74 годовщина прорыва блокады Ленинграда
Оценка 5

74 годовщина прорыва блокады Ленинграда

Оценка 5
Презентации учебные
docx
история
7 кл
15.05.2018
74 годовщина прорыва блокады Ленинграда
Публикация является частью публикации:
7 сеифония.docx
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок "Ленинградская". Но  больше ей подходит название "Легендарная". И действительно история создания, история  репетиций и история исполнения этого произведения стали практически легендами.  Блокада Ленинграда ­ незабываемая страница в истории города. Фашисты возлагали на  взятие Ленинграда очень большие надежды.  Захват Москвы предполагался уже после того, как падёт Ленинград. Враг окружил  Ленинград со всех сторон. Целый год он душил его железной блокадой, осыпал бомбами и снарядами, умертвлял голодом. И стал готовиться к последнему штурму.  Уже напечатаны были во вражеской типографии билеты на торжественный банкет в  лучшей гостинице города ­ 9 августа 42­го года. Но враг не знал, что несколько месяцев назад в осаждённом городе появилось новое  "секретное оружие". Его доставили на военном самолёте с медикаментами, которые так  нужны были больным и раненным. Это были четыре больших объёмистых тетради,  исписанными нотами. Их с нетерпением ждали на аэродроме и увезли, как величайшую  драгоценность. Это была Седьмая симфония Шостаковича! Сочинялась композитором в 1941­1942 годах. Первые три части написаны им в доме  Бенуа<в Ленинграде, закончены в августе 1941 года, а с 8 сентября началась блокада  Ленинграда.  9 августа 194 2произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Дирижер оркестра  Ленинградского Радиокомитета был Карл Ильич Элиасберг. Исполнял Симфонию  Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады  множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в  марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на  это, концерты начались уже в апреле. В мае самолет доставил в осажденный город  партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра, недостающие музыканты  были присланы с фронта. Исполнению придавалось исключительно значение. Несмотря на бомбежку и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Виктор Козлов, кларнетист:  Действительно включены были все люстры хрустальные. Зал был освещен так  торжественно. Такой подъем был у музыкантов в настроении, так играли с душой  эту музыку  . Когда дирижёр Карл Ильич Элиасберг, высокий и худой человек, взял в руки заветные  тетради и стал их просматривать, радость на его лице сменилась огорчением. Чтобы эта  грандиозная музыка зазвучала по­настоящему, нужно было 80 музыкантов! Только тогда  мир услышит её и убедится, что город, в котором жива такая музыка, никогда не сдастся,  и что народ, создающий такую музыку, непобедим. Но где взять такое количество  музыкантов? Дирижёр горестно перебирал в памяти скрипачей, духовиков, ударников, которые погибли в снегах долгой и голодной зимы. И тогда по радио объявили о  регистрации оставшихся в живых музыкантов. Дирижер, шатаясь от слабости, обходил  госпитали в поисках музыкантов. Ударника Жаудата Айдарова он отыскал в мертвецкой,  где и заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. "Да он же живой!" ­  воскликнул дирижер, и это мгновение было вторым рождением Жаудата. Без него  исполнение Седьмой было бы невозможным ­ ведь он должен был выбивать барабанную  дробь в "теме нашествия". С фронта потянулись музыканты. Тромбонист пришел из пулеметной роты, из госпиталя  сбежал альтист. Валторниста отрядил в оркестр зенитный полк, флейтиста привезли на  санках ­ у него отнялись ноги. Трубач притопал в валенках, несмотря на весну: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь. Сам дирижер был похож на собственную тень. Но на первую репетицию они все же собрались. Руки одних огрубели от оружия, у других  тряслись от истощения, но все старались изо всех сил держать инструменты, словно от  этого зависела их жизнь. Это была самая короткая в мире репетиция, продолжавшаяся  всего пятнадцать минут, ­ на большее у них не было сил. Но эти пятнадцать минут они  играли! И дирижер, старавшийся не упасть с пульта, понял, что они исполнят эту  симфонию. У духовиков дрожали губы, смычки струнников были как чугунные, но  музыка­то звучала! Пусть слабо, пусть нестройно, пусть фальшиво, но оркестр играл.  Несмотря на то, что на время репетиций ­ два месяца ­ музыкантам увеличили  продуктовый паек, несколько артистов не дожили до концерта. И был назначен день концерта ­ 9 августа 1942 года. Но враг по­прежнему стоял под  стенами города и собирал силы для последнего штурма. Вражеские орудия взяли прицел,  приказ на вылет ждали сотни вражеских самолётов. И немецкие офицеры ещё раз  взглянули на пригласительные билеты на банкет, который должен был состояться после  падения осаждённого города, 9 августа. Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли  моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Все это время орудия врага  безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни  стало подавлять огонь немецких орудий. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не  скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное  время, — веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране. Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по  громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и  осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР,  разыскавшие Элиасберга, признавались ему: Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу,  способную преодолеть голод, страх и даже смерть…Галина Лелюхина, флейтист: Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели  все, когда это слышали. Они­то считали, что город мертвый. Почему же фашисты не стреляли? Нет, стреляли, вернее, пытались стрелять. Они  целились в белоколонный зал, они хотели расстрелять музыку. Но 14­й артиллерийский  полк ленинградцев обрушил за час до концерта на фашистские батареи лавину огня,  обеспечив семьдесят минут тишины, необходимой для исполнения симфонии. Ни один  вражеский снаряд не упал рядом с филармонией, ни что не мешало музыке звучать над  городом и над миром, и мир, услышав её, поверил: этот город не сдастся, этот народ  непобедим!  21 августа 2008 года фрагмент 1 части Симфонии был исполнен в разрушенном  грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвали оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Прямая трансляция показана по Российским Каналам «Россия», «Культура» и «Вести», англоязычному каналу Russia Today, а также  транслировалась в эфире радиостанций «Вести FM» и «Культура». На ступенях  разрушенного в результате артобстрела здания парламента Симфония приобрела  совершенно другое звучание и смысл

74 годовщина прорыва блокады Ленинграда

74 годовщина прорыва блокады Ленинграда

74 годовщина прорыва блокады Ленинграда

74 годовщина прорыва блокады Ленинграда

74 годовщина прорыва блокады Ленинграда

74 годовщина прорыва блокады Ленинграда
Скачать файл