Афч фос

  • docx
  • 07.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала афч кос отправил еще раз..docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 5»

(ОП№ 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

комплексный экзамен

по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП. 02 Анатомия и физиология человека,  ОП.03 Основы патологии.

(очно - заочное отделение)

 

по специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка)

I курс 2 семестр

 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

 

 

                                                Москва,2020

 

 

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по специальности 34.02.01. Сестринское дело программы учебной дисциплины: ОП. 02 Анатомия и физиология человека,  ОП.03 Основы патологии.

 

РАССМОТРЕНЫ

на заседании ЦМК ______

Протокол № ___ от __2020г.

 

Председатель цикловой методической комиссии

_________/

Подпись       Буцхрикидзе  Л.Д.

 

 

 

 

     ОДОБРЕНЫ

Методическим советом

ГБПОУ ДЗМ «МК №5 »ОП№1

 

Протокол № ____________

от « _ » ___ 202__г.

              

 

 

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка)

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Руководитель обособленного подразделения 

______ Фричинская  О.Е.

«___»________2020г.

 

 

 

 

        

 

 

 

Составитель: Маклаков И.А. - преподаватель анатомии и физиологии  первой квалификационной категории  ГБПОУ ДЗМ «МК №5»

Рецензенты: .... – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5»

 

 

 

 

 

 

 

Состав контрольно-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

 

I.              ПАСПОРТ

II.           ПАКЕТ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ

III.        ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

 

 

 

 


 

 

I. ПАСПОРТ контрольно-оценочных средств

1.Общие положения

        В результате освоения учебной дисциплины ОП. 02 Анатомия и физиология человека,  ОП.03 Основы патологии, обучающийся должен обладать следующими умениями и знаниями, предусмотренными ФГОС СПО специальность 34.02.01 Сестринское дело.

Уметь:

   У1.применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;

У2.Определять признаки типовых патологических процессов и отдельных

заболеваний в организме человека.

 Знать:

З1.строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой .

З2.закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека;

З3.Структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний.

                                                                           Изучение дисциплины ОП. 02 Анатомия и физиология человека,  ОП.03 Основы патологии способствует формированию у обучающихся необходимых специалисту профессиональных и общих компетенций следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:

 

                   ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

 

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

 

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

OK 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

 

В данном экзаменационном материале охвачены основные темы курса ОП. 02 Анатомия и физиология человека,  ОП.03 Основы патологии., а именно предмет и задачи ОП. 02 Анатомия и физиология человека, на современном этапе развития медицины,  данный материал сочетает в себе морфологические и функциональные критерии и подходы, позволяющие изучить жизнедеятельность организма человека и отдельных его  частей, а так же психические, соматические и вегетативные функции организма, их связь между собой, регуляцию и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе индивидуального развития человека.

Все вышеизложенное дает студенту целостное представление об организме человека как единой саморегулирующейся, способной к выздоровлению системы, с присущими ей биологическими и психосоциальными потребностями и мотивациями от, степени, удовлетворения которых зависит здоровье человека – состояние полного психического, физического и социального благополучия. Весь курс проводится в виде теоретических (лекции, семинары) и практических занятий. Лекции призваны расширить и дополнить материал учебника, интегрировать восприятие различных разделов курса. 

ОП.03 Основы патологии :определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека; общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека;

структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний;

Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является комплексный экзамен, который проводится на 2 курсе, в 4 семестре.

       

 

2.Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

                   2.1 В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих и профессиональных компетенций:

Проверяемые результаты обучения:

 

Задание1-2: У1-2; З1-З3; ОК 1 - 6, 8, 11,ПК 1.1 - 1.3,ПК 2.1 - 2.8,ПК 3.1 - 3.3

 

Задание3: У1-2 ;З1-З3ОК 1 - 6, 8, 11,ПК 1.1 - 1.3,ПК 2.1 - 2.8,ПК 3.1 - 3.3

 

2.2Таблица 1.1



Результаты обучения:  умения, знания и общие компетенции

Показатели оценки результата

 

Форма контроля и оценивания

 

Умения:

У1.применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи.

ОК 1 - 6, 8, 11,ПК 1.1 - 1.3,ПК 2.1 - 2.8,ПК 3.1 - 3.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У2.Определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека.

ОК 1 - 6, 8, 11,ПК 1.1 - 1.3,ПК 2.1 - 2.8,ПК 3.1 - 3.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знания:     

З1.строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

 ОК 1 - 6, 8, 11,ПК 1.1 - 1.3,ПК 2.1 - 2.8,ПК 3.1 - 3.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З2.закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека;

З3.Структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний.

