Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 30». ИМОСК
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе детского сада для детей с ОНР.
Тема: «Сказка зимнего леса»
Учитель – логопед: Гусева Светлана Николаевна,
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к пернатым, желание заботиться о них;
Развить чуткое и гуманное отношение ко всему живому. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Коррекционно - образовательные цели: Закреплять и уточнять знания детей о зимующих птицах нашего региона. Совершенствование грамматического строя речи ( образование однокоренных слов, образование существительных в родительном падеже), Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов, совершенствование слоговой структуры слов ( трехсложные слова с одним закрытым слогом). Совершенствование связной речи( составление рассказа описания по предложенной схеме-плану),
Коррекционно-развивающие цели: Совершенствование умения вести диалог( поддерживать беседу, отвечать полным ответом).развитие координации речи с движениями, зрительного внимания, наглядно-образного мышления, зрительного восприятия.
Предварительная работа: Прогулка в парк, наблюдения за зимними изменениями в природе, Разучивание стихотворений о зиме и зимующих птицах, разучивание упражнений на координацию речи с движениями «Снежок», чтение рассказов В. Зотова « Снегирь», « Клест-еловик».
Для реализации поставленных задач использовала следующие методы: наглядный, словесный и практический.
Использовались такие методические приёмы как: видео запись, аудиозапись, показ, беседа, рассказ, вопросы, речевые пояснения к действиям, смена видов деятельности, сюрпризный момент.
Создание поисковой, проблемной ситуации активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
Весь наглядный материал и оборудование для занятия подобраны в соответствии с программным содержанием и возрастом детей.
Основная часть:
Звучит тонкая, легкая музыка, дети стоят на ковре вместе с логопедом.
Логопед: - Ребята, не хотели бы вы немного помечтать под такую музыку? Я предлагаю вам закрыть глаза и представить одетый в белоснежное убранство зимний лес. Дети закрывают глаза.
Логопед: - Что же вы увидели ребята? Дети перечисляют.
Логопед: -А вы хотели бы прямо сейчас отправиться в зимний лес? (ответы детей). А сделаем мы это так: в зимний лес попадет тот, кто скажет, какими словами в народе называют Зиму? ( Лютая зима, снежная зима, морозная зима, волшебная зима, белоснежная зима, расписная зима, чудесная зима, искрящаяся зима и т. д ).
-Молодцы ребята, как много красивых слов-признаков подобрали, а как ласково мы ее можем назвать? (Зимушка). Теперь мы все вместе попадаем в зимний лес! (звучит музыка, на проекторе изображение зимнего леса. Часть зала представлена в виде зимней опушки).
Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем поешь зимою,
Ночью темной, снеговою?
Что там прячешь на заре,
Весь в снегу, как в серебре!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь. Какая птица?
Все открой не утаи,
Ты же знаешь, мы свои!
Дети вместе с логопедом любуются красотой зимнего леса и замечают, что вокруг собралось много птиц.
Логопед: - Ой, ребята, посмотрите сколько птиц собралось, они все разные, как-будто мы попали с вами на какой-то птичий совет. А что же это за птицы. Вы можете их узнать и сказать как они называются? ( Дятел, Сорока, ворона, Филин, сова, клест, сойка, снегирь, синица, воробей, голубь).
Логопед: -Ребята, вы знаете почему эти птицы остались здесь в такой мороз и холод ?
Дети:- Потому что эти птицы приспособились жить зимой, у них более густое оперенье, они могут добывать себе корм и зимой.
Логопед:- Как мы можем их назвать одним словом? ( зимующие птицы). А все ли птицы остаются с нами зимовать с осени или какие-то прилетают к нам с наступлением зимы?
Дети:- С нами остаются зимовать только оседлые птицы (перечисляют), а с наступлением зимы прилетает к нам снегирь, это качующая птица, о нем в народе говорят: « Прилетели снегири- жди больших холодов-наступления зимы».
Логопед: -Ребята, а вы могли бы сосчитать сколько здесь оседлых птиц, а сколько качующих ( ответы детей).
- Ребята, а ответьте мне на такой вопрос, в чем у птиц сходство, а в чем отличие? Дети подходят к изображениям птиц и сравнивают их друг с другом по плану:
1. Размер птицы.
2. Оперенье.
3. Описание головы, туловища, хвоста, лап.
4. Поведение, повадки.
5. Высиживают птенцов.
Логопед: -Какие вы молодцы ребята, назвали много отличительных признаков, доказали, что все птицы разные, а теперь я предлагаю рассказать что у них общего, что их объединяет?( тело покрыто перьями, имеют крылья, умеют летать. Откладывают яйца и высиживают птенцов и т.д.)
