Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Согласовано» «Утверждаю»
Педагогический совет школы Директор________/Тарутина Ю.С./
Протокол №2 приказ № от «____» августа 2021 г.
от « » августа 2021 г.
Адаптированная
рабочая программа
по предметно-практической деятельности
4г класс
(Вариант 2)
Подготовила: Масленникова М.В., учитель-логопед,
высшая квалификационная категория
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
2.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
3.Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) МБОУ «Брюховская С(К)ОШИ».
4.Устав МБОУ «Брюховская С(К)ОШИ».
5.Учебный план МБОУ «Брюховская С(К)ОШИ».
Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в начальных классах обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью выявлены многочисленные недостатки в формировании их умственной деятельности. У них затруднено принятие и понимание задачи, их затрудняет установление связей и отношений между отдельными действиями и звеньями умственной задачи. Они не могут организовать свою деятельность и не используют образец. У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы умственной деятельности: идентификация и узнавание, группировка и выбор адекватного способа действия, перенос умственного приема. Они не умеют пользоваться в практической деятельности даже элементарными знаниями, имеющимися у них.
Между тем, формирование этих основных навыков и приемов умственной деятельности глубоко умственно отсталых детей в младшем школьном возрасте возможно именно на самом элементарном, сенсорном уровне.
Темп развития глубоко отсталого ребенка чрезвычайно замедлен. Без специального обучения с самого обучения с самого младшего возраста это развитие протекает с глубокими качественными отклонениями. Все это приводит к тому, что к началу школьного возраста уровень умственного развития низок. Поэтому коррекция этих детей должна осуществляться в большей мере в тех видах деятельности, которые характерны для детей дошкольного возраста.
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, глубоко умственно отсталым детям. Тяжелые нарушения моторики, зрительно-моторной координации непосредственно отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. Для коррекции нарушений внимания предусмотрены специальные игры.
Цель данной программы: осуществлять коррекцию движений рук, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей, а также их речи в связи с практической деятельностью.
Задачами обучения являются:
· развитие зрительных, слуховых, осязательных, тактильных восприятий;
· координация работы анализаторов;
· развитие пространственных ориентировок;
· развитие наглядного мышления;
· обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
· совершенствование мелкой моторики, зрительно двигательной координации, координаций движения обеих рук;
· воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности, формирование основ самооценки;
· формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Содержание рабочей программы направлено на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками базового уровня учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, что соответствует требованиям адаптированной образовательной программы основного общего образования.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком – 66 часов (33 недели).
Учебный предмет |
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Всего часов за год |
Предметно-практическая деятельность |
16 |
16 |
18 |
16 |
66 ч. |
Содержание
Предметные действия |
10 ч. |
Дидактические игры |
10 ч. |
Элементарное конструирование. |
11 ч. |
Работа с мозаикой. |
9 ч. |
Лепка |
13 ч. |
Работа с бумагой |
10 ч. |
Работа с нитками. |
3 ч. |
Итого |
66 ч. |
Предметно-манипулятивные действия (10 часов).
Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий:
-открывание и закрывание коробок, флаконов с завинчивающими крышками;
-нанизывание более мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур, шпагат).
Цвет. Выбор по образцу и группировка предметов окрашенных не только в основные, но и в промежуточные цвета. Выбор предметов одного цвета из 4-8 предметов трех цветов. Раскладывание предметов трех цветов. Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов различных цветов. Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу.
Форма. Выбор по образцу и инструкции предметов одной формы из 4-8 предметов двух сходных форм. Группировка по форме одноцветных предметов двух сходных форм. Выбор по образцу и группировка объемных предметов. Выбор по образцу и группировка плоскостных форм. Знать названия и самостоятельно называть формы: кубик, шарик, круг, квадрат, треугольник
Величина. Определение не контрастной разницы по величине между предметами путем наложения и приложения предметов. Подбор и группировка одинаковых по величине предметов. Различение величины предметов независимо от их формы.
Дидактические игры (10 часов).
Усложнение игр, содержащих дидактические задачи на различение и использование цвета, формы, величины предметов.
Элементарное конструирование (11 часов).
Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции. Складывание разрезных картинок из 4-6 частей. Подбор и выкладывание из объемных плоскостных форм разного цвета и величины различных комбинаций при зрительном диктанте, учитывая форму, цвет и величину фигур. Постройки из детских наборов строительного материала, также по показу и образцу и по словесной инструкции.
Работа с мозаикой (9 часов).
Закрепление навыка правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой (применяется та же пластмассовая мозаика, что и в 3-м классе). Закрепление умений, приобретенных в 3-м классе. Выкладывание прямых рядов. Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов. Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики.
Лепка (13 часов).
Закрепление навыков обращения с материалом и выполнение определенных правил при работе с ним, полученные в третьем классе. Закрепление навыков: раскатывания прямыми и круговыми движениями между ладонями; сплющивание между ладонями. Приобретение новых навыков лепки. Отщипывание пальцами кусочков и скатывание мелких шариков. Сгибание столбиков с соединением концов. Защипывание краев формы кончиками пальцев. Вытягивание столбиков из короткого толстого
цилиндра, округлять и заострение концов, образуя формы. Умение в лепке использовать правильное представление о величине, цвете и форме.
Работа с бумагой (10 часов).
Закрепление умений и навыков, полученных в 3-м классе. Умения и навыки работы с бумагой: сгибать и разгибать бумагу по прямым линиям произвольно; сгибать и разгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Изготовление изделий без применения клея. Наклеивание готовых геометрических фигур в указанном порядке, выбирая по цвету (одноцветные) или по форме, чередуя фигуры по цвету или форме. Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух готовых частей.
Работа с нитками (3 часа).
Сортировка ниток по цвету. Упражнения в разрывании ниток разной длины и толщины. Наматывание на катушку, клубок, картон. Плетение косичек из толстых шнуров.
Календарно-тематическое планирование 4г класс 2021-2022 г.г.
№ п/п |
Тематика |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
Предметные действия |
3 |
|
1. |
Пальчиковые игры и упражнения «Пальчики умелые». |
1 |
|
2. |
Различение предметов по форме, цвету, величине. |
1 |
|
3. |
Упражнения с массажными шариками, с прищепками. |
1 |
|
|
Дидактические игры |
3 |
|
1. |
Дидактическая игра «Лото». |
1 |
|
2. |
Дидактическая игра «Разложи в ряд». |
1 |
|
3. |
Дидактическая игра «Что лишнее». |
1 |
|
|
Элементарное конструирование |
4 |
|
1. |
Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу. |
1 |
|
2. |
Складывание разрезных картинок из 4-6 частей. Фрукты. |
1 |
|
3. |
Складывание разрезных картинок из 4-6 частей. Овощи. |
1 |
|
4. |
Складывание простых крупных пазлов с опорой на образец. |
1 |
|
|
Работа с мозаикой |
3 |
|
1. |
Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трех цветов. |
1 |
|
2. |
Выкладывание из мозаики «чередующихся рядов » (2 красных- 1 синий – 2 красных) |
1 |
|
3. |
Выкладывание «чередующихся рядов » из деталей четырех цветов. |
1 |
|
|
Лепка |
4 |
|
1. |
Яблоко, груша. |
1 |
|
2. |
Вишни, виноград. |
1 |
|
3. |
Морковь, помидор. |
1 |
|
4. |
Лепка изученных букв по образцу. |
1 |
|
|
Работа с бумагой |
3 |
|
1. |
Аппликация «Осенние листочки». |
1 |
|
2. |
Овощи. Фрукты. |
1 |
|
3. |
Дом с крышей. |
1 |
|
|
Предметные действия |
3 |
|
1. |
Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка) |
1 |
|
2. |
«Домик» из кубиков. |
1 |
|
3. |
Складывание разрезных картинок из 4-6 частей. |
1 |
|
|
Дидактические игры |
2 |
|
1. |
