Алканы

docx
10.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Алканы . Гомологический ряд, изомеры, номенклатуры алканов, свойства и получение алканов.docx

 

№______САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №_______

Топ

Группа________________________________________

Күні

Дата____________________________________

Пәні

Дисциплина: Химия

Сабақтың тақырыбы:

Тема занятия:

Актуализации темы:

Тема «углеводороды» - одна из основных в курсе органической химии средней школы. Другие классы органических веществ рассматривают как производные углеводородов, и знания учащихся об этих соединениях будут в дальнейшем постоянно востребованы. Кроме того, в теме «углеводороды» впервые рассматриваются почти все теоретические вопросы органической химии. Поэтому только полное и углубленное понимания учениками понятий этого раздела создает дидактическую базу для осмысленного восприятия последующего материала.

Новые понятия этой темы:

Классификация углеводородов, общая молекулярная формула, номенклатура, изомерия, гибридизация, б и П - связи, способы их образования, пространственная конфигурация молекул, реакции замещения.

Урок «Алканы. Состав. Строение. Номенклатура. Свойства»

Тип урока: «Урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний».

Задачи урока:

Обучающие: Рассмотреть новый класс органических веществ, научить составлять формулы, определять по формулам алканы, давать названия, классифицировать углеводороды, сравнивать состав, строение, свойства.

Развивающие: Развивать познавательную активность, используя нестандартные задания, вырабатывать навыки логического мышления, делать выводы, выделять главное, сравнивать и обобщать. Совершенствовать умения устанавливать причинно - следственные связи (состав, строение, свойство, применение). Продолжить формирования умений оформлять результаты в тетради. Развивать навыки творческой работы, добывая самостоятельно знания при работе с дополнительной литературой.

Воспитательные: Изучая любой класс органических веществ, учащиеся должны оперировать понятиями, сформированными при освоении этой темы. Глубокие знания позволяют предсказывать особенности свойств любого класса, устанавливать взаимосвязь между веществами, что приводит к пониманию единства материальной основы окружающего мира. Через работу в парах воспитывать у учащихся культуру общения, наблюдательность, пытливость, внимание, инициативу. На уроках прививать интерес к химии, знакомить учащихся с ее ролью на современном этапе.

Методы и методические приемы:

Словесные, наглядные, письменные задания, практическая работа с учебником, методы стимулирования и мотивации учения, методы контроля, самоконтроля, фронтальный опрос, работа с наглядными пособиями, карточками. На уроке использовалась мультимедиа система. В обучающей программе были использованы анимации, звуковое сопровождение, которые сразу воздействовали на несколько информационных каналов обучаемого, усиливали восприятие и облегчали усвоение и запоминание материала.

Оборудование:

Шаро-стержневые модели, парафин, вазелин, пластмасса, зажигалка, уголь, нефть.

 

План урока:

1)   организация начала занятия.

2)    Подготовка к основному этапу занятия.

3)    Усвоение новых знаний.

4)    Первичная проверка понимания.

5)   Подведение итогов урока.

6)   Информация о домашнем задании.

Ход урока:

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Задача - подготовить учащихся к работе на уроке, к восприятию новой темы.

При изучении любого класса веществ необходимо использовать план, который написан на доске:

1)   Название класса

2)    Определение класса

3)    Гомологический ряд

4)    Общая формула

5)   Физические свойства

6)    Строение

7)    Особенности номенклатуры

8)   Изомерия

9)    Химические свойства

10)    Способы получения

11)   Применение

Органическая химия - это химия соединений углерода. Этот многоликий углерод - «царь живой природы», «основа жизни». Он образует огромный и разнообразный мир органических веществ, который окружает нас постоянно.

Демонстрация слайда «углерод».

Иногда природа хочет порадовать людей мгновенной находкой и создает из соединений углерода удивительные драгоценные камни, но чаще человеку предстоит приложить немало усилий и стараний, чтобы извлечь красоту и пользу из даров природы. Атомы углерода встречаются в блестящем куске угля, маслянистой нефти, удушливом газе. Что может быть общего у непохожих нефти, угля и тончайшей занавески на окнах, прочных рыболовных сетей и парафиновых свечек, у нашей ручки, линейки и вазелина?

Все они состоят из атомов углерода и водорода, все горят и относятся к углеводородам.

Повторение классификации органических веществ.

По слайдам определить место алканов среди органических веществ.

 

II. Операционно-исполнительский этап.

Записать тему урока.

