Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким. Спортивный зал полностью оснащен необходимым физкультурным оборудованием и пособиями для развития и оздоровления детей
Анализ оснащенности развивающей предметнопространственной среды
спортивного зала.
Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных
средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного
возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие
интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть
сильным, смелым, ловким. Для этого в детском саду созданы условия. Имеется
спортивный зал, расположен на первом этаже помещении зимнего сада. Спортивный
зал полностью оснащен необходимым физкультурным оборудованием и пособиями
для развития и оздоровления детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО и
дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с
учетом его склонностей, интересов, уровня активности. .
Развивающей предметно пространственной среды (далее РППС)
спортивного зала в нашем саду соответствует принципам ФГОС ДО:
содержательнонасыщенная,
полифункциональная,
вариативная, доступная и безопасная и включает в себя обеспечение активной
жизнедеятельности ребенка.
трансформируемая,
РППС
спортивного зала содержательно насыщена,
развивающая,
соответствует возрастным возможностям детей и их антропометрическим
показателям. Образовательное пространство спортивного зала в ДОУ оснащено
средствами обучения и воспитания, в том числе техническими, соответствующими
игровым,
инвентарем,
обеспечивающими игровую, познавательную, двигательную активность.
оздоровительным оборудованием,
спортивным,
Спортивное инвентарь и оборудование зала размещено по периметру
помещения благодаря этому остается максимальное пространство для активной
двигательной деятельности и проведения НОД. Спортивном зале на полу лежит
ковровое покрытие. Оно удобно при выполнении детьми общеразвивающих
упражнений и релаксации.
Современный спортивный зал в ДОУ содержит:
Для основных видов движения: стационарное оборудование гимнастическую
стенку (высотой 2,5 м, 4 пролета), прочно прикреплена к потолку и к полу;
пристенное оборудование навесные мишени, баскетбольные щиты с кольцами,
2лестницы, доску гладкую имеют прочные зацепы; передвижные конструкции
гимнастические скамейки, стойки, дуги и воротца для подлезания размещаются
вдоль стен помещения; подвесное оборудование: канаты, кольца, лесенку – трап,
укреплены с помощью специальных приспособлений крюков.
Спортивноигровой инвентарь
(для общеразвивающих упражнений): мячи
пластмассовые, резиновые разных по размеру, мячи фитболы, кольца, мешочки с
грузом, кубики, кегли, гантели, скакалки, гимнастические палки, обручи, флажки,
степы. Количество оборудования определено из расчета активного участия всех
детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес
переносного оборудования соразмеряемо с возможностями детей.
Для подвижных игр и эстафет: Маски, шапочки, платочки, клюшки, шайбы,ракетки для бадминтона, волейбольная сетка для игры волейбол, а также
оборудование, инвентарь используемое для основных видов движений и
общеразвивающих упражнений.
Спортивный зал оснащен современным спортивным оборудованием, детскими
тренажерами: «Бегущая по волнам», «Беговая дорожка», «Степпер с ручкой»,
«Велотренажер». Находятся в доступной близости к детям. Установлен сухой
бассейн угловой разборный «Космос» с горкой, заполненный разноцветными
пластмассовыми шариками одинакового размера. Игры в сухом бассейне не только
вызывают восторг ребят, что очень благотворно влияет на психоэмоциональное
состояние, помогает удовлетворить естественную потребность ребенка в движении,
стимулируют его поисковую и творческую активность.
В зимнем саду создана «Тропа здоровья», различные виды дорожек
используются для профилактики нарушений осанки у детей и укрепления свода
стопы. Состоит из нетрадиционных массажных дорожек со следами,
изготовленными руками родителей и мной, каменная дорожка (ящик с галькой и
ящик с камешками), сухой бассейн (таз с крышками), ребристая доска.
«Бельбоке»,
При создании предметнопространственной среды (далее ППС) применяю
авторский подход, предусматривающий включение собственных разработок. Мною
было изготовлено нестандартное оборудование: Массажеры», «Миниходули»,
«Стойки»,
«Бревно»,
«Многофункциональная стойка». Разработанное и изготовленное нестандартное
оборудование несложное, недорогое, универсальное, вносит в каждое занятие
элемент новизны. Могут использоваться для решения задач в разных видах
основных движений. Изготовлено игровое пособие «Круги Луллия», используется
для составления вариантов подвижных игр детьми. Игра развивает внимание,
творческие способности, эмоциональную отзывчивость, речь и интеллект.
