Химия. План урока.
Раздел долгосрочного плана: 9.4B Углеводороды. Топливо. |
Школа: |
||||||
Дата: |
Учитель: |
||||||
Класс: 9 |
Присутствующих: |
Отсутствующих: |
|||||
Тема урока: |
Алкины |
||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
9.4.3.13 изучить химические свойства алкинов на примере этина (горение, гидрирование, гидратация, галогенирование, качественные реакции), подтверждать их уравнениями химических реакций |
||||||
Цели урока |
Учащиеся будут: · Использовать предыдущие знания для составления гомологического ряда алкинов · Предсказывать химические реакции алкинов на основе химических реакций алкенов · Узнавать новые реакции, свойственные только алкинам |
||||||
Критерии оценивания |
Учащийся достиг цели 9.4.3.13 если: - Может написать реакцию горения этина - Может написать реакцию гидрирования этина - Может написать реакцию гидратации этина - Может написать реакцию галогенирования этина - Может озвучить качественную реакцию на непредельность этина - Может написать качественную реакцию, присущую алкинам с тройной связью у крайнего атома углерода |
||||||
Языковые цели |
Лексика и терминология, по предмету: Этин – Ацетилен – Этин – Ethyne Алкин – Алкин - Alkyne
Полезные наборы фраз для диалога и письма: X реагирует с Y с образованием Z, при этом мы наблюдаем… |
||||||
Привитие ценностей |
Данный урок помогает учащимся быть коммуникативными. |
||||||
Межпредметные связи |
Связь с математикой в выведении общей формулы. Связь с языками в наименовании соединений. |
||||||
Навыки ИКТ |
Учитель использует презентацию и видео экспериментов для объяснения темы. Учащиеся используют образовательные веб-сайты для ознакомления с новым материалом |
||||||
Предварительные знания |
9.4А Введение в органическую химию |
||||||
План |
|||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|||||
Начало 1-7 мин
|
Проблемные вопросы. В данное время большую популярность набирают пластиковые трубы, тогда, как в начале 90-х в основном были только металлические. Но и сейчас можно встретить трубы из металла. Как же их соединяют? С помощью сварки. Некоторые учащиеся могут рассказать о том, что у них дома есть сварочный аппарат. Поставьте видео о сварке ХХ века и позвольте учащимся наблюдать за реакцией горения ацетилена. |
Слайд 1.
https://www.youtube.com/watch?v=ZmWS3_mJx28 |
|||||
8-9 |
Целеполагание Ознакомление с целью и темой урока. |
Слайды 2-3. |
|||||
Середина 10-11
|
Активизация знаний. Итак, перед Вами формула простейшего гомолога алкинов. Его название ацетилен. Систематическое название Этин. Напишите название на доске и сделайте акцент на суффиксе ИН, характерном всем алкинам. Предложите учащимся вывести общую формулу для всех алкинов. (CnH2n-2). Если учащиеся назвали общую формулу СnHn, напомните им о гомологической разнице CH2 и поясните, что она должна фигурировать в выведении общей формулы. Попробуйте составить формулы нескольких гомологов алкинов и назвать их. (Устно). |
|
|||||
12-18
|
Сравнение. На данном этапе появляется возможность осуществить формативное оценивание по предыдущей теме «Алкены» и подчеркнуть сходство в реакциях алкенов и алкинов. Объедините учащихся в 5 групп и раздайте им задания для сравнения свойств алкенов и алкинов. Они должны оформить постер, показав знания реакции веществ с алкенами и предсказав реакции тех же веществ с алкинами. 1. Горение 2. Гидрирование 3. Гидратация (Более сложный) 4. Галогенирование 5. Качественная реакция на непредельность |
Перманентные маркеры, ватман. |
|||||
19-30
|
Выступление учащихся Группы показывают свои работы и описывают свойства алкинов в соответствии с алкенами. Можно задать вопрос, будут ли подобным образом реагировать алканы. 1. Реакция горения этина будет подобна реакции горения этена. Учащияся видели пламя этина в начале урока. 2С2H2 + 5O2 → 4CO2 + 2H2O Достигается высокая температура пламени. 2. Гидрирование проходит также аналогично гидрированию алкенов. Необходимо присутствие катализатора никеля, платины или палладия. C2H2 + 2H2 → C2H6 3. Гидратация произойдет немного иначе, чем с алкенами, хотя небольшое сходство есть. Так как углеводороды не смешиваются с водой, то необходимы условия, такие как пробулькивание алкина через разбавленный (40%) раствор серной кислоты в присутствии катализатора сульфата ртути (II), 330K C2H2 + H2O → CH2=CHOH Данная реакция аналогична реакции с алкенами, но, в связи с получившимся нестойким соединением, происходит перегруппировка с образованием альдегида в случае с этином. CH2=CHOH → CH3CHO 4. Галогенирование происходит аналогично алкенам. C2H2 + Br2 → C2H2Br2 C2H2Br2 + Br2 → C2H2Br4 Растворитель – CCl4 5. Качественная реакция на ненасыщенность аналогично п.4. Все реакции и условия должны быть записаны в тетрадях. |
https://youtu.be/gOoY6m7RwDs?t=138
https://youtu.be/gOoY6m7RwDs?t=43 https://www.youtube.com/watch?v=8Y6nxkP04gY |
|||||
31-35
|
Объяснение учителя Объясните свойство алкинов с тройной связью на конце реагировать с аммиачным раствором оксида серебра. Сопроводите реакции видео или, при возможности, реальным экспериментом. C2H2 + Ag2O → AgC≡CAg↓ + H2O |
https://youtu.be/gOoY6m7RwDs?t=106
|
|||||
При наличии времени |
Работа с образовательным сайтом. Учащиеся порешают задачи на тему ацетилена. |
https://bilimland.kz/ru/subject/ximiya/9-klass/aczetilen |
|||||
Конец 36-39 |
Рефлексия Аргументированно оцените свой уровень владения новым материалом, выбрав соответствующий алкин, где этин – не понял ничего, а пентин – все усвоено отлично. |
|
|||||
40 |
Домашнее задание Повторить химические реакции алканов, алкенов и алкинов. Попробовать написать реакцию полимеризации этина. |
|
|||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
|||||
Все учащиеся должны: знать химические свойства алкенов и прогнозировать аналогичные реакции для алкинов Большинство учащихся должны: уметь описывать изменения, происходящие в химических реакциях алкинов, записывать уравнения химических реакций Некоторые учащиеся должны: предлагать другие
реакции алкинов |
Устный опрос – направленные вопросы учителя. Письменное оценивание – заполнение отчета по демонстрации. Взаимное оценивание – сильные учащиеся помогают слабым. |
Учащиеся должны соблюдать основные правила безопасности в кабинете. В случае проведения реального эксперимента вместо видео эксперимента, учащиеся должны соблюдать технику безопасности работы с огнем. |
|||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.