Есть известное правило: научить нельзя ничему — можно только научиться. Память человека — самый хороший тест на проверку интеллектуальных процессов. Ведь память является базовой функцией интеллекта. Именно память обеспечивает фиксацию и хранение всех видов личного опыта и индивидуального приспособления. Можно уверенно сказать, что все мы отождествляем себя с тем опытом, который был у нас в течение жизни. Ведь у каждого — свой единственный и неповторимый жизненный путь. Разве не память фиксирует все, что мы воспринимаем, начиная со времени нахождения в материнской утробе? И разве не благодаря памяти мы являемся теми, кто мы есть — со всеми нашими ощущениями, переживаниями, рассуждениями? Вся информация, которую мы получили, до настоящего времени свято сохраняется в середине каждого из нас. Наша память устроена таким образом, что информация в ней хранится в виде образов, или их моделей. Каждый из нас обладает естественной, выработанной за миллионы лет эволюции способностью сохранять формы, звуки, ощущения в виде образов. Этот принцип работы нашей памяти был известен с самых давних времен и всегда широко использовался в разных системах. Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовывало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Вырабатывалась самая лучшая форма запоминания: память на звуки, запахи, цвета и т. д. Причем, память яркая, четкая – человек этим жил. Т. о, в процессе естественного отбора у человека развилась образная память. Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников.
Человек со словесной памятью попадает в заколдованный круг: чтобы улучшалась память – надо все время специально учиться и тренироваться; для того чтобы учиться, нужна память.
Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает безразлично что (события, цифры, слова, буквы) путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный ограниченным запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление – это схема. И образы вставляются в нее как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. В этой статье даны примеры игр, которые помогут в развитии памяти и речи ребенка.
развитие памяти.docx
« Как помочь ребенку развить память и речь?»
Игрызапоминалки
Больше общайтесь с ребенком и тренируйте его тактильную память — пусть он прикасается к разным
предметам и запоминает ощущения.
«Волшебные слова». Надо придумать 710 пар слов, связанных по смыслу: тело — нога, река — рыбка, яблоко
— груша и т.д. Повторите несколько раз, выделяя пары интонацией. Потом называйте ребенку первые слова
пар, а вторые пусть вспомнит сам.
«Магазин». Отправьте ребенка в «магазин», чтобы купить хлеб, кефир, картошку (всего 10 продуктов). А затем
превратитесь в продавца: пусть маленький покупатель вспомнит как можно больше слов.
«Узнай предмет!» Надо завязать малышу глаза и поочередно класть ему в руку различные вещи. Пусть
догадается, что это за предмет. После 35 исследований попросите назвать предметы в том порядке, в каком он
их трогал.
«Фото на память». Ребенку надо заглянуть в шкаф и «сфотографировать» все вещи на одной из полок. После
чего пусть закроет глаза и назовет все, что смог запомнить.
«Цифровая путаница». Напишите произвольный ряд цифр — например, 2, 1, 5, 7, 9, 8. Пусть ребенок их
запомнит, а затем закроет глаза. Его задача — назвать цифры в верном порядке и ответить на вопросы вроде
«Сколько получится, если сложить последние две цифры?», «Какая цифра находится слева от 5?»
Не делайте ребенку замечаний вроде: «Как можно не запомнить? Тебе же объясняли в школе!»
«Бездонный мешок». Чем больше участников в игре, тем лучше. Взрослый начинает: «Я положил в мешок
яблоки». Один из игроков повторяет фразу и добавляет чтото от себя: «Я положил в мешок яблоки. И сливы».
Следующий повторяет всю фразу и добавляет уже свое слово и т.д., пока ктонибудь не ошибется.
«Какой, какая, какое?» Придумайте и напишите несколько известных предметов обихода или еды («стакан»,
«картошка», «дневник» и т.д.). Пусть ребенок для каждого придумает определение («стакан стеклянный»,
«картошка вкусная» и т.д.). Потом выпишите определения на листе бумаги и посмотрите, удастся ли ребенку
написать рядом исходные слова.
Запомни и нарисуй
Необходимый инвентарь: картинки, бумага, карандаши.
Вариант 1
◈ Покажите ребенку картинку с несложным изображением. Уберите рисунок и попросите малыша
воспроизвести то, что он видел на бумаге.
Вариант 2
◈ Покажите ребенку картинку с недостающими деталями. Убрав картинку, попросите нарисовать то, чего не
хватало на картинке, например, на картинке изображена машина без колеса. Ребенок должен вспомнить и
нарисовать колесо на отдельном листе бумаги.
Кто наблюдательнее?
Игра способствует развитию внимания и восприятия
◈ Правила игры: по очереди называйте предметы с какимнибудь признаком, например все круглое (сладкое,
желтое). Предметы повторять нельзя.
◈ Играть можно большим коллективом. В этом случае тот, кто не вспомнил слово, выбывает из игры.
«Хлоп» или «топ»
Игра способствует развитию внимания ◈ Правила игры: вы называете различные предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если вы назовете
животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом».
◈ Более сложный вариант: просите ребенка проделывать какоелибо действие (на ваше усмотрение), если вы
назвали предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.).