ОК 1 - 6, 8, 11,ПК 1.1 - 1.3,ПК 2.1 - 2.8,ПК 3.1 - 3.3

 

 

-          определять и различать виды тканей по таблицам и в атласе;

-          обоснованно определять, называть и показывать на скелете основные части костей, их анатомические образования с функциональной оценкой;

-          демонстрировать на муляжах и планшетах мышцы различных функциональных групп;

-          определять, называть и показывать отделы нервной системы, детали их анатомического строения;

-          демонстрировать в атласе и на муляжах анатомические структуры органов чувств;

-          называть и показывать железы внутренней секреции на муляжах и таблицах;

-          показывать на муляжах и таблицах структуры сердечно – сосудистой системы;

-          исследовать пульс, измерять АД;

-          различать форменные элементы по микропрепаратам;

-          определять, называть и показывать на планшетах органы дыхательной системы и детали их анатомического строения;

-          определять частоту дыхания и жизненную емкость легких;

-          определять, называть и показывать на планшетах органы пищеварительной системы, их топографию и анатомические образования;

-     демонстрировать проекцию органов пищеварительного тракта на переднюю брюшную стенку на человеке;

-          оценивать состав, свойства и значение пищеварительных соков и ферментов в них содержащихся;

-          обоснованно составлять режим питания, распределять суточный рацион;

-     определять, называть и показывать на планшетах детали анатомического строения органов мочевой системы и объяснять их функции;

 

 

 

 

 

 

 

Продемонстрировать:

- умение давать точные определения, формулировать и объяснять специальные термины;

- умение выявлять основные звенья патогенеза патологических процессов и описывать их

морфологические особенности;

- умение классифицировать патологические процессы по различным признакам;

-умение устанавливать связь между этиологией, патогенезом, морфогенезом и проявлениями патологических процессов;

- комплексное умение оценивать медицинское значение патологических процессов для

жизнедеятельности организма в условиях патологии;

- понимание значения знаний по дисциплине для будущей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать:

-          основные термины, определяющие положение органов, их частей в теле;

-          анатомическое строение, местоположение, функции различных видов тканей;

-           анатомическое строение скелета, его определение и функции;

-          анатомическое строение мышц, классификация, функциональная характеристика мышц отдельных областей тела человека;

-          значение, принципы строения, функциональная анатомия отделов центральной и вегетативной нервной системы;

-          структура, представляющие отделы сенсорных систем человека;

-          функциональная анатомия органов чувств;

-          анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль желез внутренней секреции;

-          анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов сердечно – сосудистой системы;

-          анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов лимфатической системы;

-          состав и функции крови;

-          анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов иммунной системы;

-           анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов дыхания;

-          анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль и физиология органов пищеварения;

-          обмен веществ: белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей, витаминов;

-          анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов мочевой системы;

-          анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов половой системы.

 

 

знать:

- этиологию, механизмы развития и диагностику патологических процессов в органах и системах;

- роль структурно-функциональных изменений в формировании сдвигов лабораторных показателей;

- общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов;

- сущность типовых патологических процессов на молекулярно-биологическом, клеточном, тканевом и системном уровнях;

- патогенетические основы неотложных состояний, их клинические проявления и основные принципы лабораторной диагностики.

- понимание значения знаний по дисциплине для будущей профессиональной деятельности.

- стадии лихорадки.

Формы контроля результатов обучения: дискуссии и диалоги, демонстрации, индивидуальный и фронтальный опросы, тесты, ситуационные задачи, составление схем и таблиц, составление словаря терминов.

Методы контроля результатов обучения:

-систематическое наблюдение за мыслительной деятельностью обучающегося в процессе ведения опросов, диалогов, дискуссий, полемик;

-постоянный анализ знаний  студента, выявление ошибок  и оценка знаний;

-во время занятий применение методов аналогии и сравнения;

-на протяжении всего учебного процесса использование системного подхода  при оценке знаний основ строения, функций и расположения человеческих органов;

-использование анатомической номенклатуры;

-демонстрация на муляжах и таблицах органов и систем органов человека

На теоретических занятиях проведение устного индивидуального, фронтального опроса по темам учебной дисциплины;

-для оценки усвоения теоретического материала по разделам написание самостоятельной  работы;

-периодическое (в конце изучения каждой темы) проведение  программированного тестирования на компьютере;

-один раз в семестр защита творческой работы (реферата, презентации);

-постоянный анализ выполнения практических работ (составления конспектов, словарей терминов, схем и  таблиц и др);

-периодический анализ и оценка составления и  решения кроссвордов; -периодический анализ составленных тестов по темам  учебной дисциплины.

 

Формы контроля результатов обучения: дискуссии и диалоги, демонстрации, индивидуальный и фронтальный опросы, тесты, ситуационные задачи, составление схем и таблиц, составление словаря терминов.

Методы контроля результатов обучения:

·         систематическое наблюдение за мыслительной деятельностью обучающегося в процессе ведения опросов, диалогов, дискуссий, полемик;

·         постоянный анализ знаний  студента, выявление ошибок  и оценка знаний;

·         во время занятий применение методов аналогии и сравнения;

·         на протяжении всего учебного процесса использование системного подхода  при оценке знаний основ строения, функций и расположения человеческих органов;

·         использование анатомической номенклатуры;

·         демонстрация на муляжах и таблицах органов и систем органов человека

На теоретических занятиях проведение устного индивидуального, фронтального опроса по темам учебной дисциплины;

·         для оценки усвоения теоретического материала по разделам написание самостоятельной  работы;

·         периодическое (в конце изучения каждой темы) проведение  программированного тестирования на компьютере;

·         один раз в семестр защита творческой работы (реферата, презентации);

·         постоянный анализ выполнения практических работ (составления конспектов, словарей терминов, схем и  таблиц и др);

·         периодический анализ и оценка составления и  решения кроссвордов;

·         периодический анализ составленных тестов по темам  учебной дисциплины.

