Внеурочная деятельность в школе. Эта тема важная в образовательном процессе школы. Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. .
Анализ работы ВД по школе 2015-2016уг.docx
Внеурочная деятельность в МОУ «Большепаратская средняя ОШ»
Авторсоставитель:
В.А Сухомлинский: «Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо
интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития
учащихся вне уроков…. Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в
ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова…»
Школа после уроков это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком
своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает
выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать
ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст
возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания
и образования.
Основными документами, регламентирующими организацию внеурочной деятельности
являются:
Приказ Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. N 373 в редакции приказов от 26 ноября
2010 г. №1241, от 22 сентября 2011 года № 2357
«Об утверждении и введении в действие ФГОС
начального общего образования»
Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в
действие ФГОС основного общего образования»
Приказ Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие ФГОС
среднего (полного) общего образования»
Федеральный закон РФ №273 – ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской
Федерации»
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03296 «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования»
Региональные документы, регламентирующие деятельность ОУ на уровне республики
Понятие внеурочная деятельность имеет ряд определений:
Внеурочная деятельность школьников образовательная деятельность, осуществляемая в
формах, отличных от классноурочной, и направленная на достижение планируемых
результатов
освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности
школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их
воспитания и социализации.
Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного
(образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная
от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,
диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и
научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся,
позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития
ребенком своих интересов, постижения духовнонравственных ценностей и культурных
традиций.
Задачами внеурочной деятельности являются:
1 обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Обязательными условиями
образовательном учреждении является:
организации внеурочной деятельности в
родительский запрос
наличие необходимой учебноматериальной базы
наличие укомплектованных штатов и подготовленных кадров
соблюдение СанПиНов, в том числе требований к сменности занятий и составлению
расписания.
Только через взаимосвязь основного образования, внеурочной деятельности и
дополнительного образования можно достичь поставленной цели формирования выпускника
школы, обладающего следующими качествами:
«Портрет» выпускника школы: начальная школа
• любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
деятельности;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою
позицию, высказывать свое мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и
методы организации внеурочной деятельности в соответствии со своим уставом и с Законом
Российской Федерации «Об образовании».
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет
выпускника школы»):
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные
традиции;
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского
общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою
сопричастность судьбе Отечества;
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир,
осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебноисследовательскую, проектную и
информационнопознавательную деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок,
осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной
деятельности для человека и общества;
мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Организация внеурочной деятельности планируется следующим образом: Изучение запросов родителей по выбору направлений внеурочной деятельности: родительское
собрание «Особенности обучения и воспитания школьников по ФГОС»; анкетирование
родителей, разъяснительная беседа.
Анализ ресурсов и материальнотехнической базы для реализации внеурочной деятельности
по запросам родителей.
Подбор кадров, реализующих внеурочную деятельность.
Расширенные заседания предметных кафедр (с приглашением руководителей кружков)
«Разработка программ внеурочной деятельности».
Составление модели организации внеурочной деятельности, индивидуальных учебных
планов, расписания кружков.
Утверждение рабочих программ внеурочной деятельности.
Создание санитарнобытовых, материальнотехнических условий для организации
внеурочной деятельности.
Воспитательными
являются
результатами и эффектами внеурочной деятельности
непосредственное духовнонравственное приобретение ребенка благодаря его участию в
том или ином виде внеурочной деятельности.
влияние того или иного духовнонравственного приобретения на процесс развития
личности ребенка (последствие результата).
Последние 5 лет уделяется большое внимание воспитательной работе, в т.ч. внеурочной
занятости школьников. Сегодня каждый учитель обязан кроме учебных часов, вести большую
работу, способствующую занятости детей (конкурсы, выставки, олимпиады, конференции,
экскурсии и т.д.). Этому способствуют новые стандарты образования и новая система оплаты
труда.
Школы на селе различны по условиям социального окружения, удаленности от районного
центра, численности учащихся. Все эти факторы существенно влияют на социальный и духовный
уклад жизни села, атмосферу в социуме, а, следовательно, отражаются на содержании и
организации педагогического процесса. Школа, по сути, является единственным культурным
центром села.
