8-9 классы История Казахстана урок Курс на индустриализацию Казахстана
Оценка 4.6

8-9 классы История Казахстана урок Курс на индустриализацию Казахстана

Оценка 4.6
Карточки-задания
doc
история
8 кл—9 кл
13.05.2020
8-9 классы История Казахстана урок Курс на индустриализацию Казахстана
8-9 классы История Казахстана урок Курс на индустриализацию Казахстана
8-9 классы История Казахстана урок Курс на индустриализацию Казахстана.doc

Тема: «Курс на индустриализацию Казахстана».

Цели:1. объяснить учащимся достижения и последствия политики индустриализации, которая проходила в 20-30-е годы в Казахстане; определить односторонность экономического развития, которая несла политика индустриализации страны, сравнивая её с развитием общей экономики; углубить знания на основе анализа исторических фактов, выявить закономерности социально-экономических процессов, закрепить знания об изменениях во время НЭПа.

          2. развивать умения работы с текстом учебника, выявляя главную суть, делать выводы; вовлечь учащихся в познавательную деятельность- умение работать в группе, развитие историческое мировоззрение, мыслительные способности через постановку вопросов по содержанию текста учебника и дополнительной литературы.

           3. формировать патриотические чувства учащихся, раскрыв идею передовых деятелей казахской нации в проведении экономической политики в соответствии с нуждами и чаяниями народа; привить чувство уважения к прошлому.

Тип урока: урок формирование новых знаний.

Методы обучения: наглядный, поисковый, словесный, исследовательский через самостоятельную деятельность учащихся, проблемно-поисковый, интерактивный, духовно-нравственный.

Технологии: КСО, критическое мышление, разноуровневый, ТРИЗ+ педагогика.

Оборудование урока: карта Казахстана, текст учебника, интерактивная доска, таблица блоков промышленности, таблица трёх правил, схема, тесты, материалы периодической печати, портреты, слайды.

Использованная литература: история Казахстана преподавание в школах и вузах, история Казахстана преподавание в школе, география в школе.

Ход урока.

1.Организационный момент.

  А) психологический настрой (побуждение)

-Сегодня на уроке истории Казахстана будем работать по группам. Каждая группа будет выполнять своё задание.

-Для начала, обратите внимание на столы, перед которыми вы сидите.

-С чем ассоциируются цвета столов?

-А, о чём это напоминает? (о соблюдении правил движения). Это говорит о том, чтобы вы соблюдали правила ПДД не только на дороге, но и на уроке.

-Несмотря на то, что вы сидите за столами разных цветов, я хотела бы, чтобы наш урок не вызвал у вас чувство неудобства, а всего лишь было представление со светофором регулирующее чувство ответственности за данный урок и соблюдения правила этикета, взаимопонимания по знакам светофора:

Ждите-слушайте

Внимание – думайте                    (вывешивается правило)

Идите- отвечайте

Б) Ассоциация.

-Какие слова вы можете назвать, услышав слово «НЭП»?

(запись на интерактивной доске)

                                                           зависимость

 


         

Овал: НЭП
 


                                                                                                      

                             реформы                                                           голод

                                                                                                         

 

                                                             

                                                               трудности

-Расшифруйте слово «НЭП»?

2. Проверка Д/З.

а) микроцель

-Да сегодня мы пройдемся по некоторым страницам истории, которые расскажут нам о трудностях новой жизни выпавшего на долю казахского народа в 20-30-е года.

(за кадром высвечивается слайды рисунков НЭПа).

-Так, значит, какую тему мы будем повторять? (НЭП)

б) Работа в группе (появляется на интерактивной доске)

1 группа - Знаете ли вы о первых инициативах и делах Советской власти?

2 группа - Какие реформы были проведены для преодоления тяжёлого экономического положения в стране?

3 группа - Назовите основные достижения НЭПа?

3.Сообщение новой темы.

-Сегодня мы с вами ознакомимся с изменениями, которые произошли во второй половине 20-30-х годах 20 века.

-Попробуйте предугадать тему урока, рассмотрев картину народного художника                А. Кастеева «Турксиб».