 

Формы контроля результатов обучения: дискуссии и диалоги, демонстрации, индивидуальный и фронтальный опросы, тесты,  составление схем и таблиц, составление словаря терминов, оценка докладов, сообщений.

Методы контроля результатов обучения:

-систематическое наблюдение за мыслительной деятельностью обучающегося в процессе ведения опросов, диалогов, дискуссий, полемик;

-постоянный анализ знаний  студента, выявление ошибок  и оценка знаний;

-во время занятий применение методов аналогии и сравнения;

-на протяжении всего учебного процесса использование системного подхода  при оценке знаний основ строения, функций и расположения человеческих органов;

-использование медицинской номенклатуры;

-демонстрация на муляжах, влажных препаратах  и таблицах патологически измененных тканей, органов. На теоретических занятиях проведение устного индивидуального, фронтального опроса по темам учебной дисциплины;

-для оценки усвоения теоретического материала по разделам написание самостоятельной  работы;

-периодическое (в конце изучения каждой темы) проведение  программированного тестирования на компьютере;

-один раз в семестр защита творческой работы (реферата, презентации);

-постоянный анализ выполнения практических работ (составления конспектов, словарей терминов, схем и  таблиц и др);

-периодический анализ и оценка составления и  решения кроссвордов;

-периодический анализ составленных тестов по темам  учебной дисциплины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

II.        ПАКЕТ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ

II а. Вопросы для подготовки к экзамену по материалам билетов;

  Уважаемые студенты! Ознакомьтесь с перечнем вопросов ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ  ПО ДИСЦИПЛИНЕ:« АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ ПАТОЛОГИИ». Тщательно изучив  эти вопросы вы сможете подготовиться к экзамену и успешно его сдать! Желаю удачи .

1.Почки: расположение, оболочки, внешнее и внутреннее строение, функция. Строение нефрона и его функциональное значение.

2.Большой и малый круги кровообращения.

3. Классификация инфекционных болезней.

4. Мышцы плеча: классификация, точки фиксации и функция.

5.Большие полушария головного мозга. Локализация функций в коре головного мозга.

6.Патология мочевыделительной системы. Общие сведения.

7.Грудная клетка, ее строение и значение.

8.Вегетативная нервная система.

9.Заболевания сердечно-сосудистой системы. Общие сведения.

10.Нервная ткань: определение, локализация, классификация, строение и функция.

11.Глотка: расположение, строение стенки, отделы, функция.

12.Заболевания ЖКТ. Общие сведения.

13.Эпителиальная ткань: определение, локализация, классификация, строение и функция.

14.Брюшная аорта: расположение, ее ветви и область кровоснабжения.

15.Патология органов дыхания. Общие сведения.

16.Трахея и бронхи: их расположение, строение стенки, виды бронхов.

17.Селезенка: расположение, строение, функция.

18.Иммунопатология. Общие сведения.

19.Печень: расположение, скелетоскопия, строение, функция. Строение печеночной дольки, сосуды печени.

20.Подкожные  вены верхней и нижней конечностей.

21.Метастазирование и рецидивирование опухолей. Формы и виды рака.

22.Соединительная ткань: определение, локализация, классификация, строение и функция.

23.Пищеварение в желудке. Состав желудочного сока, свойства.

24.Классификация опухолей.

25.Плевра: строение, листки, плевральная полость, плевральные синусы, давление в плевральной полости, функция.

26.Стволовая часть головного мозга, общая характеристика.

27.Опухоли. Общие сведения. Причины, их вызывающие. Формы роста. Строение.

28.Толстая кишка: расположение, проекция отделов на переднюю брюшную стенку, строение стенки. Процессы, происходящие в толстом кишечнике. Акт дефекации.

29.Механизм образования условных рефлексов. Понятие о теории функциональной системы.

30.Лихорадка: общие изменения в организме при лихорадке. Значение лихорадки.

31.Кости свободной верхней конечности: классификация, строение. Перечислите и покажите на скелете суставы верхней конечности.

32.Желудок: расположение, проекция на переднюю брюшную стенку, отделы, поверхности, кривизны, строение стенки, функция.

33.Патология терморегуляции.

34.Матка: расположение, отделы, строение стенки, функция.

35.Пульс: определение, характеристика и места пальпации.

36.Специфическое воспаление. Специфическое воспаление при туберкулёзе. Специфическое воспаление при сифилисе.

37.Паховый канал: стенки, отверстия, содержимое, расположение, функциональное значение. Перечислите другие «слабые места» передней брюшной стенки.

38.Полость рта и органы, расположенные в ней.

39.Альтеративное, экссудативное и продуктивное воспаление.

40.Строение сустава. Классификация суставов по форме и функции. Оси движения.

41.Щитовидная железа: расположение, внешнее и внутреннее строение, гормоны, их физиологическое воздействие, понятие о гипер- и гипофункции.

42.Сосудистые и тканевые изменения при воспалениях.

43.Пищеварение в тонкой кишке. Состав кишечного сока и его свойства.

