Управление образования администрации города Черемхово
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №16»
Муниципальная научно-практическая конференция «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»
![]() |
г. Черемхово, 2024
Содержание
1. Репка 2
2. Два Ивана – солдатских сына 3
3. Три дровосека 4
4. Лисичка – сестричка и серый волк 5
5. Каша из топора 6
6. Сказка о молодильных яблоках и живой воде 7
7. Мудрый малыш 8
8. Русская сказка «Байка про тетерева» 9
9. Русская сказка «Зимовье зверей» 10
10. Горностай и заяц 11
11. Кирпич и воск 12
12. Терёшечка 13
13. Царевна лягушка 14
14. Кари Замарашка 15
15. Человек, который искал бессмертие 16
16. Собака и мясо 17
Сказки
1. «Репка»
рис 1
«Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку –тянут – потянут –И вытянули репку».
Вопрос:
1. Какие силы действовали на репку?
2. Какая сила удерживала репку в земле?
3. Что нужно сделать, чтобы выдернуть репку?
Ответ:
1. На репку действовали силы: сила тяжести репки, сила трения покоя и суммарная сила тяги всех героев.
2. Сила всемирного тяготения. Сила всемирного тяготения (гравитационная сила) – эта сила является силой притяжения и действует между всеми телами. Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения: две материальные точки притягиваются друг к другу с силой прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.
3. Для того, чтобы выдернуть репку, необходимо преодолеть сопротивление грунта, и сообщить репке какое-то минимальное ускорение a=F/m. Каждый участник может действовать с некоторой силой Дед-F1, Бабка-F2, Внучка-F3, Жучка -F4, кошка-F5, мышка- F6. Все персонажи сказки действовали в одном направлении, и равнодействующая F=F1+F2+F3+F4+F5+F6 ее хватило для выдергивания репки.
2. «Два Ивана - солдатских сына»
рис 2
«Начали они биться смертным боем; Иван - солдатский сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне: «Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю»
Вопрос:
1. Почему сабля «докрасна раскалилась»?
2. Благодаря какому явлению её «нельзя в руках держать»?
Ответ:
1. Из-за трения об воздух. Трение об воздух или сила сопротивления – сила, препятствующая движению тел в жидкостях и газах.
2. Теплопроводность железа высокая. Теплопроводность — способность материальных тел к переносу энергии (теплообмену) от более нагретых частей тела к менее нагретым частям тела, осуществляемому хаотически движущимися частицами тела (молекулы, атомы и т.п.). [1]
3.«Три дровосека»
рис 3
«Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку. Лапоть говорит пузырю: Пузырь, давай на тебе переплывем! Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем. Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул».
Вопрос:
1. Какая сила помогла соломинке удерживаться на берегах реки?
2. Предположите, что будет с лаптем после падения в воду?
Ответ:
1. Сила трения покоя между соломинкой и берегами. Трение покоя (трение сцепления) – сила, возникающая между двумя контактирующими телами и препятствующая возникновению относительного движения. Эту силу необходимо преодолеть для того, чтобы привести два контактирующих тела в движение друг относительно друга.
2. Пузырь останется на плаву, так как лапоть сделан из бересты, а мы знаем, что плотность бересты меньше плотности воды. Плотность – скалярная физическая величина, определяемая как отношение массы тела к занимаемому этим телом объёму.
4.«Лисичка-сестричка и серый волк»
Рис 4
«Волк нашел на реке прорубь, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: «Ловись рыбка и мала, и велика»… Мерзни-мерзни волчий хвост. Ясни, ясни на небе звезды. Хвост и замерз».
Вопрос:
1. Какие виды теплопередачи здесь имели место?
2. Почему лисица повторяла «ясни, ясни на небе звезды»?
Ответ:
1. Замораживание.
2. Если небо ясное, то погода холодная.
5.«Каша из топора»
Рис 5
«… Солдат говорит хозяйке: - Здравствуй, старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть, пожалуйста! – Да не из чего, родимый! Давай мне топор, я из топора кашу сварю! Принесла ему топор; солдат взял, положил его в горшок… и давай варить. Попробовал… Ежели бы сюда да горсточку крупы! Старуха засуетилась, принесла мешочек крупы…Как бы сюда да чуток масла…Сдобрили кашу… Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за ложку: станем кашу есть!.. Старуха спрашивает: Служивый! Когда ж топор будем есть? – Да, видишь, он не уварился…»
Вопрос:
1. Какое физическое явление рассматривается в сказке?
2. Почему топор не «уварился»?
Ответ:
1. Диффузия.
2. Температура плавления металла выше температуры кипения воды - 100°С.Температура плавления – температура, при которой твёрдое кристаллическое тело совершает переход в жидкое состояние.
6. Сказка о молодильных яблоках и живой воде (русская)[2]
Рис 6
«…Вдруг Иван Царевич говорит:
- Стой! Перчатку обронил.
А конь отвечает:
- В ною пору ты говорил, я уже 300 вёрст проскакал».
Вопрос:
1. С какой скоростью скакал богатырский конь, если Иван Царевич обращался к кону 2 сек. (справка: 1 верста = 1066,8 м).
2. Выразите скорость коня в км/ч.
Ответ:
1. v=s:t, v=1066,8:2 с=533,4 м/с.
2. 533,4м/с = 0. 5334км/(1/3600 ч) = 0, 5334*3600 = 1920,24 км/ч
7. Мудрый малыш (монгольская сказка)2
Рис 7
«Мудрый малыш заступился за отца:
- Почётный гость! Подпругу твоего коня сжевали козы. Вот и заставь их платить.
Промолчал чиновник, вскочил на коня и пустил его галопом. Но тут конь провалился ногой в кротовую нору, и седок полетел на землю»
Вопрос:
Почему «седок полетел на землю»?
