Адаптированная рабочая программа по предметно-практической деятельности 4г класс (Вариант 2).
Оценка 4.9

Адаптированная рабочая программа по предметно-практической деятельности 4г класс (Вариант 2).

Оценка 4.9
docx
21.11.2022
Адаптированная рабочая программа по предметно-практической деятельности 4г класс (Вариант 2).
ппд 4г класс, 2021-2022г.г..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

«Согласовано»                                                               «Утверждаю»                                                                                                                                          

Педагогический совет школы                                      Директор________/Тарутина Ю.С./  

Протокол №2                                                                 приказ №      от «____» августа 2021 г.                                                                                                                                                                                                                                                                        

от «    » августа 2021 г.

                                                                                      

 

                                                 

 

 

 

 

Адаптированная

рабочая программа

по предметно-практической деятельности

4г класс

(Вариант 2)

    

 

 

                                                                                                                                 

                                                                 Подготовила: Масленникова М.В., учитель-логопед,

                                                                                          высшая квалификационная категория                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                       

       

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022  учебный год

Пояснительная записка

 

Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

2.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

3.Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)  МБОУ «Брюховская С(К)ОШИ».

4.Устав МБОУ «Брюховская С(К)ОШИ».

5.Учебный план МБОУ «Брюховская С(К)ОШИ».

           Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в  начальных классах обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

           У детей  с умеренной и тяжелой умственной отсталостью выявлены многочисленные недостатки в формировании их умственной деятельности. У них затруднено принятие и понимание задачи, их затрудняет установление связей  и отношений между отдельными действиями  и звеньями умственной задачи. Они не могут организовать свою деятельность и не используют образец. У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы умственной деятельности: идентификация и узнавание, группировка и выбор адекватного способа действия, перенос умственного приема. Они не умеют пользоваться в практической деятельности даже элементарными  знаниями, имеющимися у них.

Между тем, формирование этих основных навыков и приемов умственной деятельности глубоко умственно отсталых детей в младшем школьном возрасте возможно именно на самом элементарном, сенсорном уровне.

Темп развития глубоко отсталого ребенка чрезвычайно замедлен. Без специального обучения с самого обучения  с самого младшего возраста это развитие протекает с глубокими качественными отклонениями. Все это приводит к тому, что к началу школьного возраста уровень умственного развития низок. Поэтому коррекция этих детей должна осуществляться в большей мере  в тех видах деятельности, которые характерны для детей дошкольного возраста.

Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, глубоко умственно отсталым детям. Тяжелые нарушения моторики, зрительно-моторной координации непосредственно отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. Для коррекции нарушений внимания предусмотрены специальные игры.

Цель данной программы: осуществлять коррекцию движений рук, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления  детей, а также их речи в связи с практической деятельностью.

Задачами обучения  являются:

·        развитие зрительных, слуховых, осязательных, тактильных  восприятий;

·        координация  работы анализаторов;

·        развитие пространственных ориентировок;

·        развитие наглядного мышления;

·        обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

·        совершенствование мелкой моторики, зрительно двигательной координации, координаций движения обеих рук;

·        воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности, формирование основ самооценки;

·        формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Содержание рабочей программы направлено на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками базового уровня учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, что соответствует требованиям адаптированной образовательной программы основного общего образования.

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком – 66 часов (33 недели).

 

Учебный предмет

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего часов за год

Предметно-практическая деятельность

16

16

18

16

66 ч.

 

Содержание

Предметные действия  

10  ч.

Дидактические игры

10 ч.

Элементарное конструирование.

11 ч.

Работа с мозаикой. 

9 ч.

Лепка

13 ч.

Работа с бумагой

10 ч.

Работа с нитками. 

3 ч.

Итого

66 ч.

 

Предметно-манипулятивные действия (10 часов).

Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий:

-открывание и закрывание коробок, флаконов с завинчивающими крышками;

-нанизывание более мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур, шпагат).

 Цвет. Выбор по образцу и группировка предметов окрашенных не только в основные, но и в промежуточные цвета. Выбор предметов одного цвета из 4-8 предметов трех цветов. Раскладывание предметов трех цветов. Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов различных цветов. Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу.

Форма. Выбор по образцу и инструкции предметов одной формы из 4-8 предметов двух сходных форм. Группировка по форме одноцветных предметов двух сходных форм. Выбор по образцу и группировка объемных предметов. Выбор по образцу и группировка плоскостных форм.   Знать названия и самостоятельно называть формы: кубик, шарик, круг, квадрат, треугольник

Величина. Определение не контрастной разницы по величине между предметами путем наложения и приложения предметов. Подбор и группировка одинаковых по величине предметов. Различение величины предметов независимо от их формы.

