Литературное чтение
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 9
Тема: С.Суйфуллин «Кокшетау»
Цель урока: познакомить с писателем и его произведением.
Задачи:
А) обучения
· учить детей анализировать произведения, называть художественные особенности;
· учить детей выразительному чтению, передавать свои эмоции, чувства через чтение
Б) развития
· развивать умение устанавливать общие и отличительные признаки произведений; на основе сравнения делать вывод;
· развивать чувственное познание природы - восприятие;
· развивать умение наблюдать, устанавливать причинно-следственную зависимость между приходом весны и эмоциональным настроением человека
В) воспитания
· воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство гордости за красоту природы родного края
Оборудование: картины с изображением степи и леса весной, портреты и биографические данные писателей С.Сейфуллина и В.Жуковского, произведения авторов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Работа над пробуждением положительных эмоций
- Расскажите, как вы радуетесь? Какими словами это можно передать?
3. Введение в тему. Отгадайте загадку о Родине.
3. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением «Кокшетау» С.Сейфуллина. На основе сравнительного анализа произведений нам необходимо установить взаимосвязь между изменениями в природе и эмоциональным состоянием человека.
4. Сообщение биографических данных писателей. (Выступает заранее подготовленная группа детей)
Сакен Сейфуллин (1894 - 1938) Сакен Сейфуллин - один из основоположников казахской литературы. Родился С. Сейфуллин в Карагандинской области в крестьянской семье. Учился в русской школе, затем в Омской учительской гимназии. Был членом молодежной организации "Бiрлiк" ("Единство"), которая ставила своей целью распространение культуры и знаний среди казахов. После окончания учительской гимназии Сакен работал аульным учителем.
В 1910 году вышел первый сборник стихов С.Сейфуллина "Минувшие дни" ("Откен кундер"), Его стихи, вошедшие в этот сборник проникнуты любовью в народу, к родной степи, к поэтическому слову.
Развивая лучшие народно - поэтические традиции, Сейфуллин создавал новые формы казахской поэзии. Поэт известен и как выдающийся прозаик, автор работ по истории казахской литературы, составитель сборника образцов дореволюционной казахской литературы. В конце 30-х годов незаконно был репрессирован. Реабилитирован посмертно.
5. Выразительное чтение произведений учителем или хорошо подготовленными детьми.
6. Работа над содержанием произведений.
7. Чтение и анализ произведений.
- Прочтите первую и вторую строчки стихотворения. Какую картину вы себе можете представить?
9. Чтение произведений параллельно друг другу. (По учебнику или наизусть)
10. Творческая работа
Нарисовать пейзаж к стихотворений. В своих иллюстрациях отразить свои чувства
- Какие рисунки являются иллюстрациями к произведению Сейфуллина? Объясните. Приведите примеры из текста.
11. Обобщение. Вывод.
12. Задание на дом. Стр. 9-10
С. Сейфуллин
Oтрывок из эпической поэмы
КОКШЕТАУ
Гора Кокшетау стройна, как сосна.
Дождями свой лик умывает она.
Плывут облака над ее головой,
Справляются: в здравье она иль больна?
Озера ее окружили толпой,
И каждое - в чаше лежит золотой.
Коль вы нездоровы - езжайте сюда:
Недуг исцеляет наш воздух степной.
Высокие сосны растут на горе,
Березы стоят здесь в зеленом шатре.
И ветер, пьянея от трав и цветов,
Их нежно колышет на ранней заре.
На самом верху тоже сосны растут,
Их корни крепки - ни за что не дадут
Деревья свалить. Неприступна гора -
Одни ястреба свои гнезда там вьют.
С вершины не сходит лиловая мгла.
Ни разу ее не касалась стрела...
Вдохнула б душа чистый воздух горы -
До гроба его бы забыть не смогла.
И если целуется солнце с горой,
То кажется местность вокруг золотой.
И снова раскроется бездна времен,
Века пред тобою пройдут чередой.
Об этой, о самой чудесной из гор
С деревьями ветер ведет разговор,
И шепчут о ней и трава, и листва,
И гулкие волны целебных озер.
Поют о горе и акыны-отцы,
Поют о горе молодые певцы,
И камни, и скалы в свидетели взяв,
Споют о ней женщины или юнцы.
Преданья о ней, о ее чудесах
Нигде не записаны, но на устах.
У старцев-сказителей живы они,
Чтоб знал их и пел о них каждый казах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.