Акварель в творчестве русских художников XIX- начала XX века.

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 01.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В презентации кратко рассказывается о некоторых картинах тех художников 19-начала 20 века, в творчестве которых техника акварели занимала очень важное место. Презентация была использована в интегрированном уроке в 10 классе: изобразительное искусство и химия (Тема "Фенол").
Иконка файла материала Акварель в творчестве русских художников XIX- начала XX века..pptx

Акварель в творчестве русских художников XIX - начала XX века

Презентацию подготовила:
учитель ИЗО Смирнова Людмила Вячеславовна
МАОУ «Школа № 77»
г. Нижний Новгород
2025

Акварель – краски, разводимые водой, а также произведения, созданные этими красками.

Акварель, благодаря своей прозрачности, легкости и возможности передачи тонких цветовых переходов, стала одним из любимых инструментов целого ряда знаменитых русских художников.

Соколов П.Ф. «Портрет княгини М.Н. Волконской с сыном Николаем», 1826. Государственный музей А. С. Пушкина.

Первое имя в летописи русской акварели, которое просто необходимо назвать - Петр Фёдорович Соколов - современник А.С. Пушкина и ученик Санкт-Петербургской Академии художеств. В акварели он исполнял портреты, сцены охоты, жанры, запечатлев лик своей эпохи и своих современников. На многих его портретах изображены исторические личности XIX века.

Акварелью в портрете и жанровой живописи работал живописец Александр Павлович Брюллов.
Всем известен знаменитый портрет Натальи Николаевны Гончаровой - жены Александра Сергеевича Пушкина.
Наталья Николаевна представлена на портрете во всём сиянии своей красоты и молодости, подчеркнутом легкостью и воздушностью акварельной техники.

Брюллов К.П., «Портрет Натальи Гончаровой», 1832. Всероссийский музей А. С. Пушкина.

Вид на Кремль зимой, Суриков В.И., 1876.
Государственная Третьяковская галерея.

Работы Василия Ивановича Сурикова в этой технике отличаются легкостью, утончённостью и прозрачностью. В своих акварелях он стремился передать атмосферу места, настроение момента и красоту природы. К русским историческим сюжетам в своём творчестве он обратился именно в Москве, где почувствовал живое дыхание истории в сохранившихся памятниках старины.

Акварель – единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Во всех своих путешествиях Василий Иванович Суриков всегда постоянно работал с акварелью. Эта техника давала возможность быстро зафиксировать самые разнообразные впечатления.

Суриков В.И., «Букет в стакане», 1880.
Частная коллекция.

Бенуа А.Н., «Море», XX век.
Вязниковский историко-художественный музей.

1880 год стал важной вехой в истории русской акварели: было образовано Общество русских акварелистов, председателем которого стал академик Альберт Николаевич Бенуа. Его пейзажи всегда отличались точностью передачи природных форм и цветов, а также атмосферой насыщенности и детализации.
Альберт Николаевич мастерски работал с контрастом между затемнёнными и осветлёнными участками, чтобы придать реализм и объём в картине.

Благодаря усилиям Бенуа и его соратников, акварельная живопись получила признание, как полноценная форма художественного выражения, которая стала сравнима и с масляной живописью, и с графикой.
Портрет Ильи Ефимовича Репина кисти Валентина Серова выполнен легкими, воздушными мазками и кажется необыкновенно живым и естественным.

Серов В.А., «Портрет Ильи Репина», 1901. Государственная Третьяковская галерея.

Левитан И.И., «Пейзаж с луной», 1880-е ,
Государственный Русский музей.

«Пейзаж с луной» Исаака Ильича Левитана относится к позднему периоду творчества художника. В это время на его картинах преобладали сумеречные и ночные пейзажи, он писал спящие деревни, лунные тихие ночи. Видимая простота этого мотива и тающая прозрачность акварели очень точно выражают ночной покой и умиротворенность русской природы.

Федор Петрович Толстой навсегда остался в истории живописи знаменитым автором целого ряда ботанических акварелей – рисунков - натюрмортов с ягодами красной и белой смородины, малины, крыжовника, винограда. 

Произведения мастеров говорят нам о том, что возможности акварели – беспредельны, что при необходимом опыте, живописной грамоте и соответствующей технике письма можно добиться большой выразительности образов, богатства света и цвета, многообразия в передаче формы и фактуры предметов.

1. https://dzen.ru/a/YyB-tYxAhSMsEnEE?ysclid=m6c5o2hubc429719696
2. https://gallerix.ru/pedia/watercolour-painting/?ysclid=m6c556b7xd560464588
3. https://www.ghenadiesontu.com/blog/klasifikatziaakvarelinihtehnik?ysclid=m641cxn94v809207569
4. https://gallerix.ru/album/Levitan?ysclid=m6ca3uneyq896223395
5. https://www.culture.ru/persons/9847/petr-sokolov?ysclid=m6c65lepej779086000
6. http://artpoisk.info/artist/benua_al_bert_nikolaevich_1852/more_066/?ysclid=m6c7zo3t9u570954960
7. https://dzen.ru/a/Z5AFxsAzDg_EQUT9?ysclid=m6c80d2ai6286181634
8. https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/20103
9. https://artchive.ru/isaaclevitan/works/32050~Osen'_Tuman?ysclid=m6cara58uq232616060
10. https://artchive.ru/isaaclevitan/works/31994~Pejzazh_s_lunoj?ysclid=m6catg0jus652137078
11. https://artchive.ru/isaaclevitan/works/technique:watercolor?ysclid=m6cau4z26e216403271
12. https://otvet.mail.ru/question/37296288
14. https://gallerix.ru/album/Levitan?ysclid=m6cb2fpouh392131000
15. https://www.livemaster.ru/topic/3719946-article-akvarel-v-tvorchestve-izvestnyh-russkih-hudozhnikov?ysclid=m6cb35xmv7336205883
16. https://bigenc.ru/c/akvarel-018bfa




Литература: