Литературное чтение
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б» (1 четверть)
Урок 23
Тема: Ыбрай Алтынсарин «Умный мальчик»
Цели: познакомить учащихся с писателем, его притчей, развивать умение отвечать на вопросы, выделять главное, работать в группах, воспитывать чувство ответственности, любовь к животным, положительные черты характера.
Ход урока:
---Здравствуйте , ребята!
Садитесь. Желаю Вам успехов на этом уроке! Повернитесь к соседу и пожелайте
удачи друг другу.
---Прочтите строки на доске. Объясните смысл.
Хочешь альпинистом стать - иди в горы,
Хочешь умным быть – стремись к знаниям.
---прочти , пожалуйста, вслух.
---Как Вы понимаете эти строки?
---Хотите взять это выражение девизом урока?
---А из чего можно получить знания?
Операционный этап.
--Какие лит. жанры Вы знаете?
---Прочтите. Где встречаются эти выражения?
Утро вечера
мудренее.
В некотором царстве, в некотором государстве…
Жили-были старик со старухой.
---В каком лит. жанре встречаются эти строки?
---Расскажите друг другу, что вы знаете о
сказке?
---Что же Вы знаете о сказке?
(С ответами детей на доске появляется схема.)
СКАЗКИ
НАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ВИДЫ
БЫТОВЫЕ ВОЛШЕБНЫЕ О ЖИВОТНЫХ
---Все ли это знали? Возьмите лист самооценки и
оцените себя.
---Чему может научить сказка?
---Перед вами названия сказок. Распределите их
на 3 группы, работая в паре.
1.Теремок.2.Золотой петушок.3.Кот и лиса.
4.Умный мальчик.5.Царевна-лягушка.
--Давайте проверим. Почему?
---У кого получились такие группы?
---Оцените себя в листе самооценки.
---Название, какой сказки вызвало затруднение?
Почему?
---Какая тема урока? Как вы думаете, чему мы
будем учиться?
---Эту сказку написал Ы. Алтынсарин. Рассмотрите
его портрет .Что Вы о нём можете сказать?
(С ответами детей на доске пишем)
Педагог
Учёный
Просветитель
Автор учебников
---Прочитайте ещё раз название сказки. О чём
она?
Составление сказки по опорным словам.
---Представьте, что Вы сказочники. Составьте
сказку, используя опорные слова: Человек, дерево,споткнулся, собака, змея,
мальчик, спорили.
Самост. сочиняют сказку.
---Расскажите друг другу сказку.
---(имя),расскажи свою сказку.
---Хотели бы узнать, о чём же сказка Ы.
Алтынсарина?
Чтение 1 части.
---Прочитайте 1 часть и сравните со своим
началом.
---Чья сказка ближе к авторской? В чём сходство?
В чём различие?
Лекс.работа.
---Встретились ли в 1 части трудные слова?
---Кто сможет объяснить значения слов?
Бес по вопросам к 1 части.
---Какими словами заканчивается 1 часть?
---Почему он воскликнул?
---Предположите, какие слова он мог воскликнуть?
---Хотите узнать, какие слова он произнёс на
самом деле?
Чтение 2 части.
---Прочитайте 2 часть и сравните с вашим
мнением.
Бес. по вопросам ко 2 части.
---Чьё мнение было ближе?
---Действительно ли человек сделал змее добро?
Почему?
---А как считает змея? Почему?
---Почему они были вынуждены обратиться к
верблюду?
---А мог ли верблюд разрешить их спор? Почему?
Чтение 3 части.
---Прочитайте 3 часть и узнайте, помог ли
верблюд?
Бес. по вопросам к 3 части
---Помог ли верблюд? Почему?
---Как Вы думаете, что будет дальше? Расскажите
соседу.
---Какие версии у Вас возникли?
Чтение 4 части.
---Прочитайте 2 часть, сравните с вашим
мнением и подготовьте вопросы по этой части.
Бес. по вопросам к 4 части
--Чьё мнение было ближе? В чём?
---Какие вопросы вы составили?
Физминутка.
---У кого просили совета? Почему они так думают?
---Составьте советы людям, что нужно сделать,
чтобы животные изменили своё мнение? Расскажите соседу.
Придите в группе, к единому мнению.
---Какие рекомендации вы составили?
Составление концовки сказки.
---Кто все-таки поможет верблюду? Придумайте
конец сказки. Расскажите в паре.
---Какие версии получились?
Чтение концовки сказки.
---Послушайте конец сказки и сравните со
своей?
Бес. по вопросам к концовке сказки.
---Чья версия была ближе? В чём?
---Как мальчику удалось помочь человеку?
---Что помогло ему в этом?
---Кто из героев понравился больше? Почему?
Сост. характеристики героев.
---Возьмите карточку и охарактеризуйте
каждого героя, работая в паре.
---Какие качества характерны для каждого героя?
Почему?
---К какому виду относится эта сказка? Почему?
---Какой урок для человека даёт Ы. Алтынсарин?
---Расскажите друг другу, что Вы взяли для себя
с этого урока?
Оценивание себя по листу самооценки.
---Оцените себя в листе самооценки.
Лист самооценки да нет
1 Все ли я знаю о сказке?
2 Могу определить вид сказки?
3 Правильно отвечаю на вопросы?
4 Могу дать характеристику героя?
5 Могу сочинять?
Оценка.
---Мы сегодня ,как альпинисты поднимались на
вершину к знаниям. У кого «5»-возьмите флажок и водрузите его на самую высокую
гору. «4»-на среднюю, «3»-на низкую.
---Кто доволен своим результатом?
---Я рада за Вас .Спасибо за урок.
Д\з 1.Пересказ.
2.Составить письмо- обращение к людям Земли что
нужно изменить, чтобы животные изменили свое мнение?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.