44.Вилочковая железа: расположение, строение, функция.

45.Воспаление. Причины. Общее понятие воспаления.

46.Мужской и женский мочеиспускательные каналы: строение стенки, сфинктеры, отделы мужского мочеиспускательного канала.

47.Клапанный аппарат сердца. Фазы сердечной деятельности.

48.Общая реакция организма на повреждения: стресс, шок, коллапс.

49.Кости свободной нижней конечности: классификация, строение. Перечислите и покажите на скелете суставы нижней конечности.

50.Кровяное давление: виды, факторы, их обуславливающие.

51.Стаз. Тромбоз. Эмболия. Краткая характеристика этих нарушений.

52.Двенадцатиперстная кишка: расположение, проекция на переднюю брюшную стенку, части, строение стенки, функция, отношение к печени и поджелудочной железе.

53.Черепные нервы.

54.Нарушения кровообращения, их виды.

55.Брюшной пресс и его физиологическое значение.

56.Состав крови и ее функция.

57.Реактивность организма. Виды реактивности.

58.Таз как целое: строение и функциональное значение.

59.Желчный пузырь: расположение, строение стенки, функция. Состав, свойства и виды желчи.

60.Организация, инкапсуляция, метаплазия. Их характеристика.

61.Легкие: расположение, строение. Структурно-функциональная единица легкого: составные элементы, строение стенки, функция.

62.Система воротной вены: расположение, основные притоки и области оттока крови.

63. Понятие о портокавальных анастомозах, их функциональное значение.

64.Регенерация, виды регенерации. Значение регенерации.

65.Классификация мышц нижней конечности. Мышцы, воздействующие на коленный сустав: точки фиксации, функция.

66.Грудная аорта: расположение, ее ветви, область кровоснабжения.

67.Гипертрофия и гиперплазия.

68. Лимфатическая система: грудной проток, правый лимфатический проток (расположение, лимфатические стволы и бассейн лимфооттока).

69.Компенсаторно-приспособительные процессы.

70.Гипофиз: расположение, доли, гормоны, их физиологическое действие, понятие о гипер- и гипофункции.

71.Лимфатические узлы: строение, расположение, группы, роль в иммунном процессе.

72.Нарушения минерального обмена (рахит). Расстройство обмена холестерина (развитие атеросклероза).

73.Яичник: расположение, внешнее и внутренне строение, функция.

74.Артерии верхней и нижней конечностей, их расположение и область кровоснабжен6ия.

75.Патология печени и желчевыводящих путей. Гепатиты.

76.Кости мозгового черепа.

77.Проводящая система сердца. Автоматия сердца. Понятие об электрокардиограмме (ЭКГ).

78.Содержание и задачи предмета основы патологии.

79.Поджелудочная железа: расположение, проекция на переднюю брюшную стенку, части, строение, функция.

80.Система нижней полой вены: расположение, основные притоки и области оттока.

81.Повреждения (альтерации). Общие сведения.

82.Внешние проявления деятельности сердца: сердечный толчок, тоны сердца.

83.Слуховая сенсорная система и ее вспомогательный аппарат.

84.Дистрофии. Механизмы развития дистрофий. Паренхиматозные, мезенхимальные, смешанные дистрофии.

85.Система верхней полой вены: расположение, основные притоки и области оттока крови.

86.Спинной мозг: расположение, строение. Трехнейронная рефлекторная дуга, ее строение и функциональное значение. Понятие о сегментах спинного мозга.

87.Некроз. Общие сведения. Формы некрозов.

88.Сердце: расположение (скелетотопия и синтопия), камеры, строение стенки.

89.Высшая нервная деятельность: определение. Рефлексы: безусловные и условные, принципиальные отличия.

90.Атрофия. Причины и виды атрофий.

91.Показатель внешнего дыхания – легочные объемы. Спирометрия.

92.Зрительная сенсорная система и ее вспомогательный аппарат.

93.Нарушения обмена веществ в тканях. Белковая, жировая и углеводная дистрофии.

 

Перечень наглядных пособий, разрешенных к использованию на экзамене:

1.Скелет человека и отдельные наборы костей

2.Муляжи:

§  Сегмент спинного мозга

§  Торс человека

§  Сердце

§  Легкие

§  Почка

§  Печень

§  Головной мозг.

3.Сборник схем «Анатомия и физиология центральной нервной системы».

4.Таблицы:

§  Строение глазного яблока

§  Слуховой анализатор

§  Артерии тела человека

§  Вены тела человека

§  Лимфатическая система

§  Общий план строения  дыхательной  системы

§  Общий план строения  мочевыделительной  системы

§  Общий план строения пищеварительной системы

§  Отношение органов к брюшине

§  Поджелудочная железа

§  Строение тонкой и толстой кишки

§  Строение печени, вид сверху и снизу

§  Современная схема кроветворения

§  Мышцы головы и шеи

§  Мышцы туловища 

§  Мышцы верхней конечности                 

§  Мышцы нижней конечности

 

 

 

 

II б. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ

                      ОБРАЗЕЦ: 

                 

Проверяемые результаты обучения:

Задание1-2: У1-.3; ОК 1 - 6, 8, 11,ПК 1.1 - 1.3,ПК 2.1 - 2.8,ПК 3.1 - 3.3

 Задание3: У1-.3 ;ОК 1 - 6, 8, 11,ПК 1.1 - 1.3,ПК 2.1 - 2.8,ПК 3.1 - 3.3

 

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

"Медицинский колледж №5", ОП №1

 

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Рассмотрено ЦМК

Общепрофессиональных

дисциплин

Протокол № ... от ... 2020г.