Посмотри и запомни
◈ На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого
попросите ребенка отвернуться и измените расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой
нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.
◈ Для начала ребенок может просто проговорить, что изменилось. Затем предложите ребенку все предметы
вернуть на свои места.
◈ Начинайте с небольшого количества предметов (например, с трех), постепенно увеличивая его.
◈ Меняйтесь ролями с ребенком — нет ничего лучше, чем пример любимой мамы. Родителям, кстати, эта игра
тоже очень полезна.
Послушай и запомни
◈ Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча — дождь, ночь — луна,
постель — сон. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой
пары. Задача малыша — вспомнить второе слово.
◈ Усложняя задание, увеличивайте количество пар.
◈ Обязательно меняйтесь ролями.
Запоминание цифр и чисел
Дата своего дня рождения, номер улицы, код на входной двери — помнить все эти числа ребенку просто
необходимо. Чтобы легко их выучить, Наталья Рудинская рекомендует придумать систему образов цифр. Эти
образы будут всплывать в памяти ребенка всякий раз, когда необходимо вспомнить нужное число. Систему
образов цифр можно создавать на основе их графического представления. Для этого подбираются предметы,
внешне похожие на изображение нужной цифры. Например:
0 — солнце, мяч, воздушный шар, колесо, компас, часы;
1 — столб, ручка, карандаш, копье, стрела, гвоздь, шест;
2 — гусь, лебедь, шахматный конь, кобра, вешалка;
3 — сердце, чайка, якорь, треугольник, светофор, три богатыря, Змей Горыныч с тремя головами;
4 — стул, парусник, флаг, четыре карточные масти;
5 — извилистая дорога, раскрытая ладонь — пятерня;
6 — навесной замок, капля, сундук с открытой крышкой, сабля;
7 — коса, топор, сапог, самолет, клюшка, кочерга, крокодил Гена;
8 — снеговик, бинокль, очки, песочные часы, гитара, гантель;
9 — слон (голова с хоботом), рулетка, свисток, сотовый телефон, ручка зонтика, ключ.
Изучите эти образы с ребенком и подберите для постоянного использования те, которые нравятся больше
всего. А затем запомните вместе с чадом номер вашего телефона. Для запоминания придумайте забавную
историю, героями которой станут образы цифр из номера телефона. К примеру, ваш номер такой: 06312856
32. История может звучать следующим образом. Солнце (0) стало таким огромным и ярким, что его пришлось
спрятать в комнате, запертой на замок (6), и даже посадить рядом Змея Горыныча (3), чтобы он охранял. Но не
успел тот присесть, как мимо него пролетело копье (1), а затем посыпался град из шахматных коней (2),
которыми стрелял снеговик (8). Побежав по извилистой дороге (5) под каплями дождя (6), Змей Горыныч (3)
встретил кобру (2), которая заставила его вернуться на место. Придумав такую историю, ребенок на всю жизнь
запомнит номер телефона. Эйдетика учит запоминать не только цифры, но и слова. Потренируйтесь с ребенком на примере игры "Как
запомнить 32 несвязанных слова?". Читая слова ниже "просмотрите" с чадом необычный мультик, сценарий
которого здесь описан. Ни в коем случае не пытайтесь ничего запомнить! Только представьте!
• Шкаф — представьте шкаф (лучше собственный).
• Тучка — дверца шкафа открылась и... выпустила
белую тучку.
• Гнездо — на тучке огромное гнездо.
• Конь — в гнезде удобно устроился красный конь.
• Шляпа — конь меряет разноцветные шляпы,
выбрал синюю.
• Люк — на шляпе открылся люк.
• Футболист — из люка выпрыгнул футболист.
• Чайник — футболист играет в футбол чайником.
• Крылья — у чайника выросли крылья, как у самолета.
• Карандаш — крылатый чайник поливает лимонадом карандаши.
• Стая — карандаши намокли и, недовольно фыркая, собрались в стаю.
• Пляж — стая карандашей прилетела на пляж.
• Снеговик — на пляже загорают снеговики.
• Шоколад — снеговики лакомятся шоколадом и испачкались, как маленькие дети.
• Школа — из шоколадных плиток построили школу.
• Индюк — в школе учатся индюки.
• Парламент — индюки избрали собственный парламент.
• Колбаса — парламентарии голосуют, поднимая колбасу.
• Барабан — колбасой бьют в барабан.
• Автомобиль — из барабана выезжает автомобиль: зеленый "Мерседес".
• Медведь — за рулем автомобиля сидит медведь.
• Сено — медведь с удовольствием ест сено.
• Собака — сеном угощают собаку.
• Коньки — собака надела коньки.
• Масло — скользят на коньках по катку из сливочного масла.
• Телевизор — маслом смазывают экран телевизора. • Корова — из экрана телевизора выпрыгивает корова.
• Сапоги — корова обувает сапоги.
• Кисель — сапоги наполнены киселем.
• Яхта — по киселю плывет белая яхта.
• Бабочка — вместо паруса на яхте бабочка.
• Клоун — веселый клоун летает на бабочке.
