Государственное казенное
общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Матвеево - Курганская специальная школа-интернат»
(ГКОУ РО Матвеево - Курганская школа-интернат)
Деменко О.А.
Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка.
Задачи:
Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав.
Воспитывать уважение к правам других людей.
Способствовать формированию активной жизненной позиции
БЕСЕДА
Учитель. Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?
- Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств.
-А как называется страна, в которой мы живем?РОССИЯ
-А мы все жители этой страны называемся - граждане России.Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. Есть богатые и бедные страны, у них есть правительства. В середине прошлого века разразилась страшная война, которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения.А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик – съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека. «Декларация о правах человека» - это очень важный документ, где записаны все права людей.
Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.
Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии.
10 декабря отмечается День прав человека.
Учитель. После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся. Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества, потому что дети — это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ — Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция (договор, соглашение) — это закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель, которой — сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы. В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года
Учитель. Вы, возможно, удивитесь: какие могут быть права у ребенка? Да, дети имеют права! Только об этом они сами ничего не знают.
- Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы – люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.
-Что же такое права, и что мы про них знаем?
Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.
8.Только ты на свет родился, право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться имя личное свое. Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?
Учитель. Ребята, каждому из вас при рождении было дано имя. Встаньте, назовите своё имя и объясните, что оно значит. Перекличка имен.
Учитель. Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.
Мои права (стихотворение - шутка)
У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?
Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)
Учитель. Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.
Учитель. Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)
-Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни.
Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Вы будете отвечать: разрешается или запрещается.
1.Рисовать, петь, танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это (разрешается)
2.Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
3.Должны дети с мамой жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
4.Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
5.Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
6.Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
7.Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
8..Другого за руку держать
Не за цвет кожи уважать.
Под общим солнцем в мире жить
Со всеми расами дружить-
Это – разрешается!
Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.
Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.
Учитель. Ребята, права и обязанности граждан России узаконены в Конституции– основном законе нашей страны. 29-ая статья Конституции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека.
«Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.
Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)
Учитель. Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.
· Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.
· В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.
· Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
· В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
· Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
· В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
· Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.
· В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.
· Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
· Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
· Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.
· Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.
· Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.
Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.