Председатель______________  Буцхрикидзе  Л.Д.

 

   Промежуточная аттестация

Комплексный экзамен по дисциплинам Анатомия и физиология человека и Основы патологии

1курс,2семестр.

 

(очно-заочное отделение)

 

Утверждаю

Руководитель обособленного подразделения

 

_____Фричинская О.Е.

 

«___»________2020г.

 

 

 

 

 

Уважаемый студент!

 Предполагается, что Вы при ответе будете демонстрировать обосновывать следующие:

ОК 1. - понимать сущность своей будущей профессии и проявлять к ней устойчивый интерес.

У1 - применять знания о строении и функциях органов и систем при диагностике и оказании сестринской помощи;

                                                                    Инструкция для студента.

Уважаемый студент ! Внимательно прочитайте задания.

Время выполнения 15 минут.

     

                                                  Билет № 1

     Задание 1.Яичник: расположение, внешнее и внутренне строение, функция.

 

Задание 2.Артерии верхней и нижней конечностей, их расположение и область кровоснабжения.  

 

Задание 3.Патология печени и желчевыводящих путей. Гепатиты

 

 

 

 

 

III.       ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

III а. УСЛОВИЯ :

Экзамен проводится в специально оборудованном и оснащенном всем необходимым кабинете. При сдаче экзамена в аудитории может находиться не более 5 студентов. На сдачу экзамена предусматривается не более половины академического часа на каждого студента. Комплект контрольно-оценочных средств состоит из паспорта КОС, экзаменационных билетов (на 6 превышающих количество обучающихся в группе), эталонов ответов, перечня практических заданий по общей рецептуре, перечня вопросов для подготовки к экзамену, перечня материально-технического оснащения экзамена, списка использованной литературы, 2-х рецензии (внутренней и внешней).  Форма проведения промежуточной аттестации: устный ответ студентов по вопросам экзаменационного билета, с письменным подтверждением теоретических и практических знаний по фармакологии на бланке с печатью учебной части. Каждый билет состоит из 3 вопросов. Первые и  вторые вопросы проверяют знания по анатомии и физиологии человека. Третьи вопросы требуют от студентов знаний по основам патологии. Пакет документации для проведения промежуточной (семестровой) аттестации содержит титульный лист, паспорт КОС, рецензию внешнего и внутреннего преподавателя, экзаменационные билеты в количестве 31 штука и эталоны ответов к ним, вопросы для подготовки к аттестации по материалам экзаменационных билетов, список литературы для подготовки к аттестации, перечень лекарственных препаратов, встречающихся в экзаменационных билетах. Процедура выставления оценки происходит по 3этапам, каждый этап заключается в положительном ответе студента на вопросы экзаменационного билета; оценка ставится как средняя арифметическая с учетом всех этапов ответов на экзамене в соответствии с бланком ответника. При подготовке к ответу во время экзамена студенты не имеют право пользоваться мобильными телефонами и другими интернет-источниками, выходить из аудитории до сдачи экзамена. При подготовке к ответу во время комплексного экзамена обучающиеся имеют право пользоваться наглядными пособиями, материалами справочного характера, нормативными документами и оборудованием, разрешенными к использованию на комплексном экзамене.  

 

Спецификация:                                            

                                                                                    ТАБЛИЦА№3.1

                     Разделы, темы для изучения

Количество вопросов

Анатомия и физиология человека

62

РАЗДЕЛ 1.

Введение

 

 

1

Тема 1.1.

Анатомия и физиология как науки

Человек – предмет изучения анатомии и физиологии

1

 

РАЗДЕЛ 2.

Отдельные вопросы цитологии и гистологии

7

 

Тема 2.1.

Основы цитологии Клетка

 

 

1

 

Тема 2.2.

Основы гистологии

Классификация тканей

 Эпителиальная ткань Соединительная ткань

 

3

Тема 2.3.

Мышечная ткань

Нервная ткань

 

3

 

РАЗДЕЛ 3.

Внутренняя среда организма. Кровь

4

Тема 3.1.

Гомеостаз. Кровь. Форменные элементы

2

Тема 3.2.Свертывание крови Группы крови Резус-фактор

 

2

РАЗДЕЛ 4.

Системы органов и регуляция их деятельности

 

1

Тема 4.1Органы.. Системы органов Нервно-гуморальный механизм регуляции

1

РАЗДЕЛ 5.

Морфофункциональная характеристика органов опорно-двигательного аппарата

8

 

Тема 5.1.

Опорно-двигательный аппарат

 Скелет туловища

 

1

Тема 5.2.

Скелет верхних и нижних конечностей. Таз в целом

1

Тема 5.3.

Скелет головы

 Череп

1

Тема 5.4.

Соединение костей Суставы

1

Тема 5.5

Мышечная система Мышцы туловища

1

Тема 5.6.

