Тема: «Курс на индустриализацию Казахстана».
Цели:1. объяснить учащимся достижения и последствия политики индустриализации, которая проходила в 20-30-е годы в Казахстане; определить односторонность экономического развития, которая несла политика индустриализации страны, сравнивая её с развитием общей экономики; углубить знания на основе анализа исторических фактов, выявить закономерности социально-экономических процессов, закрепить знания об изменениях во время НЭПа.
2. развивать умения работы с текстом учебника, выявляя главную суть, делать выводы; вовлечь учащихся в познавательную деятельность- умение работать в группе, развитие историческое мировоззрение, мыслительные способности через постановку вопросов по содержанию текста учебника и дополнительной литературы.
3. формировать патриотические чувства учащихся, раскрыв идею передовых деятелей казахской нации в проведении экономической политики в соответствии с нуждами и чаяниями народа; привить чувство уважения к прошлому.
Тип урока: урок формирование новых знаний.
Методы обучения: наглядный, поисковый, словесный, исследовательский через самостоятельную деятельность учащихся, проблемно-поисковый, интерактивный, духовно-нравственный.
Технологии: КСО, критическое мышление, разноуровневый, ТРИЗ+ педагогика.
Оборудование урока: карта Казахстана, текст учебника, интерактивная доска, таблица блоков промышленности, таблица трёх правил, схема, тесты, материалы периодической печати, портреты, слайды.
Использованная литература: история Казахстана преподавание в школах и вузах, история Казахстана преподавание в школе, география в школе.
Ход урока.
1.Организационный момент.
А) психологический настрой (побуждение)
-Сегодня на уроке истории Казахстана будем работать по группам. Каждая группа будет выполнять своё задание.
-Для начала, обратите внимание на столы, перед которыми вы сидите.
-С чем ассоциируются цвета столов?
-А, о чём это напоминает? (о соблюдении правил движения). Это говорит о том, чтобы вы соблюдали правила ПДД не только на дороге, но и на уроке.
-Несмотря на то, что вы сидите за столами разных цветов, я хотела бы, чтобы наш урок не вызвал у вас чувство неудобства, а всего лишь было представление со светофором регулирующее чувство ответственности за данный урок и соблюдения правила этикета, взаимопонимания по знакам светофора:
Ждите-слушайте
Внимание – думайте (вывешивается правило)
Идите- отвечайте
Б) Ассоциация.
-Какие слова вы можете назвать, услышав слово «НЭП»?
(запись на интерактивной доске)
зависимость
реформы голод
трудности
-Расшифруйте слово «НЭП»?
2. Проверка Д/З.
а) микроцель
-Да сегодня мы пройдемся по некоторым страницам истории, которые расскажут нам о трудностях новой жизни выпавшего на долю казахского народа в 20-30-е года.
(за кадром высвечивается слайды рисунков НЭПа).
-Так, значит, какую тему мы будем повторять? (НЭП)
б) Работа в группе (появляется на интерактивной доске)
1 группа - Знаете ли вы о первых инициативах и делах Советской власти?
2 группа - Какие реформы были проведены для преодоления тяжёлого экономического положения в стране?
3 группа - Назовите основные достижения НЭПа?
3.Сообщение новой темы.
-Сегодня мы с вами ознакомимся с изменениями, которые произошли во второй половине 20-30-х годах 20 века.
-Попробуйте предугадать тему урока, рассмотрев картину народного художника А. Кастеева «Турксиб».
-О чём, значит, будем беседовать. (о строительстве Ж/Д).
-Тема урока «Курс на индустриализацию Казахстана», (появление темы на интерактивной доске).
-Объясните значение слова «индустриализация».
4.Новая тема.
-А эту тему мы рассмотрим по такому плану:
1.Начало индустриализации.
2.Ведущие индустриальные объекты Казахстана.
3.Особенности индустриализации в Казахстане.
А) словарная работа.
-Но прежде, чем рассмотреть материал разберем новые слова, которые встретятся в тексте.
Интеллигенция-
Бюрократизм-
Шовинизм-
Урбанизация-
Инвестиции-
Б) Рассказ учителя с использованием таблицы (три правила, побуждающие логическую мысль учащихся).
Процесс индустриализации в Казахстане начался несколько позже, чем в других регионах страны, и по времени совпал с первой пятилеткой развития народного хозяйства Союза Советских Социалистических Республик (СССР) (1928-1932 гг.). Он происходил в сложных условиях, а именно, можно выяснить по трём правилам, так как восстановление народного хозяйства республики еще не было завершено и научные знания о богатом, обширном казахском крае были невелики, то есть:
Т Р И
П Р А В И Л А |
2.недостаточное развитие предприятий и выпуск товаров народного потребления
3. недостаточность продукций, необходимых для промышленности |
Для этого требовалось формирование рабочего класса и производственно-технической интеллигенции путём широкого привлечения, в первую очередь, представителей коренного населения.
Индустриализация проходила в тяжелых условиях. Это было вызвано насаждением командно- бюрократического метода руководства.
Ф.И.Голощекин, занимавший пост первого секретаря Казкрайкома в 1925-1933 гг., в прошлом революционер-профессионал, пытаясь выступать в роли теоретика социализма в условиях некапиталистического развития, был проводником жесткого курса Сталина, идеи регионального вождизма.