«Жирафчики»,
«Балансир»,
В ДОУ имеет достаточное количество разнообразного спортивноигрового
оборудования, чтобы обеспечить участие всех детей группы (подгруппы), их
двигательную активность в процессе организованных занятий физической культурой
и подвижных игр, а также в самостоятельной деятельности детей в свободное
время.
и
Спортивный зал оснащен техническими средствами обучения (магнитофоном
музыкальным центром), для музыкального сопровождения физкультурных
занятий. Музыкальный центр расположен так, чтобы стоя рядом с ним, все дети
находились в зоне видимости педагога.
Использование разнообразных видов оборудования и спортивно игровых
пособий
ведет к
увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на
физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.
повышает интерес детей к выполнению различных движений,
Все пространство ППС и оборудование спортивного зала безопасное,
закреплено и проверено, не имеет острых выступов и углов, устойчив, не имеет
поломок, сделаны из безопасных материалов, эстетически привлекательное,
здоровьесберегающее,
соответствует санитарногигиеническим
развивающее,требованиям и требованиям пожарной безопасности, с учетом свободного доступа
детей к местам эвакуации.
Все оборудование и оснащение зала проходит санитарную обработку в
соответствии с нормами СанПиН и могут быть подвержены влажной уборке и
дезинфекции, рабочий инвентарь ежедневно промываются проточной водой с
мылом. В спортивном зале созданы все условия для сохранения психического и
физического здоровья каждого ребенка и обеспечение его эмоционального
благополучия. ППС зала обеспечивает максимальную реализацию образовательного
потенциала, способствует общению и совместной деятельности детей и взрослых.
Пространство физкультурного зала трансформируется в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей
детей, например, объемные красочные мягкие модули «Олимп», горка, туннели,
мягкие разноцветные кубы и кубики находятся в свободном доступе и с легкостью
трансформируются в другое место зала. Мелкое игровое, спортивное и
оздоровительное оборудование хранятся на специальных открытых полках, в
корзинах, что делает ее мобильной и дает возможность изменений предметно
пространственной среды в зависимости от интересов и возможностей детей.
Скакалки и пластмассовые обручи размещены на специальных крюках, а большие и
средние металлические обручи в открытом ящике, расположенные также вдоль
стены спортивного зала, что позволяет дошкольникам свободно пользоваться
оборудованием. Наличие переносного спортивного оборудования, позволяет
видоизменять пространство зала.
Оборудование, пособия в физкультурном зале полифункциональны и
пригодны для использования в разных видах детской деятельности. Например,
спортивный инвентарь (гимнастические палки, обручи, используется не только для
общеразвивающих упражнений, но и для проведения подвижных и малоподвижных
игр, те же мягкие модули могут быть строительным материалом, служить
ориентирами, или препятствиями в эстафете и подвижных играх. Красочное и
интересное оборудование, которое привлекает внимание и побуждает желание
выполнить двигательное действие.
Пространство спортивного зала варьируется, одно игровое оборудование
сменяется другим в зависимости от целей и задач, реализуемых в НОД по
физической культуре. (В летний период активно используются скакалки, обручи, в
зимний период этот инвентарь заменяется или дополняется хоккейным набором,
массажным оборудованием, детскими гантелями). Изменение пространства,
(появление новых предметов) и доступность среды стимулирует игровую,
двигательную, познавательную активность детей, а также обеспечивает исправность
и сохранность оборудования.
Правильно организованная развивающая предметнопространственная среда
обогащает двигательный опыт наших детей. Помогает осуществить задачи для
реализации образовательной области «Физическое развитие».
Среда создана с учетом возрастных особенностей детей, гендерной
принадлежности. Конструируется таким образом, чтобы ребенок мог чувствовать
себя в спортивном зале комфортно и безопасно. А спортивное оборудованиепомогало детям развивать физические качества, формировать у них осознанную
потребность заниматься спортом и здоровым образом жизни.