Мышцы конечностей

Мышцы головы и шеи

3

РАЗДЕЛ 6. Морфофункциональная характеристика органов нервной системы

9

Тема 6.1.

Спинной мозг

 

1

Тема 6.2.

Головной мозг.

 Ствол мозга

 

2

Тема 6.3.

Большой мозг

1

Тема 6.4.

Периферическая нервная система

3

             Тема 6.5. Вегетативная нервная система

 

2

                                        РАЗДЕЛ 7.

Морфофункциональная характеристика органов сенсорной системы

5

 

 

 

Тема 7.1.

Сенсорные системы

 

 

 

 

1

Тема 7.2.

Анализаторы

4

 

РАЗДЕЛ 8

Высшая нервная деятельность

 

 

1

Тема 8.1.

Анатомия, физиология ВНД

 

1

 

         РАЗДЕЛ 9. Морфофункциональная характеристика органов эндокринной системы

 

 

2

Тема 9.1

 Эндокринные железы Регуляция деятельности эндокринной системы

 

2

РАЗДЕЛ 10. Морфофункциональная характеристика органов сердечно-сосудистой системы

9

Тема 10.1.

Сердечно-сосудистая система

 

Строение сердца

 

 

3

Тема 10.2

Физиология сердца

 

 

1

Тема 10.3.

Артериальная система

2

Тема 10.4.

Венозная система

 

2

Тема 10.5.

Основы гемодинамики

-

 

Тема 10.6.

 

Лимфатическая система

 

1

 

РАЗДЕЛ 11. Морфофункциональная характеристика органов дыхательной системы

 

4

 

Тема 11.1 Дыхательная система.  Воздухоносные пути

 

 

2

Тема 11.2.   Легкие Плевра

1

 

                                       Тема 11.3.

 Физиология дыхания

1

РАЗДЕЛ 12. Морфофункциональная характеристика органов пищеварительной системы

 

5

Тема 12.1.

Пищеварительная система

Органы пищеварительного тракта

1

 

                                    Тема 12.2.

Крупные пищеварительные железы

 

 

1

Тема 12.3.Тонкий и толстый. Кишечник. Брюшина

1

Тема 12.4.

 Физиология пищеварения

 

2

          РАЗДЕЛ 13.

  Обмен веществ и энергии. Витамины

 

1

Тема 13.1.

Обмен веществ Витамины

1

Тема 13.2.Обмен энергии. Терморегуляция

 

 

                                       РАЗДЕЛ 14

Процесс выделения. Морфофункциональная характеристика органов мочевой системы

3

Тема 14.1.

Процесс выделения. Почки

                                          Мочевые пути

2

Тема 14.2.

Физиология мочевой системы

 

1

РАЗДЕЛ 15.

Морфофункциональная характеристика органов репродуктивной системы

 

1

Тема 15.1.

Репродуктивная система человека

 

Мужская половая система

1

Тема 15.2. Репродуктивная система человека

Женская половая система

1

 

РАЗДЕЛ 16.

Морфофункциональная характеристика органов иммунной системы

 

1

 

Тема 16.1.

Иммунная система Механизмы защиты

 

1

Основы патологии.

31

РАЗДЕЛ 1.

Основы общей патологии

21

 

Тема 1.1.

Содержание и задачи дисциплины

ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ

2

 

Тема 1.2.

Нарушения обмена веществ в, в организме и тканях

2

 

Тема 1.3.

Нарушения водно-минерального, энергетического

 

обмена

2

 

Тема 1.4.

Механизм восстановления функций

2

 

Тема 1.5.

Расстройства кровообращения и лимфообращения

2

 

Тема 1.6.

Воспаление

2

 

Тема 1.7.

Патология терморегуляции

2

Тема 1.8.

Общая характеристика опухолей

2

Тема 1.9.

Опухоли.

 

3

Тема 1.10.

Общие реакции организма на повреждение

2

РАЗДЕЛ 2.

Основы частной патологии

10

 

Тема 2.1.

Патология дыхания. Болезни органов дыхания

2

 

Тема 2.2.

Болезни сердечно-сосудистой системы

2

 

Тема 2.3.

Болезни сердечно-сосудистой системы

2

 

Тема 2.4.

Патология почек и мочеотделения

2

 

Тема 2.5.

     Патология органов пищеварительной системы

2

 

Список основной литературы, рекомендуемой для подготовки;

                                 Основные источники:

1. Швырев A.A. «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии» под ред. Морозова Р.Ф. - 6-е изд., стер./Ростов-н/Д: Феникс. – 2013 г.- 411 с.

2. Самусев Р. П.,  Липченко В. Я. Атлас анатомии человека – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век»: ООО «Издательство «Мир и Образование»,  2012 г. -767 с.

                             Дополнительные источники:

1.        Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. «Анатомия и физиология человека» «ГЭОТАР-Медиа» г. Москва 2010 г.-576 с.

2.Алкомо Эд. «Атлас анатомии человека» 2010 г.- 380 с.

3.Барышников С.Д. ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ 2000г. «Практикум по анатомии и физиологии человека».- 360 с.

4.Сапин М.Р., Никитюк Д.Н. «Анатомия и физиология человека» «Медицина», 2010 г - 300 с.