Работа по учебнику: найдите другое название алканов и определение

класса.

На этом этапе происходит формирование новых понятий, способов

действий, усвоение этих понятий с помощью разных заданий.

Учащиеся записывают синонимы алканов, определение класса из учебника, составляют гомологический ряд алканов, используя карточки- подсказки.

СН4 - метан                             Чем отличаются по составу углеводороды?

С2Н6 — этан                           Что такое гомологи?

С3Н4 - пропан                         Как вывести общую формулу?

И т.д.

С помощью фронтальной беседы вывести общую формулу алканов -

CnH2n+2

Для закрепления этапа урока выполнить упражнение. Допишите цифры в алканах: C8H , С10Н , С22Н , СН34, СН42, СН104.

Демонстрация слайда «гомологический ряд».

Повторить и закрепить.

Работа по карточкам-подсказкам.

Как узнать агрегатное состояние алканов по температуре кипения?

Карандашом допишите агрегатное состояние алканов.

Проверка правильности по слайду «физические свойства».

Отметить дополнительные сведения об алканах: нет запаха, не растворяются в воде и других полярных растворителях. Газообразные и жидкие алканы хорошо горят.

Демонстрация зажигалок.

Строение метана

Проверка усвоения первичных знаний и закрепления проводится с помощью слайдов (строение алканов) и заполнения обобщающей таблицы.

Демонстрация слайда «Связи».

С - С - одинарные связи прочные и малополярные. Из - за этого алканы химически инертны. Поэтому для них будут характерны реакции замещения.

Подвести итог этапу изученного на уроке.

Особенности номенклатуры.

Повторить правила номенклатуры и выполнить работу в парах «проведи линию». Ответы проверить.

«Проведи линию».

В двух столбцах табл. 1 приведены формулы алканов и их названия по номенклатуре ИЮПАК. Нужно соединить линией каждую формулу с соответствующим ей названием предельного углеводорода.

Правила составления названий парафинов:

1.       Выбираем в формуле наиболее длинную углеродную цепь, нумеруем атомы углерода, начиная с того конца цепи, к которому ближе находится разветвление.

2.       Называем радикалы, начиная с простейшего, и указываем цифрами их местоположение.

3.       Даем полное название углеводороду по числу атомов углерода в нумерованной цепи.

 

 

 

СН3 СН - СН3

              I

   СН3

 

CH3 - CH2 - CH2 - CH3

                     

СН3 - CH2 – CН - CH2 - CH3

          I

       СН3

 

  СН3

    I

CH3 - C - CH3

    I

  СН3

 

 

 

2-Метилропан

 

 

 

2,2-демитилпропан

 

 

 

н-бутан

 

 

 

3- метилпентан

 

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Используя научность, доступность, ранее изученный материал, учащиеся изучили новую тему. Для осуществления самоконтроля, взаимоконтроля и закрепления изученного на уроке я использовала контрольный срез «алканы». С учащимися подвести итог изученного на уроке.

Контрольный срез

1.   При нормальных условиях октан представляет собой:

а) Газ  б) Жидкость  в) Твердое вещество

2.   В составе природного газа преобладает:

а) Метан  б) Этан  в) Пропан  г) Бутан

3.   Укажите формулу гомолога метана:

а) С3Н6  б) С6Н10   в) C7H14  г) C5H12

4.   Укажите формулу предельного углеводорода:

а) С2Н4  б) С3Н8  в) С4Н6 г) С6Н6

Выставить оценки.

Домашнее задание: параграф 3, знать номенклатуру, гомологический ряд алканов, изомерию, физические, химические свойства (самостоятельно выучить), отгадать кроссворд.

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

S

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

$

 

 

 

 

?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1.                       Апкан, имеющий молекулярную формулу С3Н8.

2.                        Простейший представитель предельных углеводородов.

3.                        Французский химик, имя которого носит реакция получения углеводородов с более длинной углеродной цепью взаимодействием галогенопроизводных предельных углеводородов с металлическим натрием.

4.                        Геометрическая фигура, которую напоминает пространственное строение молекулы метана.

5.                       Трихлорметан.

6.                        Название радикала С2Н5-.

7.                        Наиболее характерный вид реакций для алканов.

8.                       Агрегатное состояние первых четырех представителей алканов при нормальных условиях. Если ребята правильно ответили на вопросы, то з выделенном столбце по вертикали получат одно из названий предельных углеводородов.

Приготовить к следующим темам «алкены» и «алкины» мультимедиа презентации.


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)