Проблема использования свободного времени школьников всегда была насущной для
общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее
продуктивно воспитание в свободное от обучения время.
Контингент учащихся на 20152016 учебный год составляет 312 человек. В Волжском районе
созданы хорошие условия для внеурочной занятости детей. Функционируют 2 учреждения
дополнительного образования ( МОУ «ДОД ДДТ», ДЮСШ) и большую роль в развитии школьников
играет клуб «Радуга» Волжского ЛПУМГ.
Занятость во внеурочное время в школе демонстрируют преобладание объединений:
научнопознавательное направление – 9 объединений;
художественноэстетическое направление 9 объединений;
технологическое направление – 1 объединение;
спортивнооздоровительное направление 6 объединений;
духовнонравственное направление – 2 объединения;
социальное направление – 2 объединения.
Возможность 100%ой занятости учащихся начальных классов предоставляется ФГОС нового
поколения. Согласно ФГОС НОО организация внеурочной деятельности детей является
неотъемлемой частью образовательного процесса в школе (312 учащихся). Из них учащихся
начальных классов 120 учащихся. В 20142015у/г учащиеся 14 классов были заняты в 11 кружках,
классные руководители 1ых, 2ых,4ых классов сами вели кружки научнопознавательного
направления, многие посещали в 23 кружка – 100%, в 20152016уг действует 2 кружка для
учащихся 1ых классов и в 20152016уг количество детей, посещаемость увеличилось в КУ
3 «Радуга»кружок «Фолклорный»12 человек, выбора кружков для учащихся нет, посещают 1
кружка.
20142015
ученый год
количество Руководитель
15
14
15
13
15
30
118
20
10
30
4
Петрова Л.Д.
(5а)
Буслаева Т.Л.
(1б)
Толстова М.Ф.
(1а)
Леонтьева
Н.В.(2а)
Рузайкина З.Г.
(5б)
Михайлов
С.В.(2,3)
Петрова З.Г.
14 классы
Тимофеева
Н.А
14 классы
Иванова Л.Б
1ые классы
Толстова В.А.
Леонтьева
И.Ю.
Название
кружка
Юные
интеллектуалы
Почемучка
Фольклорный
Пеледше
тукым
Чемпион
Истоки
Музыкальная
гостиная
Город
мастеров
Танцевальный
Росинка
Театрстудия
«Взрослые
дети»
20152016
ученый год
Количество Руководитель
13
14
Петрова Л.Д.
(1а)
Рузайкина З.Г.
10
Яндемиров С.
30
118
43
8
30
5
Михайлов
С.В.(3,4)
Петрова З.Г.
14 классы
Тимофеева
Н.А.
Иванова Л.Б
1ые классы
Толстова В.А.
Леонтьева
И.Ю.
8 кружков
Название
кружка
Юные
интеллектуалы
Умники и
умницы
Почемучка
Хочу всё знать
Поиск
Чемпион
Истоки
Вокал
Город
мастеров
Танцевальный
Росинка
Театрстудия
«Взрослые
дети»
11 кружков
Кружковая деятельность для учащихся 511 классов:
Предметы
Класс
Количество
Руководитель
Исторические личности
Homo sapiens
Знай,умей,действуй
Физика в задачах
От
степеней
логарифмов
Профориентация
Профориентация
Юнкор
до
Дизайн костюма
Научнопознавательное
11
9
9
11
11
8а
8б
59
39
Технологическое
12
19
24
8
13
13
15
15
11
Васильева Р.А.
Михайлова М.М.
Устюгова М.Ф.
Иванова В.И.
Матюшева Л.М.
Андреева Л.А.
Григорьева Л.В.
Сидорова Г.Н.
Анисимова М.А.
Музыкальная гостиная
58
24
Тимофеева Н.А.
Художественноэстетическое(школьное) Танцевальный
18
45
Толстова В.А.