5.Воробьева Е. А., Губарь А. В., Сафьянникова Е. Б.  Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ. – М.: ООО ТИД «Альянс», 2010 г.- 428 с.

6.Федюкович Н. И. «Анатомия и физиология человека» / изд. 26-е, стер./Ростов-на-Дону:  Феникс, 2016 г.- 360 с.

Интернет – ресурсы: 

1. ru.wikipedia.org: Анатомия человека

2. Anatom.com.

3. anatomus.               

III б. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей студентов, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений. Знания и умения оцениваются по пятибалльной системе. При этом учитывается:

                                      Оценка «отлично»

  1. Материал усвоен, его содержание логично изложено в полном объеме в пределах программы, применяются умения, необходимые для ответа.
  2. Четко и правильно дано определение понятий, точно использованы научные термины.
  3. Для доказательств использованы знания, приобретенные на практике.
  4. Работа сделана самостоятельно.
  5. Возможно 1-2 неточности в вопросах второстепенного порядка, исправленные с незначительной помощью преподавателя.
  6. Такая же оценка ставится за краткий, точный ответ на особенно сложный вопрос или за подробное исправление и дополнение ответа другого студента.                  

                                   Оценка «хорошо»

  1. Раскрыто основное содержание материала, но материал изложен недостаточно последовательно и систематизировано.
  2. Работа сделана самостоятельно.
  3. Допускаются единичные пробелы и ошибки, исправляемые после замечания преподавателя:

·         в определении понятий

·         при использовании научных терминов

·         в выводах и обобщениях (из практики, опытов и т.д.)

·         в применении теоретических знаний и практических умений

 

 

      

 Оценка «удовлетворительно»

  1. Содержание материала изложено фрагментарно, не всегда связано и последовательно.
  2.  Имеются частичные ошибки, неточности в изложении выводов и обобщений.
  3. Допускаются ошибки в определении понятий и неточности в использовании терминологии.
  4. Допускаются ошибки при демонстрации умений.
  5. Требуется постоянна помощь преподавателя при ответе.
  6. Не используются в качестве доказательств выводы и обобщения из предыдущего опыта (теории, практики и т.д.)

 

Оценка «неудовлетворительно»

  1. Основное содержание учебного материала не усвоено и не раскрыто.
  2. Материал излагается беспорядочно, неуверенно, с частыми перерывами.
  3. Имеются существенные ошибки, искажение смысла понятий, терминов, правил, алгоритмов и т.д.
  4. Та же оценка ставится,  если студент отказывается отвечать по теме.

Общая оценка за экзамен выводится по частным оценкам за ответы на вопросы билета.

При трех частных оценках выводится «отлично», если в частных оценках не более одной оценки «хорошо», а остальные - «отлично»; «хорошо» или «удовлетворительно», если в частных оценках не более одной оценки «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» соответственно.

 

 

 

 

III в. ЭТАЛОНЫ ОТВЕТ 

                                               Билет № 1

1.Яичник: расположение, внешнее и внутренне строение, функция.

Яичники-парный орган округлой формы. Расположены яичники в полости малого таза. Состоит из коркового и мозгового вещества. В корковом веществе находятся фолликулы, содержащие яйцеклетки. Функции яичников: созревание яйцеклеток; выработка гормонов (эстрогены, прогестерон) Выход яйцеклетки из яичника называется овуляция. Яичник-парная женская половая железа, расположенная в области малого таза. Функция: внешнесекреторная (образование яйцеклеток) и внутрисекреторная (выработка женских половых гормонов в кровь). Яичник овальной формы, имеет два конца: верхний, трубный и нижний, маточный, соединённый с маткой посредством собственной связки яичника. Два края: один свободный, др. прикреплён к брыжейке, где находится углубление ворота яичника. Две поверхности: медиальная и латеральная. Яичник покрыт однослойным кубическим эпителием, под которым лежит соединительная оболочка. Кнутри от неё – корковое вещество, в котором находятся многочисл. пузырьки, содержащие яйцеклетку - фолликулы: первичные, растущие (созревающие), зрелые (граафовы пузырьки), а т.ж. жёлтые тела и рубцы. Мозговое вещество образовано соединительной тканью, в кот. проходят сосуды и нервы. Овогенез – циклически происходящий процесс созревания фолликула. Зрелый фолликул им.  Наружные и внутренние слои. К внутреннему. прилежит яйценосный холмик, в кот. находится. яйцеклетка – овоцит. Внутри зрелого фолликула им. фолликулярная жидкость. По мере созревания фолликулы достигают поверхности яичника. Обычно в течение 28-30 дней развивается один фолликул ( под влиянием ФСГ, и ЛГ). Своими ферментами фолликул разрушает. белочную оболочку, и лопнув, освобождает яйцеклетку – овуляция. На месте лопнувшего фолликула формируется жёлтое тело. Оно продуцирует гормоны – лютеин, прогестерон тормозящие развитие новых фолликулов. На месте лопнувших фолликул остаются следы в виде углублений и складок.

2.Артерии верхней и нижней конечностей, их расположение и область кровоснабжения.