А теперь вместе с ребенком воспроизведите 32 слова, представляя эту необычную историю. Если чтото
"потерялось" в воображении, можно подсмотреть. Недолгая ежедневная тренировка хотя бы с 25—30 словами
сделает ярче память и воображение, значительно облегчит восприятие любой информации в дальнейшем и
улучшит отношение детей к своим возможностям. Не огорчайтесь, если не все получится с первого раза (не
оживают образы, не представляются герои) — так бывает в начале, но со временем фантазия разыграется.
Эйдетика предлагает простые и интересные для малыша методики развития памяти, которые эффективны и не
дают скучать даже самым непоседливым детям.
• Запоминаем слова
Самое простое для ребенка — составить из них необычный рассказ, в котором слова следуют друг за другом.
Например, даны слова: ресницы, гусь, море, стул, велосипед. Попросите малыша придумать фантастическую
историю, которая наверняка ему отлично запомнится. Например: „Хлопая ресницами, стоял гусь и глядел на
море, по которому плыл стул, а на берегу, выброшенный волной, лежал велосипед". Такой метод можно
закрепить с помощью списка вещей, которые кроха должен надеть перед выходом на улицу (комбинезон,
свитер, шапка, шарф, варежки, носки, сапоги). Другой вариант: попробуйте вместе с карапузом придумать
стишок. Проговаривая его, ребенок должен представлять картинку и (желательно) последовательность
предметов.
• Запоминаем движения
Тут вам помогут любимые сказочные персонажи малыша. Например, надо запомнить движения танца — шаг
вправо, шаг влево, прыжок на месте, хлопок в ладоши, поворот на месте. Пусть это будет ЧеловекПаук,
который увертывается от ударов врага, отступая вправо, влево, потом перепрыгивает через карниз, хлопком в
ладоши пускает паутину и, повернувшись на месте, убегает. Сначала придумывать эти истории придется вам,
но скоро ребенок и сам станет проявлять инициативу.
• Запоминаем картинки или образы
Научите малыша превращать задуманное в рассказ. Приготовьте карточки с изображениями животных,
предметов обихода, природы. К каждым 510 картинкам нужно придумать рассказ на тему путешествия,
спорта, учебы или дружбы. Развитие памяти и внимания в будущем поможет ребенку быстро выучить буквы и
слоги, складывать из них слова и запоминать их. Используя ассоциации, малыш развивает способность быстро
находить оригинальные решения и генерировать оригинальные идеи. Система эйдетики учит детей запоминать
без зазубривания, стресса, взяв за основу ассоциации и запоминающиеся особенности предметов. Например,
нужно запомнить слово boy (мальчик). Можно придумать рифму „идет с тобой" и нарисовать шагающего
мальчика — эта картинка и фраза точно отложатся в памяти ребенка.
Дети вообще хорошо запоминают то, что нарисовано. Ведь это не придуманный, а реальный (пусть и на бумаге)
образ. Поэтому так часто метод ассоциативного рисунка применяется в заучивании стихотворений. Еще бы,
слушать стихи любят все дети, а вот повторить их может далеко не каждый. И даже горя желанием выступить
на новогоднем утреннике, многие малыши не в состоянии выучить самое простое стихотворение. Слова не
запоминаются, строчки путаются, и неудача навсегда лишает ребенка желания выступать. Значит,
стихотворение нужно... нарисовать — последовательно и понятно. Какието слова изобразить не получится, но
это не страшно. Глядя на рисунок, кроха сможет повторить стихотворение, а когда сделает это несколько раз,
оно прочно засядет у него в памяти.
Объемное восприятие Можно сколько угодно знакомить ребенка с понятием формы, показывая „круглый" шарик или „квадратный"
кубик, для него это будет скучным и неинтересным занятием. А ведь подключая его фантазию и внимание, в
игре можно добиться результатов гораздо быстрее и уж, конечно, веселее.
• Развивающая игра
„Что изменилось?" Поставьте на стол несколько предметов, среди которых будут шарики, кубики, раскрытая
книжка, карандаш, кукла. Попросите ребенка назвать каждую вещь и постараться запомнить их. После этого
переставьте игрушки и накройте простыней или полотенцем. Задача малыша — угадать, где какой предмет
находится. А чтобы запомнить, что было на столе, стоит опять же обратиться к методу рассказа — поверьте,
фантазия ребенка не знает границ, нужно только дать ему возможность ее использовать.
Открытия каждый день
Система эйдетики — это игра, благодаря которой ребенок быстро и легко запоминает слова, числа, стихи, а
позже — даты, сложные определения, иностранные языки. Важно постоянно возвращаться к этой игре — гуляя,
обращать внимание, что дерево похоже на семерку, в окошке спряталась четверка, а бабочка, сложившая
крылья, напоминает тройку. Как запомнить, какие автобусы идут от метро до дома? Очень просто: 73 —
дерево, на котором сидит бабочка, и 28 — лебедь в очках.
« Как помочь ребенку развить память и речь?»
« Как помочь ребенку развить память и речь?»
« Как помочь ребенку развить память и речь?»
« Как помочь ребенку развить память и речь?»
« Как помочь ребенку развить память и речь?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.