Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Тема: «А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: познакомить с биографией А.А. Фета, стихотворением «Весенний дождь»; показать необычность, красоту, яркость его поэзии.
Задачи:
· Развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;
· Учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной выразительности, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;
· Воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, прививать навык умственного труда.
Планируемые результаты урока:
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
· Ориентироваться в тексте (находить нужное место в тексте)
· Строить устное речевое высказывание;
· Объяснять смысл слов и выражений с опорой на текст;
· Определять чувства, мысли, переживания лирического героя;
· Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний.
Личностные:
· Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
· Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
· Способствовать проявлению познавательной инициативы.
· Высказывать оценочные суждения.
Коммуникативные:
· Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
· Создать условия для совместного решения учебной задачи.
Регулятивные:
· Развивать умение с помощью учителя определять и формулировать цель на уроке;
· Проговаривать предполагаемые действия на уроке;
· Оценивать правильность выполнения задания;
· Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
· Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Метапредметные: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы).
Формы работы: работа в группах, беседа, самостоятельная работа.
Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, предметно – практические.
Этап урока |
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1. Орг. момент.
2.Мотивационный этап. ( слайды № 1-2)
3. Сообщение темы и цели урока. (слайд № 3)
|
Здравствуйте, дорогие ребята. . Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал, дневник, читательский дневник? А хорошее настроение?
Начнем наш урок с вопроса: - Попадали ли вы под дождь? - Что вы при этом чувствовали, ощущали? - Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождём»? А как пахнет дождь? - Похож ли шум дождя на музыку? Дождевая капля – дождевая нота. Дождь можно увидеть, услышать, ощутить его запах. Я предлагаю вам послушать музыку дождя еще раз и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания попробуйте подобрать эпитеты к слову дождь. ( просмотр слайдов № 1-2) - Итак, какие эпитеты вы подобрали к слову дождь? Какой дождь? ( теплый, золотой, холодный, веселый, звонкий,…) - Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя. Каждый видит, слышит, ощущает дождь по-своему. Наши дожди имеют разное настроение. Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот. - А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам своё видение дождя? ( При помощи слов)
- Мы до сих пор не определили тему нашего урока и его цели. - Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (о весне, о дожде) Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с поэтом А.А. Фетом (обращаем внимание на портрет писателя), проанализируем стихотворение «Весенний дождь»; научимся составлять образную картину; составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление, как дождь. |
Эмоциональная. психологическая, мотивационная подготовка обучающихся к проведению урока, организация диалога, направленного на выполнение задания. Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы |
Ученики работают индивидуально, отвечают на вопросы, формулируют тему урока.
|
Личностные Регулятивные |
4.Знакомство с биографией поэта. |
- Я предлагаю вам сейчас самостоятельно познакомиться с биографией поэта. Вы читаете текст, подчеркиваете непонятные для вас слова в тексте, находите в тексте ответы на вопросы. Учащимся читают статью учебника Ответьте на вопросы: 1)Что удивило вас и заинтересовало в биографии поэта? 2)О чем писал А.А.Фет? 3)Почему стихи Фета для современников были непривычными? |
Учитель сохраняет интерес к теме и организует работу детей, побуждает обучающихся к совместной работе , к поиску нужной информации для доказательства мнения. |
Ученики формируют устное высказывание, участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения. |
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Личностные |
5.Выразительное чтение стихотворения «Весенний дождь» учителем или прослушивание аудиозаписи
|
-Понравилось ли вам изображение весеннего дождя А.А.Фетом? - Вы услышали дождь? (Две капли брызнули, по свежим листьям барабанит). -Какое настроение передаёт поэт читателям? |
Учитель активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы. |
Учащиеся высказывают свою точку зрения. |
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные |
6. Анализ стихотворения. (слайды№4-8)
|
- Какова тема стихотворения? - Какие образы возникают в вашем воображении при чтении этого стихотворения? (Окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно) - Какой образ главный? (Образ дождя) - Как вы об этом догадались? (Отражен в названии стихотворения, автор описывает его наиболее полно, четко, долго) - Какие художественные средства использовал автор? (эпитеты: золотая пыль, душистый мед, свежие листья…) - Что такое эпитет? Вспомните определение. Обратите внимание на начало 2-го четверостишия. Прочитаем две первые строчки 2-го четверостишия. А УЖ ОТ НЕБА ДО ЗЕМЛИ, КАЧАЯСЬ, ДВИЖЕТСЯ ЗАВЕСА… - Как вы понимаете слово завеса? - Давайте обратимся к словарной статье. Прочитаем и запомним значение этого слова. Завеса – 1. Большая занавеска, закрывающая или отделяющая что-нибудь (устар.). 2. (перен.) То, что скрывает, закрывает собой что-нибудь. (И.С.Ожегов. Словарь русского языка.)