Верхней конечности – подключичная артерия, переходит в подкрыльцовую (подмышечную),кот. кровоснабжает плечевой пояс, плечевой сустав, мышцы груди и спины, затем она переходит в плечевую артерию, кот. кровоснабжает кожу, кости и мышцы плеча, от неё отходят  глубокая артерия плеча для трёхглавой мышцы плеча. В локтевой ямке плечевая артерия разделяется на локтевую и лучевую артерию. В области запястья они сливаются, образуя артериальноладонные дуги: поверхностные и глубокие, от кот. отходят артерии: пястья и пальцев.  Примечание: Подключичная артерия прижимается к 1 ребру,плечевая к медиальной поверхности плечевой кости, лучевая и локтевая артерии – к соответствующим бороздам нижней трети лучевой и локтевой костей.

Нижней конечности – Наружная повздошная даёт ветви к передней брюшной стенке, проходит под паховой связкой на бедро где назыв. бедренной, кровоснабжает область бедра, здесь от неё отходит глубокая артерия бедра, кот. снабжает заднюю поветхность бедра. В области подколенной ямки бедренная артерия делится на переднюю и заднюю большеберцовую артерию; от задней отходит малоберцовая артерия. Передняя артерия проходит на тыл стопы, а задняя огибает внутреннюю ладышку, переходит на подошву и образует поверхностные и глубокие подошвенные артерии.

Примечание: Бедренная артерия может быть прижата к лобковой кости, подколенная артерия – подколенной поверхности бедренной кости при полусогнутом положении голени, тыльная артерия стопы – к костям тыла стопы, задняя большеберцовая артерия – к медиальной ладышке.

 

 

3.Патология печени и желчевыводящих путей. Гепатиты. Функции печени.

Печень – полифункциональный орган. Она принимает участие во всех обменах веществ.  Причины  нарушения функций печени:  белковое голодание,  авитаминозы, поражение токсическими веществами,  которые называют      гепатотропными ядами, хлороформом, четыреххлористым углеродом, ртутью и др., алкоголь, ожоги,  тяжелые травмы, вирусы  (гепатит),  бактерии (сифилис, туберкулез),  гельминты (эхинококк), аллергии, действие лекарственных  средств. Эти расстройства нередко приводят к печеночной  недостаточности.  

Болезни печени. Они могут быть приобретенными и наследственными, В тех случаях, когда в основе поражения печени лежат дистрофические и некротические изменения ее паренхимы, говорят о  гепатозах. Если преобладают воспалительные процессы паренхимы и стромы, говорят о гепатитах. В результате этого в печени могут развиваться склеротические процессы, в том числе цирроз печени. Гепатозы – бывают острые и хронические. Среди острых - ведущее значение имеет токсическая дистрофия печени, а среди хронических жировой гепатоз. Токсическая дистрофия – прогрессирующий некроз паренхимы. Причины – экзогенные токсические воздействия (отравления грибами, пищей, химическими веществами). Гепатит характеризуется дистрофическими и некротическими изменениями гепатоцитов и воспалительной инфильтрацией стромы органов. Он м. б. самостоятельным (первичный гепатит) или же развивается как проявление других болезней – вторичный гепатит. Острый гепатит может быть экссудативным и продуктивным. Хронический – развивается как исход острого. При нем выражена дистрофия, некроз клеток. Если поражения значительны – возникает цирроз.

Вирусный гепатит – инфекционное заболевание, вызываемое вирусом. Впервые дал научное описание болезни крупнейший отечественный терапевт С.П. Боткин, и поэтому она имеет второе название -- болезнь Боткина. Эти заболевание вызывается вирусами типа А. Путь передачи вируса типа А от больного к здоровому - фекально-оральный. Поэтому характерны вспышки.

Гепатит В (сывороточный) – передаётся с кровью (с донором). Вирус размножается в лимфатических узлах.

Алкогольный гепатит – возникает в результате воздействия на печень этанола и ацетальдегида. В печени содержится фермент – алкогольдегидрогеназа, который нейтрализует действие этанола. При длительном употреблении алкоголя фермента оказывается недостаточно, что и приводит к гепатиту.

Алкогольный гепатит бывает острый (увеличенная печень; уплотняется и изменяется ее цвет, развиваются некротические изменения) и хронический (в гепатоцитах содержится алкогольный гиалин, выражена жировая дистрофия). Цирроз – хроническое заболевание, характеризующееся склерозом и структурной перестройкой ткани печени и изменением, в связи с этим, размеров и формы органа. Цирроз печени является исходом ряда заболеваний, особенно часто вирусного и алкогольного гепатита, а также сердечной недостаточности, сопровождающейся застоем крови в печени. В основе развития цирроза печени лежат необратимая дистрофия и некроз гепатоцитов. ПЕЧЕНОЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ -это снижение основных функций печени, является исходом се разнообразных заболеваний. Приводит к тяжелым нарушениям всех видов обмена веществ. 

БОЛЕЗНИ ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ. В желчном пузыре нередко образуются множественные и разнообразные камни (желчнокаменная болезнь). Попадая в общий желчный проток, камни могут закупоривать его, вызывая развитие подпеченочной желтухи. Камни иногда являются причиной пролежня стенки желчного пузыря и развития перитонита, а так же рака желчного пузыря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru