс |
А5, А6 |
Знание и понимание смысла физических законов: сохранения электрического заряда и массы |
Номер задания |
Описание элементов предметного содержания |
А1, В7 |
Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения |
А2, В7 |
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома |
А3, А4, В7 |
Состав атомного ядра |
А5, А6, С8, С9 |
Ядерные реакции |
2. Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной
Номер задания |
Описание элементов метапредметного содержания |
А1, А3, В7 |
Умение определять понятия (познавательное УУД) |
В7 |
Умение классифицировать (познавательное УУД) |
А1, А2, А3, А5, А6, С8, С9 |
Умение устанавливать причинно-следственные связи (познавательное УУД) |
А1, А3, А5, А6, С8, С9 |
Умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы |
Работа |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (регулятивное УУД) |
С8, С9 |
Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы |
А6, С8, С9 |
Решение физических задач |
А1, А3, А5, В7, С8, С9 |
Понимание смысла использованных в заданиях физических терминов |
Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения учащимися 9 класса содержания темы «Строение атома и атомного ядра».
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по теме «Строение атома и атомного ядра» учебного предмета «физика», а также содержанием темы «Строение атома и атомного ядра» учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией А.В Пёрышкина, Е.М. Гутника.
Контрольная работа состоит из 9 заданий: 7- задания базового уровня, 2 - повышенного.
№ задания |
уровень |
Тип задания |
Примерное время выполнения задания |
А1 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
2 мин |
А2 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
2 мин |
А3 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
2 мин |
А4 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
2 мин |
А5 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
2 мин |
А6 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
5 мин |
В7 |
Базовый |
Задание на соответствие, множественный выбор |
5 мин |
С8 |
Повышенный |
Расчётная задача с развёрнутым решением |
10 мин |
С9 |
Повышенный |
Расчётная задача с развёрнутым решением |
10 мин |
Оценка правильности выполнения задания |
Базовый |
Сверка с эталоном |
Выполняется на следующем уроке, после проверки работы учителем |
Повышенный |
Сверка с выполненной |
||
|
|
учебной задачей по критериям |
|
На выполнение 9 заданий отводится 40 минут. Контрольная работа составлена в 2-х вариантах.
Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.
Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным
количеством баллов, указанных в таблице.
№ задания |
|
Количество баллов |
1 - 6 |
|
1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
7 |
|
Максимальное количество баллов -2 Правильно распределено 3 понятия - 2 балла Правильно распределено 2 понятия - 1 балл Правильно распределено 1понятие - 0 баллов |
8, 9 |
Если: − − − − − − Если: − − − − |
Максимальное количество баллов – 3 полностью записано условие, содержатся пояснения решения, записаны формулы, записан перевод единиц измерения в СИ, вычисления выполнены верно, записан подробный ответ – 3 балла записано условие, отсутствуют пояснения решения, записаны формулы, не записан перевод единиц измерения в СИ, |
|
− |
вычисления выполнены верно, |
|
− |
записан ответ – 2 балла |
|
Если: − |
записано условие, |
|
− |
отсутствуют пояснения решения, |
|
− |
записаны формулы, |
|
− |
не записан перевод единиц измерения в СИ, |
|
− |
содержится вычислительная ошибка, не искажающая грубо результат, |
|
− Если х |
записан ответ – 1 балл од решения не верный, но присутствует правильный ответ – 0 баллов |
Оценка правильности выполнения задания |
Оценка правильности выполнения задания (регулятивное УУД): после проверки работы учителем попросить проверить - учащихся свои работы, сверяя их с эталоном ответов (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи). Соотнести с отметкой учителя, прокомментировать результат выполнения задания. Данное задание оценивается, но в баллы и отметку не переводится. |
|
Итого |
14 баллов |
Баллы |
Отметка |
14-12 |
5 |
11 - 10 |
4 |
9 - 6 |
3 |
меньше 6 |
2 |
№ задания контрольной работы |
Предметный результат не сформирован |
Предметный результат сформирован на базовом уровне |
Предметный результат сформирован на повышенном уровне |
А1, А2, А3, А4 |
Выполнено меньше трёх заданий |
Выполнено больше трёх заданий |
|
В7, С8, С9 |
Выполнено задание В7 частично или не выполнено |
Выполнено задание В7 |
Выполнено одно задание С |
А5, А6 |
Задание не выполнено |
Задание выполнено |
|
С8, С9 |
Задание не выполнено даже частично |
Задание выполнено частично |
Выполнено задание |
А6, С8, С9 |
Не выполнено два задания части А |
Выполнено задание части А |
Выполнено задание части С |
А1, А3, А5, В7, С8, С9 |
Выполнено меньше трёх заданий части А |
Выполнено три задания А и В |
Выполнено задание части С |
Показатели сформированности у обучающихся метапредметных умений
№ задания контрольной работы |
Продемонстрировал сформированность |
Не продемонстрировал сформированность |
А1, А3, В7 |
Выполнено два задания части А |
Задание не выполнено |
В7 |
Выполнено задание |
Задание не выполнено |
А1, А2, А3, А5, А6, С8, С9 |
Выполнено три задания части А |
Выполнено менее трёх заданий |
А1, А3, А5, А6, С8, С9 |
Выполнено три задания части А |
Выполнено менее трёх заданий |
Оценка правильности выполнения задания |
Результаты обучения учащимися комментируются и аргументируются |
Результаты в большинстве случаев учащимися не комментируются |
1. β - излучение — это
1) вторичное радиоактивное излучение при начале цепной реакции
2) поток нейтронов, образующихся в цепной реакции
3) электромагнитные волны
4) поток электронов
2. При изучении строения атома в рамках модели Резерфорда моделью ядра служит
1) электрически нейтральный шар
2) положительно заряженный шар с вкраплениями электронов
3) отрицательно заряженное тело малых по сравнению с атомом размеров
4) положительно заряженное тело малых по сравнению с атомом размеров
3. В ядре элемента 23892U содержится 1) 92 протона, 238 нейтронов
2) 146 протонов, 92 нейтрона
3) 92 протона, 146 нейтронов
4) 238 протонов, 92 нейтрона
4. На рисунке изображены схемы четырех атомов. Черными точками обозначены электроны. Атому 135B соответствует схема
5. Элемент 𝐴𝑍𝑋 испытал α -распад. Какой заряд и массовое число будет у нового элемента Y?
1) 𝐴𝑍𝑌 2)𝐴𝑍−−42𝑌 3) 𝑍−𝐴1𝑌 4) 𝐴𝑍−+41 𝑌
6. Укажите второй продукт ядерной реакции 49𝐵𝑒 + 24𝐻𝑒 →
0𝑒
2 1
1) 01𝑛 2)4𝐻𝑒 3) −1 4) 2𝐻
7. Установите соответствие между научными открытиями и учеными, которым эти открытия
НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ
А) Явление радио активности
Б) Открытие протона
В) Открытие нейтрона
А |
Б |
В |
|
|
|
УЧЕНЫЕ принадлежат. К каждой позиции
1) Д. Чедвик первого столбца подберите
2) Д. Менделеев соответствующую позицию второго
3) А. Беккерель и запишите в таблицу выбранные
4) Э. Резерфорд цифры под соответствующими
5) Д. Томсон буквами
8. Определите энергию связи ядра изотопа дейтерия 21H (тяжелого водорода). Масса протона приблизительно равна 1,0073 а.е.м., нейтрона 1,0087 а.е.м., ядра дейтерия 2,0141 а.е.м., 1 а.е.м. = 1,66 · 1027 кг, а скорость света с = 3 · 108 м/с.
9. Записана ядерная реакция, в скобках указаны атомные массы (в а.е.м.) участвующих в ней частиц.
136𝐶 + 11𝐻 → 147𝑁
(13,003354) 1,00783) (14,00307)
Вычислите энергетический выход ядерной реакции. Учтите, что 1 а.е.м. = 1,66 · 10-27 кг, а скорость света с = 3 · 108 м/с.
1. γ -излучение — это
1) поток ядер гелия 2) поток протонов
3) поток электронов 4) электромагнитные волны большой частоты
2. Планетарная модель атома обоснована
1) расчетами движения небесных тел 2) опытами по электризации
2) опытами по рассеянию α – частиц 4) фотографиями атомов в микроскопе
|
p – число протонов |
n – число нейтронов |
1 |
110 |
50 |
2 |
60 |
50 |
3 |
50 |
110 |
4 |
50 |
60 |
3. В какой из строчек таблицы правильно указана структура ядра олова11050𝑆𝑛 ?
4. Число электронов в атоме равно
1) числу нейтронов в ядре 2) числу протонов в ядре
3) разности между числом протонов и нейтронов
4) сумме протонов и электронов в атоме
5. Какой порядковый номер в таблице
Менделеева имеет элемент, который образуется в результате β-распада ядра элемента с порядковым номером Z?
1) Z+2 2) Z+1 3) Z – 2 4) Z – 1
6. Какая бомбардирующая частица X участвует в ядерной реакции 𝑋 + 11𝐵 → 14𝑁 + 1𝑛?
5 7 0
1) α –частица 42𝐻𝑒 2) дейтерий 21𝐻 3) протон 11𝐻 4) электрон −01 𝑒
7. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ А) Энергия покоя Б) Дефект массы В) Массовое число |
ФОРМУЛЫ 1) Δmc2 2) (Zmp+Nmn) - Mя 3) mc2 4) Z+N 5) A - Z |
А |
Б |
В |
|
|
|
8. Определите энергию связи ядра гелия 42𝐻𝑒 (а-частицы). Масса протона приблизительно равна 1,0073 а.е.м., нейтрона 1,0087 а.е.м., ядра гелия 4,0026 а.е.м., 1 а.е.м. = 1,66 • 10-27кг, а скорость света с = 3 • 108 м/с.
9. Записана ядерная реакция, в скобках указаны атомные массы (в а.е.м) участвующих вчастиц. 7𝐿𝑖 + 2𝐻 → 8𝐵𝑒 + 1𝑛 ней
3 1 4 0
7,016 2,0141 8,0053 1,0087
Какая энергия выделяется в этой реакции? Учтите, что 1 а.е.м. = 1,66 • 10-27кг, а скорость света с = 3 • 108 м/с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.