Дидактические игры (10 часов).

Усложнение игр, содержащих дидактические задачи на различение и использование цвета, формы, величины предметов.

Элементарное конструирование (11 часов).

Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции.  Складывание разрезных картинок из 4-6 частей. Подбор и выкладывание из объемных плоскостных форм разного цвета и величины различных комбинаций при зрительном диктанте, учитывая форму, цвет и величину фигур. Постройки из детских наборов строительного материала, также по показу и образцу и по словесной инструкции.  

Работа с мозаикой (9 часов).

Закрепление навыка правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой (применяется та же пластмассовая мозаика, что и в 3-м классе). Закрепление умений, приобретенных в 3-м классе. Выкладывание прямых рядов. Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов. Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики.

 Лепка (13 часов).

Закрепление навыков обращения с материалом и выполнение определенных правил при работе с ним, полученные в третьем классе. Закрепление  навыков: раскатывания прямыми и круговыми движениями между ладонями; сплющивание между ладонями.  Приобретение новых навыков лепки. Отщипывание пальцами кусочков и скатывание мелких шариков. Сгибание столбиков с соединением концов. Защипывание краев формы кончиками пальцев. Вытягивание столбиков из короткого толстого

цилиндра, округлять и заострение концов, образуя формы. Умение в лепке использовать правильное представление о величине, цвете и форме.

Работа с бумагой (10 часов).

Закрепление умений и навыков, полученных в 3-м классе. Умения и навыки работы с бумагой: сгибать и разгибать бумагу по прямым линиям произвольно; сгибать и разгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Изготовление изделий без применения клея. Наклеивание готовых геометрических фигур  в указанном порядке, выбирая по цвету (одноцветные) или по форме, чередуя фигуры по цвету или форме. Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух готовых частей. 

Работа с нитками (3 часа).

Сортировка ниток по цвету. Упражнения в разрывании ниток разной длины и толщины. Наматывание на катушку, клубок, картон. Плетение косичек из толстых шнуров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 4г класс 2021-2022 г.г.

 

№ п/п

Тематика

Кол-во часов

Дата проведения

 

Предметные действия

3

 

1.      

Пальчиковые игры и упражнения «Пальчики умелые». 

1

 

2.      

Различение предметов по форме, цвету, величине.

1

 

3.      

Упражнения с массажными шариками, с прищепками.

1

 

 

Дидактические игры   

3

 

1.      

Дидактическая игра «Лото».

1

 

2.      

Дидактическая игра «Разложи в ряд».

1

 

3.      

Дидактическая игра «Что лишнее». 

1

 

 

Элементарное конструирование

4

 

1.      

Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу. 

1

 

2.      

Складывание разрезных картинок из 4-6 частей. Фрукты. 

1

 

3.      

Складывание разрезных картинок из 4-6 частей. Овощи. 

1

 

4.      

Складывание простых крупных пазлов с опорой  на образец. 

1

 

 

Работа с мозаикой

3

 

1.      

Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трех цветов. 

1

 

2.      

Выкладывание из мозаики «чередующихся рядов » (2 красных-  1 синий – 2 красных)

1

 

3.      

Выкладывание «чередующихся рядов » из деталей четырех цветов. 

1

 

 

Лепка

4

 

1.      

Яблоко, груша.

1

 

2.      

Вишни, виноград.

1

 

3.      

Морковь, помидор.

1

 

4.      

Лепка изученных букв по образцу.

1

 

 

Работа с бумагой

3

 

1.      

Аппликация «Осенние листочки».

1

 

2.      

Овощи. Фрукты.

1

 

3.      

Дом с крышей.

1

 

 

Предметные действия

3

 

1.      

Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка)

1

 

2.      

«Домик» из кубиков.

1

 

3.      

Складывание разрезных картинок из 4-6 частей.

1

 

 

Дидактические игры

2

 

1.      

Дидактическая игра «Что лишнее».

1

 

2.      

Дидактическая игра «Картинное лото».

1

 

 

Элементарное конструирование

2

 

1.      

Складывание букв из счетных палочек. 

1

 

2.      

Конструирование из геометрических фигур.

1

 

 

Работа с мозаикой

2

 

1.      

Собачка.  

1

 

2.      

Выкладывание узоров по показу и по образцу.

1

 

 

Лепка

3

 

1.      

Снеговик.

1

 

2.      

Сказочная избушка.

1

 

3.      

Лепка изученных букв.

1

 

 

Работа с бумагой

4

 

1.      

Аппликация из ватных палочек «Снежинка» 

1

 

2.      

Друзья-медвежата.

1

 

3.      

Птичка на кормушке.

1

 

4.      

Праздничная ёлочка.

1

 

 

Работа с нитками

1

 

1.      

Наматывание ниток на игрушки.

1

 

 

Предметные действия

2

 

1.      

Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка)

1

 

2.      

Складывание разрезных картинок из 4-6 частей. Птицы.

1

 

 

Дидактические игры

3

 

1.      

Дидактическая игра «Что лишнее».

1

 

2.      

Дидактическая игра «Поиск в окружающем».

1

 

3.      

Дидактическая игра «Картинное лото».

1

 

 

Элементарное конструирование

3

 

1.      

Складывание из мелких предметов «Трактор»

1

 

2.      

Складывание букв из счетных палочек. 

1

 

3.      

Постройки из строительного материала по показу и образцу.

1

 

 

Работа с мозаикой

 

2

 

1.      

Выкладывание «чередующихся рядов» трех цветов.

1

 

2.      

Выкладывание узоров по показу и по образцу.

1

 

 

Лепка

4

 

1.      

Лепка цифр.

1

 

2.      

Лепка изученных букв.

1

 

3.      

Лисичка.

1

 

4.      

Зайчик.

1

 

 

Работа с бумагой

2

 

1.      

Бабочки.

1

 

2.      

Изученные буквы, цифры.

1

 

 

Работа с нитками

2

 

1.      

Наматывание ниток на игрушки.

1

 

2.      

Плетение косичек из толстых цветных шнуров.

1

 

 

Предметные действия

2

 

1.      

Различение предметов по форме, цвету, величине.

1

 

2.      

Упражнения с массажными шариками, с прищепками.

1

 

 

Дидактические игры

2

 

1.      

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

1

 

2.      

Дидактическая игра «Разложи в ряд».

1

 

 

Элементарное конструирование

3

 

1.      

Складывание фигур и узоров по образцу.

1

 

2.      

 Складывание разрезных картинок из 5-6 частей. Насекомые.

1

 

3.      

Постройки из строительного материала по показу и образцу.

1

 

 

Работа с мозаикой

2

 

1.      

Выкладывание геометрических фигур разной величины.

1

 

2.      

Выкладывание цифр.

1

 

 

Лепка

2

 

1.      

Лепка цифр.

1

 

2.      

Лепка изученных букв по образцу.

1

 

 

Работа с бумагой

 

2

 

1.      

Разноцветные шары.

1

 

2.      

Весенние цветы.

1

 

 

Итого

68ч.

 

 

У обучающихся должны быть сформированы:

- представления о предметно-практических действиях с предметами и материала;

- знания об особенностях и функциях различных предметов;

- знания о свойствах материалов;

- представления о различных формах предметов;

- знания о названии  предметов и материалов, а также действиях, связанных с этими предметами и материалами;

- распознавание предметов и материалов по цветам;

- соотнесение предметов по величине.

 

 

Обучающиеся  должны уметь:

- овладевать новыми разученными действиями и выполнять их по слову взрослого;

- самостоятельно выполнять разученные действия с предметами и материалами;

- использовать предметы-заместители;

- переносить полученный опыт на аналогические ситуации;

- выполнять целенаправленные действия с предметами и материалами.

 

 

Список литературы

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

2.     Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

3.     Авторская  программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Новоселовой Н.А., Шлыковой А.А.

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» «Согласовано» «Утверждаю»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» «Согласовано» «Утверждаю»

Пояснительная записка Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: 1

Пояснительная записка Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: 1

Цель данной программы : осуществлять коррекцию движений рук, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей, а также их речи в связи с…

Цель данной программы : осуществлять коррекцию движений рук, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей, а также их речи в связи с…

Предметно-манипулятивные действия (10 часов)

Предметно-манипулятивные действия (10 часов)

Сгибание столбиков с соединением концов

Сгибание столбиков с соединением концов

Календарно-тематическое планирование 4г класс 2021-2022 г

Календарно-тематическое планирование 4г класс 2021-2022 г

Дидактические игры 2 1

Дидактические игры 2 1

Работа с бумагой 2 1

Работа с бумагой 2 1

Обучающиеся должны уметь: - овладевать новыми разученными действиями и выполнять их по слову взрослого; - самостоятельно выполнять разученные действия с предметами и материалами; - использовать…

Обучающиеся должны уметь: - овладевать новыми разученными действиями и выполнять их по слову взрослого; - самостоятельно выполнять разученные действия с предметами и материалами; - использовать…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2022