Анализ
адаптационного периода у учеников 1а.б классов
МБОУ «СОШ№2 ст. Ассиновская
Дата: с 02. 09 по 10. 10. 2017года
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.
Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.
Из 20 учащихся 1а класса, и 15 учащихся 1б класса, приступивших к занятиям 1 сентября, 34 учащихся адаптировались к школе в течение двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, без видимого напряжения выполняют требования учителя. Иногда у них наблюдались сложности в контакте с учителем и детьми, но к концу I четверти они освоились с режимом работы в школе, с новыми для них требованиями. Это легкая форма адаптации На уроках эти дети всегда активны, имеют достаточно сформированный познавательный интерес к учёбе.
Трое учащихся:1а класса Накаев Ахмед, Махаури Хайрулла, Хасанов Мохди, Трое учащихся: 1б класса Бадургов Х, Базуркаев И, Ильясов Х. имели более длительный процесс адаптации: они не могли с первых дней принять ситуацию обучения, общения с детьми, могли во время урока играть, выяснять отношения с другими учащимися, могли не реагировать на замечания учителя. К концу I четверти их реакция на требования учителя стала более адекватной.
На начало учебного года 2 учащихся 1а класса умели читать, остальные освоили чтение слов, слов по слогам, понимают смысл прочитанного, но не умеют пересказывать текст. 5 учащихся хорошо усваивают письмо букв, слогов, предложений; удовлетворительно – 7 учащихся, а 6 учащихся 1а класса испытывают затруднения в овладении навыками письма, так как у них слабо развита моторика рук, ручкой работают с напряжением.
На уроках математики в период адаптации работоспособность у учащихся была значительно выше. Большинство первоклассников могли воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке; могли моделировать разнообразные расположения объектов в пространстве и на плоскости по их описанию и с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за, между; сравнивать любые два числа в пределах 10.
Ухудшение показателей здоровья детей и увеличение случаев обострения заболеваний за период адаптации не отмечалось.
Проведённые в период адаптации срезы знаний по русскому языку и математике показали, что не все учащиеся 1а,б классов справились с предложенными работами в соответствии с требованиями программы. Четверо обучающихся на момент поступления в 1 класс имеют низкий уровень подготовки к школе, в основном это дети, посещающие дошкольные учреждения.
Результаты
исследования готовности учащихся 1а, б классов к обучению в школе
Группа |
Количество детей |
Из них посещали ДОУ |
1.«Высокая возрастная норма» |
10 |
5 |
2. «Стабильная середина» |
6 |
2 |
3. «Группа риска» |
10 |
5 |
4. «Экстра-риска» |
8 |
4 |
Итого |
34 |
16 |
В соответствии с результатами мониторинга учителя 1а,б классов определили «группу риска» - учащихся 1а,б класса с низким уровнем готовности к обучению и организовала индивидуальные образовательные маршруты для данной группы учащихся совместно с родителями. На каждом из своих уроков они применяют технологию уровневой дифференциации обучения, где происходит обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что позволило не допустить серьёзного отставания конкретного учащегося от своей возрастной группы.
Проведя анкету-опрос для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации
пришли к выводу, что у большинства детей сформировалось положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем, обедать в столовой. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Однако среди учеников 1а,б классов есть дети с максимально высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают замечания педагога.
Примерно у 7 % учеников 1а,б классов, на данный момент низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают затруднения в учебной деятельности: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Такие ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Зам. дир. УВР Гансуева М.Р.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.