Дидактическая игра «Что лишнее». |
1 |
|
2. |
Дидактическая игра «Картинное лото». |
1 |
|
|
Элементарное конструирование |
2 |
|
1. |
Складывание букв из счетных палочек. |
1 |
|
2. |
Конструирование из геометрических фигур. |
1 |
|
|
Работа с мозаикой |
2 |
|
1. |
Собачка. |
1 |
|
2. |
Выкладывание узоров по показу и по образцу. |
1 |
|
|
Лепка |
3 |
|
1. |
Снеговик. |
1 |
|
2. |
Сказочная избушка. |
1 |
|
3. |
Лепка изученных букв. |
1 |
|
|
Работа с бумагой |
4 |
|
1. |
Аппликация из ватных палочек «Снежинка» |
1 |
|
2. |
Друзья-медвежата. |
1 |
|
3. |
Птичка на кормушке. |
1 |
|
4. |
Праздничная ёлочка. |
1 |
|
|
Работа с нитками |
1 |
|
1. |
Наматывание ниток на игрушки. |
1 |
|
|
Предметные действия |
2 |
|
1. |
Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка) |
1 |
|
2. |
Складывание разрезных картинок из 4-6 частей. Птицы. |
1 |
|
|
Дидактические игры |
3 |
|
1. |
Дидактическая игра «Что лишнее». |
1 |
|
2. |
Дидактическая игра «Поиск в окружающем». |
1 |
|
3. |
Дидактическая игра «Картинное лото». |
1 |
|
|
Элементарное конструирование |
3 |
|
1. |
Складывание из мелких предметов «Трактор» |
1 |
|
2. |
Складывание букв из счетных палочек. |
1 |
|
3. |
Постройки из строительного материала по показу и образцу. |
1 |
|
|
Работа с мозаикой
|
2 |
|
1. |
Выкладывание «чередующихся рядов» трех цветов. |
1 |
|
2. |
Выкладывание узоров по показу и по образцу. |
1 |
|
|
Лепка |
4 |
|
1. |
Лепка цифр. |
1 |
|
2. |
Лепка изученных букв. |
1 |
|
3. |
Лисичка. |
1 |
|
4. |
Зайчик. |
1 |
|
|
Работа с бумагой |
2 |
|
1. |
Бабочки. |
1 |
|
2. |
Изученные буквы, цифры. |
1 |
|
|
Работа с нитками |
2 |
|
1. |
Наматывание ниток на игрушки. |
1 |
|
2. |
Плетение косичек из толстых цветных шнуров. |
1 |
|
|
Предметные действия |
2 |
|
1. |
Различение предметов по форме, цвету, величине. |
1 |
|
2. |
Упражнения с массажными шариками, с прищепками. |
1 |
|
|
Дидактические игры |
2 |
|
1. |
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». |
1 |
|
2. |
Дидактическая игра «Разложи в ряд». |
1 |
|
|
Элементарное конструирование |
3 |
|
1. |
Складывание фигур и узоров по образцу. |
1 |
|
2. |
Складывание разрезных картинок из 5-6 частей. Насекомые. |
1 |
|
3. |
Постройки из строительного материала по показу и образцу. |
1 |
|
|
Работа с мозаикой |
2 |
|
1. |
Выкладывание геометрических фигур разной величины. |
1 |
|
2. |
Выкладывание цифр. |
1 |
|
|
Лепка |
2 |
|
1. |
Лепка цифр. |
1 |
|
2. |
Лепка изученных букв по образцу. |
1 |
|
|
Работа с бумагой
|
2 |
|
1. |
Разноцветные шары. |
1 |
|
2. |
Весенние цветы. |
1 |
|
|
Итого |
68ч. |
|
У обучающихся должны быть сформированы:
- представления о предметно-практических действиях с предметами и материала;
- знания об особенностях и функциях различных предметов;
- знания о свойствах материалов;
- представления о различных формах предметов;
- знания о названии предметов и материалов, а также действиях, связанных с этими предметами и материалами;
- распознавание предметов и материалов по цветам;
- соотнесение предметов по величине.
Обучающиеся должны уметь:
- овладевать новыми разученными действиями и выполнять их по слову взрослого;
- самостоятельно выполнять разученные действия с предметами и материалами;
- использовать предметы-заместители;
- переносить полученный опыт на аналогические ситуации;
- выполнять целенаправленные действия с предметами и материалами.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
2. Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
3. Авторская программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Новоселовой Н.А., Шлыковой А.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.