Урок географии в 7 классе
Тема: Африка: образ материка
Цель: сформировать знания учащихся о ГП Африки, основными этапами исследования Африки; научиться находить на физической карте крайние точки материка и географические объекты его береговой линии; развивать внимание, память, умение работать с картами атласа; прививать интерес к изучаемому предмету. Расширить мировоззрение учащихся.
Ход урока
Оргмомент.
Подготовка к работе на основном этапе. Какие вам известны океаны?
- Покажите материки
Целеполагание и мотивация
- она располагается в северном, южном, восточном и западном полушариях.
- самый жаркий материк
- вокруг неё плавал Бартоломеу Диаш, который открыл крайнюю оконечность – мыс Бурь.
- впервые обогнув её, нашёл морской путь в Индию, Васко да Гама.
- Второй по площади материк после Евразии
(Африка)
Как мы его будем изучать материки?
Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
- Чтобы решить проблему исследования, что необходимо? (новые знания)
- Где вы будете добывать эти знания? (рассказ учителя, топографическая карта, интернет ресурсы, видеосюжет)
- Какую информацию вы будете искать? (о материке Африка)
- определить гп материка;
- научиться находить на карте крайние точки Африки;
- определять координаты крайних точек материка.
– справиться с заданиями ВПР и ГИА в 9 классе
Изучение нового материала и первичное закрепление
1.ГП Африки
- второй материк по площади после Евразии;
- на севере омывается Средиземным морем, на с-в – Красным морем, на западе – Атлантическим океаном, на востоке и юге – Индийским океаном;
- расположена в северном, южном, западном и восточном полушариях;
- самый жаркий материк, т.к. большая её часть лежит в пределах экваториальных, субэкваториальных и тропических широт.
2. Крайние точки материка
- северная – мыс Рас-Энгела
- южная – мыс Игольный (Агульяс)
- западная – мыс Альмади
- восточная – мыс Рас-Хафун
- Протяжённость с севера на юг приблизительно 8 000 км; с запада на восток – 7 500 км.
- Площадь – 30,3 млн. км2
- береговая линия слабо изрезана (есть п-ов Сомали и Гвинейский зал., о. Мадагаскар отделён от материки Мозамбикским прол.)
3. Близость к морям и океанам
- с Евразией соединена через Суэцкий перешеек (120 км), в XIX веке там был прорыт Суэцкий канал; отделена Средиземным морем и Гибралтарским проливом (ширина 4 км), Красным морем и Баб-эль-Мандебским проливом
4. Исследование и освоение материка:
- Африку никто не открывал, здесь всегда жили люди. Африку считают прародиной человека;
- Ибн Батутта в XI веке пересёк Сахару и исследовал Восточную Африку;
- В 1488 г. Бартоломеу Диаш прошёл вдоль западного побережья Африки до южных окраин. Открыл мыс Доброй Надежды и Агульяс;
- Васко да Гама через десятилетие открыл морской путь в Индию;
- португальцы, голландцы, англичане занимались работорговлей;
- в XIX веке врач и путешественник Давид Ливингстон пересёк Африку с запада на восток. Осуществил плавание по р. Замбези, открыл на ней вдп. Виктория, исследовал оз. Ньяса и оз. Танганьика, описал многие виды растений и животных. В 1849 г. исследователь побывал в Калахари и установил, что это не пустыня, а полупустыня. Пытался найти истоки Нила, но заболел и умер;
- Джон Спик и Джеймс Грант в 1863 году открыли исток Нила;
- Егор Ковалевский описал Эфиопское нагорье. Первым предположил, что истоком Нила является не Голубой, а Белый Нил;
- Василий Васильевич Юнкер путешествовал по Центральной и Восточной Африке (топографические работы, метеорологические наблюдения, искал полезные ископаемые);
- Николай Иванович Вавилов установил, что Эфиопия является Родиной многих твёрдых сортов пшеницы;
- Николай Гумилёв – поэт.
Определяем географические координаты крайних точек материка:
- мыс Рас-Энгела (Бен-Секка) - 370с.ш.; 100в.д.
- мыс Игольный (Агульяс) – 350ю.ш.; 200в.д.
- мыс Альмади – 150с.ш.; 170з.д.
- мыс Рас-Хафун (Гафун) – 110с.ш.; 510в.д.
Итоги урока.
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.