Коррекционно-развивающая область
«Ритмика»
3 класс
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой; 7-е издание. Москва «Просвещение» 2010.
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на учащегося, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность ученика. Он учится слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.
Основная цель данных упражнений — научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).
Обучению умственно отсталого ребёнка танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами.
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).
Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
Содержание программы учебного курса
Ориентировка в пространстве
Правильное исходное положение.
Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Совершенствование ходьбы и бега. Использование предметов во время движения: флажки, ленты, обручи, мячи.
Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения:
Наклоны, повороты, круговые движения руками, туловищем. Всевозможные сочетания движения рук и ног.
Упражнения на координацию движений:
Изучение позиций рук и ног. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения.
Выполнение упражнений в заданном темпе и после остановки музыки.
Упражнения на выработку осанки.
Прохлопывание и протопывание различных ритмических рисунков.
Упражнения на расслабление мышц:
Перенос тяжести тела с одной ноги на другую.
Расслабление различных частей тела.
Дыхательная гимнастика.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами
Подготовительные упражнения на развитие мелкой моторики.
Отбивание ритма на бубне: по образцу, в такт музыке.
Игра на простейших музыкальных инструментах: металлофон, маракасы, бубен.
Игры под музыку
Научиться создавать музыкально-двигательный образ под соответствующую мелодию.
Формировать умение слушать мелодию и определять ее, давать характеристику.
Развитие слухового внимания: игры со звуковым сигналом для того или иного действия.
Совмещать движение и текст музыкальных игр.
Разучивание игр различных видов: с предметами, подвижные, на внимание, народные.
Танцевальные упражнения
Четкое и выразительное исполнение элементов танцев.
Танцы и пляски с повторяющимися движениями.
Разучивание различных по характеру танцев: вальс, народный, хоровод, полька.
Инсценировки
Развитие эмоциональной сферы в процессе инсценировок.
Инсценировки потешек, детских песенок, сказок.
Кукольный театр.
Инсценировки сценок для выступления на школьных праздниках.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Ритмика» к концу учебного года
Учащиеся должны уметь:
- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
- ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;
- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
- выполнять игровые и плясовые движения;
Календарно-тематическое планирование
Ритмика
3 класс
№ п/п |
№ урока в теме |
Тема урока |
Дата проведения |
Прим. |
|||
по плану |
по факту |
||||||
1 семестр |
|||||||
Ориентировка в пространстве |
|||||||
1 |
1 |
- Ориентировка в направлении движений направо, налево; |
12.09.18
|
|
|
||
2 |
2 |
- Ориентировка в направлении движений вперёд, назад; |
26.09.18
|
|
|
||
3 |
3 |
- Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы |
10.10.18 |
|
|
||
Ритмико- гимнастические упражнения
|
|||||||
4 |
1 |
- Упражнения на выработку осанки; - Упражнения на координацию движений;
|
24.10.18
|
|
|
||
5
|
2
|
- Отстукивание, похлопывание, протопывание, простых ритмических рисунков; - Упражнения на расслабление мышц |
07.11.18
|
|
|
||
Упражнения с детскими музыкальными Инструментами
|
|||||||
6 |
1 |
- Упражнения с детскими музыкальными инструментами; - Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно;
- Отстукивание простых ритмических рисунков каждой палочкой отдельно под счёт с проигрыванием стихов, попевок |
21.11.17
05.12.18
19.12.18 |
|
|
||
7 |
2 |
|
|
||||
8 |
3 |
|
|
||||
2 семестр |
|||||||
Игры под музыку
|
|||||||
9
|
1 |
- Выполнение имитационных упражнений и игр; - Музыкальные игры с предметами; - Игры с пением и речевым сопровождением |
16.01.19
30.01.19
13.02.19 |
|
|
||
10 |
2 |
|
|
||||
11 |
3 |
|
|
||||
Инсценировки
|
|||||||
12 |
1 |
- Танец «Пальчики и ручки»; - Пляска «Подружились» |
27.02.19
13.03.19 |
|
|
||
13 |
2 |
|
|
||||
Танцевальные упражнения
|
|||||||
13 |
1
|
- Пляска с султанчиками;
- Пляска с притопами;
- Элементы русской пляски |
10.04.19
24.04.19
08.05.19 |
|
|
||
14 |
2
|
|
|
||||
15 |
3 |
|
|
||||
16 |
4 |
Повторение |
22.05.19 |
|
|
||
РАССМОТРЕНО Протокол заседания методического объединения учителей индивидуального обучения от__.__._____ №___.
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Л. Н. Коробкина « ______» __________ 2018 г.
|
|||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.