- Как вы видите, слово многозначное. - В каком значении слово «завеса» представлено в стихотворении? - Какое художественно-изобразительное средство применил автор в этой строке? (Метафору) - Что такое метафора? Вспомним определение. - Посмотрите внимательно, есть ли во втором четверостишии ещё какое-нибудь средство выразительности? ( «Будто в золотой пыли», сравнение) - Какое слово указывает на сравнение? Вспомним определение. - Прочитаем выразительно стихотворение ещё раз. Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения: «И что-то к саду подошло/ По свежим листьям барабанит». - А что подошло к саду? (Дождь) - Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя? (Олицетворение). Вспомним определение. -Что помогает четче представить, ощутить художественные образы? ( Описание звуков, запахов, цвета) - Напишите, какие запахи вы почувствовали? (душистым медом тянет) - Какие цвета увидели? (золотая пыль дождя) - Какие звуки услышали? (трепет крыла воробья, как барабанит дождь) - Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? (Глаголы) - Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10) - Именно глаголы и глагольные формы не дают возможности представить картину застывшей. В ней всё движется, переливается. У нас, скорее всего, получится маленький эпизод жизни со звуками, запахами, движением, чувствами. Мы как будто переносимся в зарисовку, подаренную поэтом. Как же пейзаж связан с чувствами человека, видевшего всё это? - Прочитайте первое четверостишие. - Какое чувство возникает у вас? ( радость) - Оно названо, обозначено словами в стихотворении? (нет) - А как же мы его поняли? ( прочитали между строк) - Прочитайте второе четверостишие. Какое здесь преобладает чувство? (немного тревоги) -Какие слова вызвали эту небольшую тревогу? ( «Качаясь, движется завеса») - Прочитайте последнюю строфу. А здесь какое чувство рождается? |
Организует работу с текстом, акцентирует внимание учащихся на мастерстве автора в подборе нужного слова для создания лирического образа дождя. Предлагает выяснить лексическое значение непонятных слов с помощью словаря или Интернета. Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы. Побуждает к высказыванию собственного мнения. |
Участвуют в обсуждении, строят свои высказывания, анализируют, обобщают формулируют вывод на основе анализа, учатся добывать нужную информацию. |
Познавательные
Регулятивные
Личностные
|
8.Сопоставительная работа. (слайд №10) |
-Рассмотрите репродукцию картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг» (1872 г.). - Что общего между картиной и стихотворением А.Фета? - Какие образы повторяются? -Какие чувства она вызывает у вас? Похожи ли они на те чувства, которые появились после прочтения стихотворения? - Если представить, что картина иллюстрирует стихотворение, то какой момент на ней запечатлён? Прочтите. - Что вам ближе: картина или стихотворение? |
Учитель активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы. |
Учащиеся высказывают свою точку зрения. |
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные |
9.Рефлексия.
|
-Какие чудесные открытия мы увидели в стихотворении Фета «Весенний дождь»? (что поэт ни разу не использовал слово дождь в стихотворении, образ дождя таинственный «что-то к саду подошло, дождь можно услышать (брызнули, барабанит, дождь можно почувствовать (мёдом тянет, по свежим листьям барабанит). На этом наш урок окончен. Я благодарю всех за работу на уроке. |
Побуждает к оцениванию правильности выполнения действия, к анализу урока, к самоанализу, к умозаключениям по теме урока, |
Проводят самоанализ, высказывают собственное мнение, выслушивают мнение одноклассников, делают общий вывод. |
Личностные Регулятивные |
Домашнее задание. (слайд № 10) |
Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь». + задание на выбор: 1) Сообщение о Л.Н. Толстом 2) Сообщение о рассказе «Кавказский пленник» |
Даёт информацию и инструктаж по домашнему заданию. |
Слушают. Записывают в дневник. |
Регулятивные
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.