Художественноэстетическое(клуб «Радуга» КС22)
танца
Фольклорный «Пеледше
ткуым»
Ансамбль
«Светлячок»
Город мастеров
Вокальный
«Радужные голоса»
ВИА «Свои люди»
Театрстудия «Взрослые
дети»
ансамбль
Истоки
Чемпион
Волейбол
Футбол
Баскетбол
Клаксон
Юный пожарник
28
69
59
26
49
69
14
7
8
6
6
7
Духовнонравственное
14
120
Спортивнооздоровительное
40
20
34
Девочкимальчики
57
Девушки 811
Юноши 811
57
911
45
5
Социальное
12
9
20
18
8
8
Яндемиров Г.С.
Парамонова О.В.
Иванова Л.Б.
Леонтьева И.Ю.
Тимофеев Э.В.
Леонтьева И.Ю.
Михайлов С.В.
Рузайкин Б.Е.
Ляманкин Г.В.
Данилова Л.А.
Дмитриева С.Д.
В школе от Дома творчества детей функционируют 4 кружка дополнительного образования:
Направление
Название кружка
Количество
часов
Количество
детей
Туристско
краеведческое
Декоративно
прикладное
Радиопеленгация
Спортивное
ориентирование
Шырча
Кудесница
6
6
4
9
В 20152016уг в кружках заняты учащиеся 111 классов:
15
15
15
15
Руководитель
Иванов В.Е.
Ляманкин
Г.В.
Михайлова
М.М.
Соловьёва
Н.А.
Направления
Количество
объединений
Количество
детей
Начальная школа
511 классы
Спортивно
оздоровительные
Духовнонравственное
Социальное
Художественно
эстетическое (клуб
Радуга)
6
2
2
10
30
120
10
186
79
45
10
41
5 Художественно
эстетической (школьное)
Научнопознавательное
Технологическое
Профориентационная
работа
ИТОГО
2
9
1
2
30
73
27
76
117
11
28
В 20152016у/г высокий процент занятости учащихся средней школы 911 классов
обеспечивается за счет факультативных занятий (75 чел.),
Предметы
Класс
Количество
органических
Углублённое изучение
русского языка
Мир
веществ
Программирование в
Паскаль
Глобальные проблемы
человечества
Основы военной службы
Правописание
и
культура речи
Страны мира
Практикум
задач по физике
Трудные вопросы химии
Программирование в
Паскаль
Основы военной службы
решения
9а
9б
10
10
10
10
10
11
11
11
11
11
24
26
12
12
12
12
12
13
13
13
13
13
Руководитель
Михайлова Ю.В.
Ямбашева Н.С.
Андреева Л.А.
Янцитов В.В.
Бакутов В.А.
Иванов В.Е.
Томцева Л.А.
Бакутов В.А.
Иванова В.И.
Андреева Л.А.
Янцитов В.В.
Иванов В.Е.
В школе имеются дети, не занятые во внеурочной деятельности, как правило, относятся к
двум категориям:
с ограниченными возможностями здоровья (5 детей – инвалидов, со 2 по 9 класс);
удаленность от ОУ по месту жительства – 47 детей (нет возможности подвоза детей).
Учащиеся основной школы активно принимают участие в массовых проектах «Танцуй со
мной, танцуем вместе», «Я талантлив», «Папа может всё. что угодно», «Споёмте, вместе»,
«Безопасное движение», «Школа юных пожарных», ЮИД активно включены в деятельность
объединений дополнительного образования, действующих как на базе общеобразовательных
учреждений, так и за их пределами.
В школе имеются спортивный зал, мини футбольное поле, хоккейная площадка, стадион
Также имеются утвержденные расписания работы спортзалов, кружков и секций.
В планы воспитательной работы школы включены физкультурномассовые и спортивно
оздоровительные мероприятия для учащихся, родителей и педагогов. Организуются массовые
мероприятия, приуроченные к календарю профессиональных праздников РФ.
