для самостоятельной работы студентов по " Анатомии и физиологии человека" по специальности 31.02.01. «Лечебное дело»»
ГАПОУ ТО «Тобольский медицинский колледж им. В.Солдатова»
Комплект
заданий для самостоятельной работы студентов
по ОП. 05. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)
по специальности 31.02.01. «Лечебное дело»
Разработчик:
Сабирова Альбина Ахметулловна, преподаватель I КК
Рассмотрено и принято на заседании ЦМК
________________________________________________________________
протокол №_____ от «____» _______ 201__г.
председатель ЦМК _____________ _______________________
подпись ФИО
Содержание
1. Паспорт комплекта заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
1.1. Область применения…………………………………………………………….3
1.2. Организация и контроль СРС ………………………………………………….4 1.3. Система организации и контроля СРС………………………………................5
2. Комплект заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Приложение 1………………………………………………….....................................
1. Паспорт комплекта заданий для самостоятельной работы студентов
1.1 Область применения
Комплект заданий предназначен для организации и контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов (СРС) с целью освоения ОП.05. «Анатомия и физиология человека» программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 31.02.01. «Лечебное дело» в части овладения следующими знаниями, умениями:
знать
- Анатомию и физиологию человека.
уметь
- Использовать знания анатомии и физиологии при обследовании пациента и постановки предварительного диагноза.
Учебная дисциплина готовит обучающихся к освоению следующих компетенций:
1.2. Организация и контроль СРС
Программа ОП.03. «Анатомия и физиология человека» программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 31.02.01. «Лечебное дело» согласно учебному плану имеет 72 часов внеаудиторной самостоятельной работы студентов. СРС распределяется на срок обучения 1 год.
Содержание учебного материала по программе (тема, раздел) |
1 семестр |
2 семестр |
Раздел 1. Введение. Человек как предмет изучения. |
2 |
|
Раздел 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии. |
6 |
|
Раздел 3. Опорно-двигательный аппарат. |
12 |
|
Раздел 4. Физиологические основы регуляции функций организма |
12 |
|
Раздел 5. Сенсорные системы |
4 |
|
Раздел 6. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности |
4 |
|
Раздел 7.Сердечнососудистая система. |
14 |
|
Раздел 8. Пищеварительная система человека |
12 |
|
Раздел 9. Дыхательная система. |
6 |
|
Раздел 10. Мочевая система человека |
6 |
|
Раздел 11. Половая система человека |
6 |
1.3. Система организации и контроля СРС
Разделы/ темы дисциплины |
Формируемые знания, умения, ОК, ПК |
Вид заданий |
Форма контроля |
Раздел 1. Введение. Человек как предмет изучения. |
Знать: части тела человека, оси и плоскости тела человека, анатомическую номенклатуру и основные физиологические термины, конституцию человека, морфологические типы конституции. Уметь: использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. ОК 1 – 5, 9-12; ПК 1.1-1.3;2.2; 3.1; 4.4 |
Составление таблицы |
Текущий |
Раздел 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии. |
Знать: виды тканей их классификацию, особенности строения, расположения и функции тканей. физико-химические свойства крови, ее составных частей: плазмы и форменных элементов. Понимать сущность механизма гемолиза, скорости оседания эритроцитов, гемостаз, группы крови, резус – фактор. Уметь: использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. ОК 1 – 4, 9-12; ПК 1.1-1.3;2.2; 3.1; 4.4 |
Составление кроссвордов Составление морфофункциональных задач |
Текущий |
Раздел 3. Опорно-двигательный аппарат. |
Знать: опорно-двигательный аппарат – структуры, в него входящие. Строение костей осевого и добавочного скелета. Строение суставов и виды движения в суставах. Строение скелетной мышцы. Мышцы головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Уметь: использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. ОК 1 – 4, 9-12; ПК 1.1-1.3;2.2; 3.1; 4.4 |
Составление буклетов Составление таблицы Работа с рисунками |
Текущий |
Раздел 4. Нервная регуляция функций организма |
Знать: рефлекторный принцип работы нервной системы,. строение и функции спинного мозга, головного мозга. Мозговые оболочки. Черепные нервы, название, функции. Спинномозговые нервы, их образование, сплетения, основные нервы. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы, функции. Уметь: использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. ОК 1 – 4, 9,12; ПК 1.1-1.3;2.1- 2.6, 3.1 – 3,6, 4.4 |
