Аналитическая статья "Использование элементов технологии коллективной мыследеятельности в курсе ОБЖ"
Оценка 4.7

Аналитическая статья "Использование элементов технологии коллективной мыследеятельности в курсе ОБЖ"

Оценка 4.7
docx
12.09.2021
Аналитическая статья "Использование элементов технологии коллективной  мыследеятельности в курсе ОБЖ"
Использование элементов технологии КМД в курсе ОБЖ.docx

Аналитическая статья.

Использование элементов технологии коллективной

мыследеятельности в курсе ОБЖ

(Теоретическое обоснование актуальности данной темы)

 

  Ведущая задача обучения - формирование деятельной и активной личности. Основным ориентиром для преподавателя ОБЖ является подготовка учащихся к сознательному и ответственному отношению в вопросах личной безопасности и безопасности окружающих, воспитание нравственных позиций (где особое место занимает развитие чувства патриотизма к своей Родине, чувства воинского и гражданского долга), формирование тех структур понимания и мышления, которые позволяют самоопределяться и активно  участвовать в деятельности.

  В основе традиционного обучения лежит набор деятельностных алгоритмов, совокупность операций  и действий, которые обучаемый должен скопировать, воспроизвести. Однако, самовоспроизводство является далеко недостаточным условием усвоения. На огромном экспериментальном материале доказано, что обучаемый, повторяющий деятельность, заданную педагогом, практически ничему не учится. Осуществление самих по себе действий не ведет к научению. Освоение содержания, развитие мышления и познания по законам психологии происходит только тогда, когда в дело включается специальная и направленная рефлексия, в результате которой выделяется и фиксируется сами модели деятельности, способы действия. Освоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса.

  Педагогика, ориентированная на развитие мышления и способов деятельности, должна учитывать сложные структуры коллективной мысленной деятельности - понимание, общение, рефлексия, без которых и вне которых невозможно формирование способностей, потребностей обучаемого. Содержание обучения не может быть понятно вне рассмотрения ситуации коллективной мыследеятельности, в которую включены педагог и учебная группа. Именно проблемные ситуации мыследеятельности задают и определяют содержание обучения, способы деятельности и способы мышления, являющиеся одной из возможных форм схватывания и удержания этого ситуативного мыследеятельного содержания.

  Проблема содержания обучения есть проблема правильной организации ситуаций коллективной мыследеятельности и ситуации обучения, в процессе которых формируется мышление, способ деятельности, рефлексия, что и обеспечивает активность обучаемого. Активность, в широком смысле слова, которая, прежде всего, основывается на наличии у человека достаточного количества способов деятельности, освоенных, как в режиме воспроизводства, так и в режиме творческой  созидательной деятельности, активность выступает как готовность человека к различным ситуациям мыследеятельности, достигается за счет сознательного владения способами и схемами организации коллективной мыследеятельности.

  Исходя из вышесказанного, очевидно, что основная  задача  форм и методов  активного обучения состоит в том, чтобы формировать сознательное отношение к способам деятельности, схемам, организации мышления и деятельности (что и обеспечивает активность человека в любой жизненной ситуации).

  Наиболее полно реализовать эту задачу позволяет такая форма активного обучения, как коллективная мыследеятельность (КМД), элементы которой можно использовать в педагогической практике.

Основная идея, положенная в организацию рабочего процесса в режиме коллективной мыследеятельности, состоит в том, что обучение ведется в активном взаимодействии обучаемых с педагогом и между собой с того уровня (развитие потребностей-способностей), на котором находится обучение.

Технология коллективной мыследеятельности – подвижная динамическая система, обеспечивающая непрерывное, дозированное управление взаимодействием педагога-обучаемых, с целью развития у них потребностей-способностей.

Использование элементов технологии коллективной мыследеятельности позволяет:

Ÿ  значительно повысить интерес учеников к предмету ОБЖ;

Ÿ  овладевая способами деятельности и рефлексией, учащиеся оказываются способными к активной, самостоятельной деятельности;

Ÿ  развивать творчество, демократичность в общении, рефлексивные способности;

Ÿ  вырабатывать у них персональную ответственность;

Ÿ  формировать человека социально активного, профессионально грамотного и нравственного;

Ÿ  повысить показатели качества знаний учащихся;

Ÿ  добиться 100% успеваемости.

Все это позволяет рекомендовать технологию коллективной мыследеятельности  (КМД), как одну из активных форм обучения на современном этапе.


 

Аналитическая статья. Использование элементов технологии коллективной мыследеятельности в курсе

Аналитическая статья. Использование элементов технологии коллективной мыследеятельности в курсе

Проблема содержания обучения есть проблема правильной организации ситуаций коллективной мыследеятельности и ситуации обучения, в процессе которых формируется мышление, способ деятельности, рефлексия, что и обеспечивает активность…

Проблема содержания обучения есть проблема правильной организации ситуаций коллективной мыследеятельности и ситуации обучения, в процессе которых формируется мышление, способ деятельности, рефлексия, что и обеспечивает активность…

Использование элементов технологии коллективной мыследеятельности позволяет: Ÿ значительно повысить интерес учеников к предмету

Использование элементов технологии коллективной мыследеятельности позволяет: Ÿ значительно повысить интерес учеников к предмету
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2021