День знаний;
День у3чителя;
День матери,
Новый год;
Рождественская ёлка Дни здоровья,
Спортивные соревнования в рамках «Месячника по военноспортивному
воспитанию»;
Открытое первенство по лыжным гонкам на приз Т.С. Григорьевой;
Фестивали старшеклассников, проект «Споёмте, друзья»,
Спортивные семейные праздники;
Акции: «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам», «Зимние
забавы»;
Весенний месяц добра;
Конференция старшеклассников;
Пробег Победы, 9 Мая
Последний звонок;
Детский лагерь «Горизонт»
В школе проводим диагностику эффективности внеурочной деятельности
Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды
внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Какие диагностики мы проводим:
1. Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников (уровень
обученности);
2. Диагностика воспитанности;
3. Социометрия;
4. Профессиональная позиция педагога.
Диагностика в работе руководителя кружка (психологопедагогическое изучение
отдельных учащихся или всей группы в целом) является частью сравнительно нового
направления— педагогической диагностики. С помощью диагностических методик
педагог получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и
воспитания учащихся, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их,
корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и личности каждого
кружковца.
Руководители кружка изучают самого ребенка, его семью, его окружение, коллектив в целом.
Содержание диагностики обучающегося (кружковца)
демографические данные о кружковце и его семье;
данные о здоровье и физическом развитии ребенка;
познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления);
эмоциональноволевая и потребностно мотивационная сферы, направленность личности
(интересы, отношения, ценности, Яконцепция);
поведение, поступки учащегося;
Кроме того, руководители кружков изучают детский коллектив в целом: межличностные
отношения, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др.
Результат внеурочной деятельности каждого школьника отслеживается через участие в
выставках детского декоративно прикладного творчества разного уровня, викторин, массовых
мероприятий, конкурсах, игр на развитие внимания. Результатом внеурочной деятельности
является и защита исследовательских проектов, участие в познавательных играх,
конференциях. Оформляются фотоальбомы, собираются материалы по краеведению, которые
в дальнейшем будут использовать при написании исследовательских работ.
Результаты дополнительного образования:
Выставочная деятельность является самым важным итоговым этапом занятий. В школе
организуются следующие выставки:
однодневные – проводятся в конце каждого задания с целью обсуждения;
7 постоянные – проводится в помещении, где работают дети»;
тематические День учителя, День матери, Новый год, Рождественская ёлка», «День
защитника Отечества, «Пасхальная радость», «Весенний мотив»;
выставка творческих работ в рамках соцпроекта «Я талантлив», «Папа может всё, что
угодно», запланированный на 20152016уг,;
итоговые – в конце организуется выставка практических работ обучающихся, организуется
обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют
произведения, показывают своё творческое мастерство в рамках праздников, проводимых
школой. Организовывают праздники для мам, пап и бабушек. Проводятся итоговые занятия
для обучающихся, на которых присутствовали родители и педагоги. К концу учебного года
готовится отчетный концерт, в котором принимают участие все обучающиеся. Активное
участие принимают кружки «Вокал» (Тимофеева Н.А.), «Танцевальный (Толстова В.А.),
вокальный ансамбль «Радужные голоса», ансамбль танца «Светлячок» (Парамонова О.В.). В
кружках художественноэстетического направления занимается 117 человек.
Хочется отметить активное участие кружковцев в праздновании школьных, районных,
республиканских мероприятий. В данный момент они готовятся к фетивалю патриотической
песни «Споёмтедрузья», посвящённого Дню защитника Отечества.
Все достижения ребят фиксируются в индивидуальном портфолио, а также на сайте
школы представлены фотоотчеты выставок, мероприятий, итоги конкурсов. Кружки системы
дополнительного образования принимают участие в конкурсах районного и
республиканского
уровней. Члены кружков активно участвуют в краеведческих
конференциях муниципального, регионального уровней и регулярно становятся лауреатами и
призерами:
Уровень
Мероприятие
Участники
Название
кружка
Музыкальная
гостиная
районный
27.09.2014г
Фестиваль,
посвящённый
700летию
Сергия
Радонежского
20.02.2016г
районный
4.04.2015
Районный
16.04.2016
районный
март
май
май
районный
районный
районный
январь 2016г.
Талант шоу
Фестиваль –
конкурс
патриотической песни
«Щит России
Поющая семья
70 летию ВОВ
Я и пожарная
безопасность
Я и пожарная
Безопасность
финал
Безопасное
колесо
Иванова
Ангелина
Соколова
Леонтьева Т.