Разумные голоса местных партийных, советских, хозяйственных кадров о необходимости пересмотра в ходе осуществления индустриализации колониальной структуры экономики края, прежде всего - в промышленности (С, Садвакасов, Ж.Мынбаев и другие), квалифицировались Ф.Голощекиным, И, Курамысовым и их сподвижниками как проявление местного национализма. Призывы некоторых экономистов из планирующих органов по поводу темпов индустриализации, соответствующих уровню развития производительных сил, наличию трудовых ресурсов, считались проявлением великодержавного шовинизма.
Индустриализация в Казахстане началась с изучения естественных ресурсов, необходимых для будущей промышленности. Комплексные экспедиции, организованные Академией наук СССР в конце 20-х-начале 30-х годов с участием многих видных ученых, охватили практически всю территорию республики. Минерально-сырьевые ресурсы Центрального Казахстана изучала большая группа геологов и геофизиков под общим руководством академика Н.С. Курникова. В результате своих исследований она доказала, что Казахская республика является «сплошной металлогенической провинцией Советского Союза». Академик И.М.Губкин (показ фото ученого), занимавшийся с первых дней Советской власти изучением Урало-Эмбинского нефтяного района, пришел к выводу, что это месторождение - одна из богатейших нефтяных областей страны. В это же время началась большая работа по изучению производительных сил республики. Казахский инженер-геолог К.И. Сатпаев произвел тщательную разведку месторождений меди в районе Джезказгана и доказал перспективность региона (показ портрета ученого).
В) Видеофильм «Великая стройка».
-А как проходила изменения в плане стройки, вы узнаете, просмотрев фрагмент из документального фильма «Великая стройка».
-В каком году начали стройку «Турксиб»?
-Кто сыграл важную роль в строительстве «Турксиб»?
-Почему Т.Рыскулов не отстранил М.Тынышпаева со строительства «Турксиба» по предложению Ф.И.Голощекина?
За годы довоенных пятилеток в Казахстане были сооружены шахты Караганды (дополнение о стахановском движении), нефтепромыслы Эмбы, Чимкентский свинцовый завод, Балхашский и Джезказганские горно-металлургические комбинаты, полиметаллические предприятия на Рудном Алтае и в Ачисае, Актюбинский комбинат, тепло- и гидроэлектростанции, предприятия промышленности строительных материалов.
Как - это развивалась, мы можем увидеть по схеме:
(Промышленность условно подразделяется на две группы)
Промышленность
Группа «А» Группа «В»
Производство средств производства Производство предметов потребления
Тяжёлая: Легкая и пищевая:
Машиностроение текстильная
Химическая промышленность швейная
Цветная металлургия кожевенная
Электроэнергетика мясная
Топливная промышленность и другие отрасли
Добывающая и обрабатывающая
Сырье, энергия. Оборудование, машины, техника.
Во время СССР Казахстан развивался, как добывающая, поэтому не развивалась экономика Казахстана, а наоборот тормозил социально-экономическое положение.
Все эти недочеты были устранены после того, как Казахстан приобрел свою независимость. Для этого большое внимание уделяется на развитие отраслей обрабатывающей промышленности, и, безусловно, в таком темпе мы войдем в одно из 50 конкурентоспособных стран.
Г) КСО - с.56 «Особенности индустриализации в Казахстане».
1 группа- с. 56 1 абзац
2 группа- с. 56-57 2 абзац
3 группа- с.57 3-4 абзац
-Каковы были особенности индустриализации в Казахстане?
6. Закрепление.
1 группа – заполнить таблицу.
|
Превратился ли Казахстан в страну развитой тяжёлой промышленности |
Каким районам для СССР стал Казахстан7? |
Как развивалась национальная политика в период индустриализации? |
Повлияла ли политика индустриализации на социально-экономическую жизнь страны? |
Группа национальных деятелей |
|
|
|
|
Группа Голощекина |
|
|
|
|
2 группа- тест
3 группа- № 3 с.57
7. Итог урока
а) фронтальный опрос
-Назовите ведущие индустриальные объекты Казахстана?
-В чем заключается сущность политики индустриализации страны?
б) рефлексия
-А теперь, попробуйте войти в загадочный мир «Индустриализации» под музыку.
-Закройте глаза, представьте то, что вы узнали и увидите.
«Конкурентноспособный продукт производить
Во всех отраслях народного хозяйства.
Высокие технологии внедрить
И открыть технологические парки
Во всемирную торговую организацию
Готовы мы вступить».
-Какие картины будущего и прошлого вы увидели? (пишут на интерактивной доске)
-Как можно это все назвать одним словом? (индустриализация)
-Это изменило положение нашей страны в корне, где широко внедряем новые технологии для улучшения экономического положения, для чего и привлекаем иностранные инвестиции.
-Назовите имена людей, которые старались и добились улучшения нашей страны.
-Какими качествами характера они наделены?
-А какую лепту мы можем внести для развития нашей страны?
-Казахский народ хотят увидеть в вашем лице: людей образованных, начитанных, одаренных. Каждый казахстанец верит в её путеводную силу.
8. Оценивание.
9.Д/З §9, реферат «стахановское движение».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.