-О чём, значит, будем беседовать. (о строительстве Ж/Д).

-Тема урока «Курс на индустриализацию Казахстана», (появление темы на интерактивной доске).

-Объясните значение слова «индустриализация».

4.Новая тема.

-А эту тему мы рассмотрим по такому плану:

1.Начало индустриализации.

2.Ведущие индустриальные объекты Казахстана.

3.Особенности индустриализации в Казахстане.

А) словарная работа.

-Но прежде, чем рассмотреть материал разберем новые слова, которые встретятся в тексте.

Интеллигенция-

Бюрократизм-

Шовинизм-

Урбанизация-

Инвестиции-

Б) Рассказ учителя с использованием таблицы (три правила, побуждающие логическую мысль учащихся).

  Процесс индустриализации в Казахстане начался несколько позже, чем в других регионах страны, и по времени совпал с первой пятилеткой развития народного хозяйства Союза Советских Социалистических Республик (СССР) (1928-1932 гг.). Он происходил в сложных условиях, а именно, можно выяснить по трём правилам, так как восстановление народного хозяйства республики еще не было завершено и  научные знания о богатом, обширном казахском крае были невелики, то есть:

Т

Р

И

 

П

Р

А

В

И

Л

А

  1. медленное развитие предприятий машиностроения

 

 

 

2.недостаточное развитие предприятий и выпуск товаров народного потребления

 

 

 

3. недостаточность продукций, необходимых для промышленности

Для этого требовалось формирование рабочего класса и производственно-технической интеллигенции путём широкого привлечения, в первую очередь, представителей коренного населения.

Индустриализация проходила в тяжелых условиях. Это было вызвано насаждением командно- бюрократического метода руководства.

Ф.И.Голощекин, занимавший пост первого секретаря Казкрайкома в 1925-1933 гг., в прошлом революционер-профессионал, пытаясь выступать в роли теоретика социализма в условиях некапиталистического развития, был проводником жесткого курса Сталина, идеи регионального вождизма.

Разумные голоса местных партийных, советских, хозяйственных кадров о необходимости пересмотра в ходе осуществления индустриализации колониальной структуры экономики края, прежде всего - в промышленности (С, Садвакасов, Ж.Мынбаев и другие), квалифицировались Ф.Голощекиным, И, Курамысовым и их сподвижниками как проявление местного национализма. Призывы некоторых экономистов из планирующих органов по поводу темпов индустриализации, соответствующих уровню развития производительных сил, наличию трудовых ресурсов, считались проявлением великодержавного шовинизма.

Индустриализация в Казахстане началась с изучения естественных ресурсов, необходимых для будущей промышленности. Комплексные экспедиции, организованные Академией наук СССР в конце 20-х-начале 30-х годов с участием многих видных ученых, охватили практически всю территорию республики. Минерально-сырьевые ресурсы Центрального Казахстана изучала большая группа геологов и геофизиков под общим руководством академика Н.С. Курникова. В результате своих исследований она доказала, что Казахская республика является «сплошной металлогенической провинцией Советского Союза». Академик И.М.Губкин (показ фото ученого), занимавшийся с первых дней Советской власти изучением Урало-Эмбинского нефтяного района, пришел к выводу, что это месторождение - одна из богатейших нефтяных областей страны. В это же время началась большая работа по изучению производительных сил республики. Казахский инженер-геолог К.И. Сатпаев произвел тщательную разведку месторождений меди в районе Джезказгана и доказал перспективность региона (показ портрета ученого).

В) Видеофильм «Великая стройка».

-А как  проходила изменения в плане стройки, вы узнаете, просмотрев  фрагмент из документального фильма «Великая стройка».

-В каком году начали стройку «Турксиб»?

-Кто сыграл важную роль в строительстве «Турксиб»?

-Почему Т.Рыскулов не отстранил М.Тынышпаева со строительства «Турксиба» по предложению Ф.И.Голощекина?