Хор учителей
Возраст1013
лет
Семья
Красновых,
Соколовых
команда
команда
Мест
о
1
Руководитель
Тимофеева Н.А.
1
2
1
3
1
1
2
2
45
1
Дмитриева С.Д.
Данилова Л.А.
Михайлов С.В. 8
января2016г
Первенство
по лыжам
Соревнование
на приз
Т.Григорьевойй
Вероника
команда
команда
команда
Иванов Роман
сентябрь
Районный
Кросс нации
Кросс нации
КЭСБаскет
(девушки)
Фестиваль
старшекласснико
Районный
(баскетбол)
Районный
Март 2015г
Дмитриева
Ольга
Дмитриева
Ольга
Чамаева Анна
Герасимова
Анастасия
Файзрахманов
Руслан
Кудрявцев
Антон
Команда
команда
1
3
1
2
1
3
2
Гран
при
Ляманкин Г.В.
Томцева Л.А.
Дмитриева С.Д.
Тимофеева Н.А.
Толстова В.А.
Целью функционирования системы дополнительного образования в следующем году является
продолжение развития существующих направлений данной системы, увеличение объединений
дополнительного образования за счет платных образовательных услуг.
Создать условия для реализации личности ребенка – задача не только руководителей
кружков, но и классных руководителей, которые занимались диагностикой интересов
школьников и вовлечением детей в кружковую работу. Обращаясь к анализу воспитательной
деятельности классного коллектива, можно сказать, что всеми классными руководителями
составлены планы воспитательной работы, где отражены следующие разделы:
гражданскопатриотическое воспитание;
духовнонравственное воспитание;
художественноэстетическое воспитание;
профориентационная работа;
работа с родителями.
•
•
•
•
•
Анализ и изучение работы руководителей кружков показывает, что деятельность их
деятельность направлена на реализацию общешкольных и социально значимых задач, 90,7%
учащихся школы посещают кружки и секции, умеют распределить между собой работу,
стремятся к общению в свободное время. Но, вместе с тем:
1. Не все учащиеся активно включены в жизнедеятельность ученического коллектива, не у
всех находится дело по интересу.
3. В поведении некоторых учащихся наблюдаются факты невоспитанности и бестактности,
межличностные отношения не всегда отличаются доброжелательностью и взаимопомощью:
По опросам родителей и детей, обучающихся в школе востребован кружок «Проект» для
родителей, английский язык для учащихся начальных и средних классов, подготовка в школу для
детей дошкольного возраста. что запланировано школой на следующий год. Возникла необходимость
найти руководителя для таких кружков.
Посещая кружки с целью проверки, беседуя с детьми, родители отмечают, что каждая минута,
проведённая в кружках, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя
активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем его мире. Опыт
показывает заинтересованность педагогов, родителей и детей в тех изменениях, которые приходят в
связи с внедрением новых образовательных стандартов. Дополнительное образование отвлекает
детей от улицы и снижает криминогенность, помогает школе повышать успеваемость. Школа
является домом для тех детей, которые «выпадают» из школы, местом реализации возможностей
9 одаренных, площадкой для диагностики склонностей к той или иной профессиональной
деятельности, местом, где государство создает условия для того, чтобы дети увлеклись теми
профессиями, которые больше всего ему нужны
Рекомендации:
1) Одобрить работу руководителей кружков и секций;
2) Привлечь в работу кружков «трудных детей».
3)Необходимо усилить роль родительской общественности в организации профориентации, усилить
работу с базовыми предприятиями, ввести в школьников в мир нужных профессий
Зам. директора по ВР:_______________Л.А.Томцева
Анализ внеурочной деятельности
Анализ внеурочной деятельности
Анализ внеурочной деятельности
Анализ внеурочной деятельности
Анализ внеурочной деятельности
Анализ внеурочной деятельности
Анализ внеурочной деятельности
Анализ внеурочной деятельности
Анализ внеурочной деятельности
Анализ внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.