Логопед: -Ну, ребята я вижу вы настоящие знатоки птиц, так, что теперь я хочу предложить вам еще труднее задание. Я предлагаю вам составить рассказ-загадку о вашей любимой птице по нашей схеме-плану, согласны? Рассказ о птице должен быть полным, точным, названные вами признаки и действия птиц четко указывали на нее. Вы будите внимательно слушать и определять по описанию птицу. Согласны? Дети составляют и рассказывают рассказы-загадки по схеме-плану:
1. Какая это птица.
2. Каких размеров.
3. Особенности внешнего вида.
4. Повадки.
5. Какую пользу приносит.
По окончанию выполнения задания проводится анализ рассказов.
В зале слышатся чьи-то шаг, входит расстроенный лесовичок.
Логопед:- Ребята. Посмотрите это же сказочный лесовичок, он весь дрожит от холода. Интересно, что же заставило его прийти к нам в такую стужу? Наверное, что-то случилось в сказочном лесу?
Лесовичок: -Здравствуйте ребята, в сказочном лесу случилась беда, ве лесные жители просят у вас помощи, вот письмо!
Дети: -Что же случилось в сказочном, зимнем лесу? Давайте скорее прочтем письмо!
Читают письмо: « Ребята, помогите пожалуйста сказочным лесным жителям, у нас случилась беда, злая волшебница Стужа сковала лес лютым холодом, заморозила и заколдовала всех птиц, что бы не слышать их звонкого пения. В нашем лесу стало грустно и уныло. Для того, что бы расколдовать . разбить чары злой волшебницы необходимо выполнить три задания, справитесь?»
Логопед: -Ребята, какое жалобное письмо, попробуем помочь птицам? (Да, конечно!).
Задания:
1. Название птицы заколдованно в виде изографа (Сова), развитие наглядно-образного и зрительного восприятия .
2. Название птицы определить по первым звукам в словах (Клест, ворона), работа над звуковым анализом и синтезом.
3. Рисунок заколдованной « Чудо- птицы», необходимо определить какие части тела принадлежат знакомым вам птицам, (употребление родительного падежа существительных).
Ребята выполняют задания, гости оценивают правильность их выполнения.
Логопед:- Вы отлично справились с заданиями, вы настоящие знатоки птиц! Все птицы расколдованы и будут радовать своим пением нас и сказочных лесных жителей. Только птиц то мы расколдовали, но ведь им все равно приходится тяжело зимой. Почему? (им трудно добывать корм из под снега, они часто голодают).
- Ребята, я предлагаю подарить лесовичку одну кормушку в сказочный лес, а вторую мы повесим на нашем участке, будем кормить наших птиц солом для синичек, рябиной для снегирей, зерно и пшено для сорок, ворон, голубей, а они будут радовать нас своим чудесным пением.
Дети рассказывают стихотворение « Птичий домик»:
У нас такой обычай:
Чуть выпадет снежок,
Повесить на сучок,
Дощатый птичий домик.
И здесь, в саду, за школой,
Среди седых ветвей,
Готов обед веселый,
Для птичек у детей!
Логопед: - Ребята, а какую пользу приносят птицы?( Уничтожают вредных насекомых, семена сорняков, которые засоряют поля, огорода, леса.
Лесовичок:- Спасибо большое ребятушки за вашу помощь. Уходит. Кладет под елочку мешочек с подарками.
Логопед: -Ребята, вы большие молодцы! Составляли замечательные рассказы, предложения и ответы были полными и красивыми, все старались отвечать правильно и активно работать! Пора и нам возвращаться домой, в наш детский сад. ( Звучит музыка, ребята закрывают глаза и оказываются на занятии).
- Что вам запомнилось и понравилось больше всего?
- Что вызвало затруднения?
Я думаю, вы все заслужили подарки. Которые вот под этой елочкой нам оставил Лесовичок.
Заключение:
Подводя итог занятия, хочется отметить, что содержанием занятия ребята справились. Дети расширили свои знания о зимующих птицам нашего региона, обогатили словарный запас, закрепили понятие «зимующие птицы».
Использование сюрпризных моментов, смена видов деятельности позволили в течение всего занятия удерживать внимание детей.
Считаю, что мне удалось достичь цели занятия через реализацию всех поставленных задач.
Для достижения такого эффекта воспитательный процесс должен быть целенаправленным и непрерывным. Очень важно, чтобы в нем принимали участие не только воспитатели или учителя, но и родители ребенка.
Общение с миром растений и животных способствует активному развитию у детей коммуникативных навыков, делает их жизнь эмоционально богаче
Используемая литература:
1.Н.В.Нищева. « Конспекты подгрупповых логопедических занятий» .Издательство «Детство-пресс» 2005г
2.Библиотека логопеда-практика. Методическое пособие. «выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. Айрис Пресс. Москва 2005г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.