За годы довоенных пятилеток в Казахстане были сооружены шахты Караганды (дополнение о стахановском движении), нефтепромыслы Эмбы, Чимкентский свинцовый завод, Балхашский и Джезказганские горно-металлургические комбинаты, полиметаллические предприятия на Рудном Алтае и в Ачисае, Актюбинский комбинат, тепло- и гидроэлектростанции, предприятия промышленности строительных материалов.

         Как - это развивалась, мы можем увидеть по схеме:

(Промышленность условно подразделяется на две группы)

                                  Промышленность

 

 


Группа «А»                                                                           Группа «В»

 

 


Производство средств производства                            Производство предметов потребления

 

           Тяжёлая:                                                                                 Легкая и пищевая:

     Машиностроение                                                                             текстильная

Химическая промышленность                                                             швейная

Цветная металлургия                                                                         кожевенная

   Электроэнергетика                                                                             мясная

Топливная промышленность                                                              и другие отрасли

 

 

 


Добывающая         и       обрабатывающая

 

Сырье, энергия.          Оборудование, машины, техника.

    Во время СССР Казахстан развивался, как добывающая, поэтому не развивалась экономика Казахстана, а наоборот тормозил социально-экономическое положение.

Все эти недочеты были устранены после того, как Казахстан приобрел свою независимость. Для этого большое внимание  уделяется на развитие отраслей обрабатывающей промышленности, и, безусловно, в таком темпе мы войдем в одно из 50 конкурентоспособных стран.

Г) КСО - с.56 «Особенности индустриализации в Казахстане».

1 группа- с. 56 1 абзац

2 группа- с. 56-57 2 абзац

3 группа- с.57 3-4 абзац

-Каковы были особенности индустриализации в Казахстане?

6. Закрепление.

1 группа – заполнить таблицу.

 

Превратился ли Казахстан в страну развитой тяжёлой промышленности

Каким районам для СССР стал Казахстан7?

Как развивалась национальная политика в период индустриализации?

Повлияла ли политика индустриализации на социально-экономическую жизнь страны?

Группа национальных деятелей

 

 

 

 

Группа Голощекина

 

 

 

 

2 группа- тест

3 группа- № 3 с.57

7. Итог урока

а) фронтальный опрос

-Назовите ведущие индустриальные объекты Казахстана?

-В чем заключается сущность политики индустриализации страны?

б) рефлексия

-А теперь, попробуйте войти в загадочный мир «Индустриализации» под музыку.

-Закройте глаза, представьте то, что вы узнали и увидите.

«Конкурентноспособный продукт производить

Во всех отраслях народного хозяйства.

Высокие технологии внедрить

И открыть технологические парки

Во всемирную торговую организацию

Готовы мы вступить».

-Какие картины будущего и прошлого вы увидели? (пишут на интерактивной доске)

Овал:        Конкуренто-
   способность,
     строи-
       тельство
,Овал: Промышлен-
ность,
техника
,Овал: Индустриали-
зация
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                 

-Как можно это все назвать одним словом? (индустриализация)

-Это изменило положение нашей страны в корне, где широко внедряем новые технологии для улучшения экономического положения, для чего и привлекаем иностранные инвестиции.

-Назовите имена  людей, которые старались  и добились улучшения нашей страны.

-Какими качествами характера они наделены?

-А какую лепту мы можем внести для развития нашей страны?

-Казахский народ хотят увидеть в вашем лице: людей образованных, начитанных, одаренных. Каждый казахстанец верит в её путеводную силу.

8. Оценивание.

9.Д/З §9, реферат «стахановское движение».


Тема: «Курс на индустриализацию

Тема: «Курс на индустриализацию

Расшифруйте слово «НЭП»? 2. Проверка

Расшифруйте слово «НЭП»? 2. Проверка

Т Р И П Р А В И

Т Р И П Р А В И

Производство средств производства

Производство средств производства

Готовы мы вступить». -Какие картины будущего и прошлого вы увидели? (пишут на интерактивной доске) -Как можно это все назвать одним словом? (индустриализация) -Это изменило положение…

Готовы мы вступить». -Какие картины будущего и прошлого вы увидели? (пишут на интерактивной доске) -Как можно это все назвать одним словом? (индустриализация) -Это изменило положение…
Скачать файл