Адаптация в 10 классе
Адаптация – это приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму труда и отдыха.
Необходимость адаптации ребенка на этапе перехода из среднего звена в старшее обусловлена изменением социального окружения десятиклассников (ведь состав класса изменился, произведена перестановка учителей-предметников, пришли новые учителя, не работающие в этом классе) и системы деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения).
Трудности адаптационного периода для десятиклассников:
1. Адаптация к классному коллективу в новом составе.
2. Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.
3. Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.
4. Рост интереса к противоположному полу.
Цель адаптационного периода – помочь ребятам познакомиться с новыми ситуациями.
Обеспечение плавного перехода учащихся в старшее звено школы главная задача адаптационного периода десятиклассников.
Основные задачи:
1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».
2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.
3. Познакомить с миром юноши и миром девушки.
4. Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Какова специфика адаптационного периода десятиклассников?
В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении.
Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы.
Какие же особенности взрослых школьников надо учитывать?
а) некоторая часть школьников уже определилась со своими профессиональными предпочтениями. Необходимо внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помочь учащемуся углубить свои знания к ней, приобщить родителей, чтобы они помогли ребенку ответить на вопрос: «Не ошибся ли я с выбором?» Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за мимолетное увлечение.
б) у старших школьников наблюдается возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать учителей и родителей. Как правило, в это время дети и взрослые становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотят, чтобы дети пошли учиться дальше, получили высшее образование, но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассников присутствуют общеучебные навыки, хочет ли он учиться?
Существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход учителям, а зачастую и родителям, запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно.
В данный возрастной период мнение сверстников представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.
В этом учебном году в 10 классе 17 обучающихся: 8 мальчиков и 9 девочек. Обучающиеся удовлетворены процессом обучения. Им нравится в школе, они не испытывает неуверенности и страхов.
В августе и сентябре выявлялись образовательные потребности десятиклассников и их родителей (беседы проводились и администрацией школы и классным руководителем с обучающимися и их родителями).
В рамках класса было проведено анкетирование на выявление психолого- педагогических проблем в обучении в период адаптации и по изучению мотивов учебной деятельности, познавательных интересов учащихся десятого класса, удовлетворенности школьной жизнью.
Результаты изучения адаптации показывают, что в целом учащиеся успешно адаптировались на новой ступени школьного образования, хотя не являются исключением и некоторые проблемы. Обеспокоенность, тревога за будущее составляют высокий процент в анкетировании. Большинство учащихся отметили, что им комфортно в школе.
Среди доминирующих мотивов учебной деятельности выступают мотивы самосовершенствования. Сейчас они работают на собственное развитие, отмечая, что полученные знания станут залогом их успешного будущего. И это является большим плюсом.
Анкетирование на предмет выявления познавательных интересов школьников выявило, что перед нами дети, для которых наиболее интересны предметы: русский, обществознание. Нужными предметами ребята считают математику, история, биология, химия и физика. Эти предметы им будут нужны в будущей жизни.
Проводились диагностические контрольные работы по русскому языку, математике, истории в октябре на выявление уровня подготовленности десятиклассников к обучению в старшей школе.
Было запланировано родительское собрание «Учет особенностей периода адаптации учащихся 10-х классов», но к сожалению общение с родителями происходит часто и постоянно по телефону и лишь личные встречи и беседы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.