Ответ:
Седок двигался по инерции.
Виды теплопередачи[3]
8. Русская сказка «Байка про тетерева».
Рис 8
«Некому выстроить тетереву в зимнюю стужу дом, а сам не умеет одну-то ночь всего надо пережить. Эх – надумал он – куда ни шло! И в бултых снег...
В снегу и ночевал. Ничего. Тепло было. Поутру рано встал, но вольному свету полетел. Куда надо.»
Вопрос:
Что спасло тетерева от холода во время ночёвки в снегу?
Ответ:
Снег. Плохая теплопроводность снега объясняется тем, что его кристаллы неплотно прилегают друг к другу, между ними оказываются промежутки, заполненные воздухом.
9. Русская сказка «Зимовье зверей».
Рис 9
Пришли к быку в хлев гусь и петух, хором говорят: «Пусти, брат, к себе погреться». Бык отвечает: «Нет, не пущу. У вас по два крыла, на одно ляжешь, другим оденешься, так и позимуете.»
«Не пустишь, – говорит гусь, – так я весь мох из твоих стен по выщипываю, тебе же холоднее будет.»
«Не пустишь, – говорит петух, – так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу тебе. Тебе же холоднее будет.»
Вопрос:
1. Чем с точки зрения физики были опасны угрозы гуся и петуха?
Ответ:
Они оба (мох и песок) уменьшают выход тепла из дома.
10. «Горностай и заяц» (алтайская сказка)
Рис 10
Молча думал свою думу мудрый медведь. Перед ним жарко трещал костер, над огнём на железном треножнике стоял золотой котёл с семью бронзовыми ушками. Это свой любимый котел медведь никогда не чистил, боялся, что вместе с грязью счастье уйдет и золотой котел всегда был покрыт ста слоями сажи, как бархатом.
Вопрос:
В каком котле – чистом или покрытым сажей – вода закипает быстрей? Почему?
Ответ:
В покрытым сажей.
Сажа способствует нагреву котла, т.к. обладает хорошей теплопроводностью.
Испарение.
11. «Кирпич и воск» (итальянская сказка)
Рис 11
Глину замесили водой долго мяли наготовили кирпичей, а потом сунули в огонь. Там-то мы и стали звонкими и твердыми.
Вопрос:
Почему кирпич стал звонким?
Ответ:
Огонь испарил воду с кирпича и поэтому кирпич стал твердым, звонким.
Движение и силы.
12. «Терёшечка» (русская сказка)
Рис 12
«Ведьма глянула и увидела его на высоком дубу. Кинулась грызть дуб. Грызла, грызла – два передних зуба выломала побежала в кузницу;
Кузнец, кузнец! Скуй мне два железных зуба».
Вопрос:
Зачем ведьме были нужны железные зубы?»
Ответ:
Твёрдость железа больше твёрдости дуба.
13. «Царевна лягушка»
Рис 13
«…Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зелёным лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет, да идет за ним – не остановится на отдых ни на часок…»
Вопрос:
Почему в сказках берут именно круглый клубочек?
Ответ:
Присутствует трение качения. Круглому предмету легче катиться по поверхности.
Движение молекул и температура тел.
14. «Кари Замарашка» (норвежская сказка)
Рис 14
Вот наконец добралась она до Золотого леса. Он был такой золотой, что золото капало с него золотыми каплями, и ветки, и цветы, и всё тоже было из чистого.
Вопрос:
Какая была температура в лесу, что золото капало золотыми каплями?
Ответ:
Температура плавления золота 1064,18°C
Световые явления. Скорость света
15. «Человек, который искал бессмертие» (итальянская сказка)
Рис 15
И тут Грантэста увидел что-то показалось ему страшнее бури. К долине приближалось чудовище, летевшее быстрее, чем луч света. У него были кожистые крылья, бородавчатый мягкий живот и огромная пасть с торчащими зубами.
Вопрос:
Что неверно с точки зрения физики, в этом отрывке?
Ответ:
Скорость не может быть выше скорости света. При обычных условиях нельзя превысить световой предел. Так как бесконечную энергию невозможно достичь.[4]
Отражение света.
16. «Собака и мясо» (ассирийская сказка).
Рис 16
Собака схватила в мясной лавке кусок говядины и бросилась бежать. Когда она добежала до реки, то увидела в воде свое отражение. Но ей показалось, что это другая собака с куском мяса в зубах. И этот кусок мясо больше того, который она стащила. Собака оставила мясо и бросилась в погоню за своим отражением.
Вопросы:
1. Почему собака смогла увидеть в реке себя?
2. Может ли изображение предмета, даваемое зеркальной поверхностью быть больше самого предмета?
Ответ:
1. Водная гладь имеет отражающее свойство.
2. Они равны, т.к. в плоском зеркале (речная гладь) размеры предмета и изображения всегда равны. [5]
Скачано с www.znanio.ru
[1] https://урок.рф/library_kids/fizika_v_literature_221023.html?ysclid=lv7kzer7pz35861845
[2] Тихомирова С.А. Физика в пословицах. Загадках, и сказках. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 128 с. – (Библиотека журнала «Физика в школе»; Вып.22) стр 46.
[3] https://obuchonok.ru/node/7361?ysclid=lv7q00vn4t538785470
[4] https://electroinfo.net/teorija/davajte-razberemsja-pochemu-nichto-ne-mozhet-byt-bystree-sveta-mozhno-li-dvigatsja-bystree-sveta.html
[5] https://avatars.mds.yandex.net/i?id=4c5e8c5837ad3f07925da83c6a4c0d9cb62c80e1-10141678-images-thumbs&n=13
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.