АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
Оценка 4.9

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

Оценка 4.9
docx
29.08.2022
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
нгнгнгнг.docx

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы преподавания математики в образовательных учреждениях. Приведены причины недостаточно развитой математической грамотности, а также оговорены не которые приемы, способны повысить эффективность математического обучения.

Ключевые слова: школа, преподаватель, математическая грамотность, проблема преподавания, обучающиеся.

 

Сегодня, на основе общественных обсуждений, часто можно услышать о недостаточно эффективной работе образовательных учреждений. О том, что школа не дает необходимых знаний для поступления в высшие учебные заведения. С одной стороны, данные высказывания правдивы, но, а с другой, нельзя опускать на этом руки. Данные претензии должны быть подкреплены рядом доказательств, порождавших эти факты, тогда последовательно будут выдвинуты предложения по разрешению возникших проблем.

По результатам тестирований, опросов, проведении экзаменов можно наблюдать низкий уровень математической грамотности обучающихся. Винить в этом только учащихся будет неправильно.  Виноваты в этом и обучающиеся и преподаватели. Поэтому возникла необходимость рассмотреть условия возникновения этих проблем и поиск путей их решения [1].

Каждый человек часто сталкивается с жизненными задачами, не приносящими никакого удовольствия, но требующие выполнения. Прекрасно известно, что человеку с хорошим образованием легче построить свою жизнь, устроиться на хорошую работу, нежели человеку без образования. Но для многих учеба является обузой, которую не каждый хочет нести, после обязательного освоения школьной программы. Действительно, часто можно встретить талантливых, способных людей, для которых процесс обучения является тягостным. Именно поэтому их возможности так и останутся нереализованными.

Существует много причин падения эффективности образовательного процесса. Об этом размышлять можно долго, но лучше всего переключить внимание на другую проблему и задаться вопросом, как повысить интерес к обучению. Математическая подготовка будущих выпускников слабая, к напряженной работе, способности мыслить логически они не приучены. Следует относиться с пониманием, что если школьное образования продолжит работать в том же русле, то усилия преподавателей, работа вуза не поможет, ведь в программе высших учебных заведений не запланировано обучение школьному курсу [2].

На основе исследований можно предположить, что качество обучения в вузах зависит в первую очередь от уровня дошкольной и школьной математической подготовки. Как бы не старались преподаватели высших учебных заведений, привить интерес к математике, результат не будет существенным.

Работа преподавателей в высшей школе требует не только определенных знаний своего предмета, но также способности заинтересовать, вдохновить, привить интерес к обучению. Исходя из новостей, статей, в вузах встречаются преподаватели, которые читают лекции, при этом не обладая сильными методическими знаниями. Результатом этой ситуации является проведение учебного процесса в пустую, самотеком.

Каждый лектор, не важно какая дисциплина, обязан не только передать имеющиеся знания обучающимся, но и сформировать у них способности к самостоятельному мышлению, творческому подходу к возникшим проблемам. Ни один учебник не заменит живого слова.

Преподавание математических дисциплин довольно сложный процесс. Теоретическое объяснение материала не должно быть скучным, пассивным и требующим простого запоминания. Активизируется он только благодаря целенаправленному мышлению. Например, при усвоении нового материал, если упустить момент процесса мышления, то запоминание будет не совсем эффективным, либо обучающийся запомнит, но не будет понимать.

Успешное преподавание математики зависит в первую очередь от способности создания комфортной среды, когда слушателем будет интересен излагаемый материал. Здесь от преподавателя необходимо грамотное умение преподнесения информации.

Помимо лекций, необходимо уделять внимание и практическим занятиям по математике. Часто встречаются задачи, которые не всегда схожи с жизненными ситуациями. Такие задания доступны не для всех. Математические задачи разнообразны, не все сосредоточены на единичном решении с единственным ответом. На основе этого, навыком практических умений обучающихся является способность выполнять усложненные задачи [1].

  Прослеживается тесная связь методики преподавания математики с другими дисциплинами – этикой, русский язык, физика, химия, психология. В разных науках часто применяются методы моделирования. Обучение математики в образовательных учреждениях формирует у обучающихся такие черты личности как пунктуальность, аккуратность, настойчивость.

Огромную роль в преподавании математики играет такое качество личности как авторитетность. Обучающиеся посещают занятия такого учителя, выполняют все задания, внимательно слушают, отвечают на вопросы, тем самым стараются получить его похвалу. Но не каждому преподавателю удается войти в доверие к ученикам. Каждый учитель должен быть в первую очередь психологом, который способен находить подход индивидуально к каждому [4].

Следует учитывать способности обучающихся. Обычно, учебная аудитория делится на слабых и сильных учеников, одни способны в математике, другие в остальных дисциплинах. Работать с более способными учениками намного проще, они активны, быстро схватывают объяснение учителя, легко выполняют математические задания. Работа с другой половиной уже вызывает затруднения. Если обучающийся испытывает некоторые затруднения по одной теме, не следует ее пропускать, так как с каждым годом обучения задания только усложняются. Необходимо заострить внимание на возникшей проблеме, объяснить материал повторно, совместно решить примеры, дать возможность для самостоятельного выполнения. Данный способ имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Например, с одной стороны, ученики с отстающие группы догонят своих одноклассников из сильной группы, их математическая грамотность улучшится [3]. Но с другой стороны, может произойти разделение класса на лидеров и аутсайдеров. Поэтому преподаватель должен быть заинтересован в психологической атмосфере класса, чрезмерная похвала сильной половины класса ни к чему не приведет, а может наоборот отбить желание учиться у другой половины.

                Парная работа обучающихся также является эффективным способом для повышения математических способностей. Заключается данный способ в следующем: преподаватель сажает более сильного ученика с более слабым, при этом задание дается им одно на двоих. Этот способ дает возможность детям работать коллективно, проявлять свои способности, активность, ведь зачастую ученики бывают робки и стеснительны по отношению к учителю, а работа со сверстниками для них будет легче. Данный способ будет эффективным только в том случае, когда между учениками будут дружественные отношения, в противном случае ничего не получится.

         Таким образом, преподавание математики довольно сложный процесс. Проблема недостаточной математической грамотности остается и является актуальной. Для ее разрешения необходимы совместные усилия, правильный подход как к своему предмету, так и к учебной аудитории. Хотя математика является довольно точная наука, можно и даже нужно экспериментировать в процессе преподавания. Например, использовать различные пособия, демонстрационные материалы, аудио и видео записи, показать красоту и мощь дисциплины, также ее применение в повседневной жизни.

 

Список литературы

1. Зеленский А. С. Улучшение математической подготовки учащихся с помощью специально сконструированных ошибочных решений, определений и теорем / Образовательные технологии. Научно-технический журнал, 2006, № 3, с. 29 - 32.

2. Кузнецова Н. В. Проблемы и тенденции развития математического образования учащихся сельской школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 16. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2014/64201.htm.

3. Методика преподавания математики. Ч.I и II. Пособие для учителей и студентов педагогических институтов / Под общей ред. С.Е.Ляпина. Л.: Учпедгиз, 1955, 1956

4. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучаемых по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», М., 1997.


 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Именно поэтому их возможности так и останутся нереализованными

Именно поэтому их возможности так и останутся нереализованными

Успешное преподавание математики зависит в первую очередь от способности создания комфортной среды, когда слушателем будет интересен излагаемый материал

Успешное преподавание математики зависит в первую очередь от способности создания комфортной среды, когда слушателем будет интересен излагаемый материал

Если обучающийся испытывает некоторые затруднения по одной теме, не следует ее пропускать, так как с каждым годом обучения задания только усложняются

Если обучающийся испытывает некоторые затруднения по одной теме, не следует ее пропускать, так как с каждым годом обучения задания только усложняются

Список литературы 1. Зеленский

Список литературы 1. Зеленский
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2022