Работа с рисунками Составление таблицы
|
Текущий |
Раздел 5. Сенсорные системы |
Знать: Сенсорные системы организма человека Уметь: использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. ОК 1 – 4, 9,12; ПК 1.1-1.3;2.1- 2.6, 3.1 – 3,6, 4.4 |
Работа с рисунками Составление таблицы
|
Текущий |
Раздел 6. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности |
Знать: Железы внутренней секреции. Гормоны, их значение. Морфофункциональные особенности эндокринной системы. Уметь: использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. ОК 1 – 4, 9,12; ПК 1.1-1.3;2.1- 2.6, 3.1 – 3,6, 4.4 |
Работа с рисунками Составление таблицы
|
Текущий |
Раздел 7. Сердечнососудистая система. |
Знать: строение стенки артерий, вен, капилляров. Круги кровообращения. Положение, строение сердца. Проводящая система сердца. Фазы сердечной деятельности. Сердечные тоны Аорта и ее ветви. Кровоснабжение верхних и нижних конечностей. Основные артерии дуги аорты, грудной и брюшной аорты. Система верхней и нижней полой вены. Воротная вена. Лимфатические сосуды. Особенности их строения, разновидности. Функции лимфатической системы Уметь: использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. ОК 1 – 4, 9,12; ПК 1.1-1.3;2.1- 2.6, 3.1 – 3,6, 4.4 |
Работа с рисунками Составление таблицы |
Текущий |
Раздел 8. Пищеварение. Обмен веществ и энергии |
Знать: строение и функции пищеварительного тракта, органы, его составляющие. Уметь: использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. ОК 1 – 4, 9,12; ПК 1.1-1.3;2.1- 2.6, 3.1 – 3,6, 4.4 |
Работа с рисунками |
Текущий |
Раздел 9. Дыхательная система. |
Знать: значение кислорода и углекислого газа для человека. Органы дыхательной системы: дыхательные пути, легкие, их функции и строение. Механизм вдоха и выдоха. Уметь: использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. ОК 1 – 5, 9,12; ПК 1.1-1.3;2.1- 2.6, 3.1 – 3,6, 4.4 |
Работа с рисунками Составление таблицы |
Текущий |
Раздел 10. Мочевая система человека |
Знать: строение и функции органов мочевыделительной системы. Почки: расположение, строение. Стадии образования мочи: фильтрация, реабсорбция , секреция. Состав и физико-химические свойства мочи. Женские половые органы – внутренние и наружные Мужские половые органы – внутренние и наружные. Уметь: использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. ОК 1 – 5, 9,12; ПК 1.1-1.3;2.1- 2.6, 3.1 – 3,6, 4.4 |
Работа с рисунками Составление таблицы |
Текущий |
Раздел 11. Мочеполовая система человека |
Знать: строение и функции органов женской половой системы – внутренние и наружные Мужские половые органы – внутренние и наружные. Уметь: использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. ОК 1 – 5, 9,12; ПК 1.1-1.3;2.1- 2.6, 3.1 – 3,6, 4.4 |
Работа с рисунками Составление таблицы |
Текущий |
Приложение № 1
Раздел 1: «Введение. Человек как предмет изучения»
Тема: Анатомия и физиология – науки изучающие структуры и функции человека.
Задание № 1.
Заполните таблицу «Строение и функции систем органов».
Название системы |
Органы, из которых состоит данная система |
Потребности, которые реализует данная система |
Раздел 2: «Отдельные вопросы гистологии»
Выполните любое задание на выбор.
Темы:
«Морфофункциональные особенности эпителиальных тканей их местоположение в организме»
«Морфофункциональные особенности соединительных тканей их местоположение в организме»
«Морфофункциональные особенности мышечных тканей их местоположение в организме»
«Морфофункциональные особенности нервной ткани и её местоположение в организме»
«Внутренняя среда организма».
Задание № 1.
Составьте кроссворд по теме «Состав, свойства, функции крови».
(не менее 20)
Раздел 3: «Опорно-двигательный аппарат»
Тема: «Скелет туловища».
Составьте буклет по любой из предложенных тем:
Тема: «Скелет головы».
Задание № 1.
Обозначьте, раскрасьте в разные цвета и подпишите структурные элементы черепа
|
|
Мозговой отдел черепа ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
Лицевой отдел черепа ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ |
Задание № 2. Создайте буклет по теме:
«Анатомические аспекты при выборе подушки для новорожденного».
Тема: «Скелет верхних конечностей».
Задание № 1.
Заполните в тетради для теоретических занятий таблицу «Соединение костей плечевого пояса и свободной верхней конечности».
Название сустава |
Суставные поверхности |
Вспомогательные элементы |
Форма сустава и виды движения в нём |
|
Задание № 2.
Составьте буклет по любой из предложенных тем:
Научите дошкольника правильно держать ручку.
Патологические состояния кисти у любителей компьютерной мышки.
Тема: «Скелет нижних конечностей».
Задание № 1.
Заполните в тетради для теоретических занятий таблицу
«Соединение костей тазового пояса и свободной нижней конечности».
Название сустава |
Суставные поверхности |
Вспомогательные элементы |
Форма сустава и виды движения в нём |
|
Задание № 2.
Составьте буклет по любой из предложенных тем:
Тема: «Мышцы и фасции головы и шеи».
Задание № 1.
Заполните в тетради для теоретических занятий таблицу «Мышцы головы и шеи».
Название мышцы |
Начальная точка |
Точка прикрепления |
Функция |
Тема: «Мышцы и фасции туловища»
Задание № 1.
Заполните в тетради для теоретических занятий таблицу «Мышцы туловища».
Название мышцы |
Начальная точка |
Точка прикрепления |
Функция |
Тема: «Мышцы добавочного скелета»
Задание № 1.
Заполните в тетради для теоретических занятий таблицу «Мышцы верхней конечности»
Группы мышц |
Суставы, на которые мышцы действуют |
Функция |
Мышцы плечевого пояса |
||
Мышцы плеча: передняя группа
задняя группа |
|
|
Мышцы предплечья: передняя группа
задняя группа |
|
|
Задание № 2.
Заполните в тетради для теоретических занятий таблицу «Мышцы нижней конечности»
Группы мышц |
Суставы, на которые мышцы действуют |
Функция |
Мышцы тазового пояса: |
Тазобедренный сустав. |
- Фиксация положения туловища; - Сгибание и разгибание, отведение, вращение бедра внутрь и кнаружи, круговое движение бедра. |
Мышцы бедра: передняя группа
задняя группа
медиальная группа |
|
|
Мышцы голени: передняя группа
задняя группа
латеральная группа |
|
|
Раздел 4
Нервная регуляции функций организма
Тема: «Функциональная анатомия спинного мозга»
Задание № 1.
|
|
Тема: «Функциональная анатомия ствола мозга»
Строение мозгового ствола (вид спереди) |
Задание № 1. Обозначьте цветом и подпишите отделы мозгового ствола и промежуточный мозг. |
Тема: «Конечный мозг. Оболочки головного мозга»
Задание № 1.
Раскрасьте разными цветами и подпишите функциональные зоны коры.
Укажите: I – IV – доли полушарий; 1 – центральная борозда; 2- латеральная борозда; 3 – пред центральная извилина; 4 – постцентральная извилина; 5 – верхняя височная извилина; 6 – средняя височная извилина; 7 – нижняя височная извилина. |
|
Тема: «Физиология высшей нервной деятельности.
Задание № 1.
Создайте презентации по вопросам темы:
Первая и вторая сигнальные системы, их взаимосвязь.
Физиологические основы памяти, речи, сознания.
Типы высшей нервной деятельности.
Физиологические основы сна.
Виды рефлексов, торможение условного рефлекса - виды, значение.
Тема: Спинномозговые нервы.
Задание № 1.
Заполните в тетради для теоретических занятий таблицу
«Зоны иннервации спинномозговых нервов»
Название сплетения |
Нервы и ветви |
Зоны иннервации |
Нарушения функций при повреждении |
1. Малый затылочный нерв 2. Большой ушной нерв 3. Поперечный нерв шеи 4. Надключичный н. 5. Мышечные нервы, идущие: а) к трапециевидной мышце б) грудинно-ключично-сосцевидной мышце в) глубоким мышцам шей г) подъязычным мышцам Диафрагмальный нерв Мышечно-кожный н. Срединный н. Локтевой н. Медиальный кожный н. плеча Медиальный кожный н. предплечья Лучевой н. Межрёберные нервы Бедренный н. Запирательный н. Подвздошно-подчревный н. Подвздошно-паховый н. Латеральный кожный н. бедра Ягодичные нервы Задний кожный н. бедра Седалищный н. |
Тема: Черепно-мозговые нервы.
Задание № 1.
Заполните в тетради для теоретических занятий таблицу
«Черепно-мозговые нервы, область иннервации»
Расположение ядер |
№ |
Название |
Вид нерва |
Место выхода (входа) нерва из черепа |
Зона иннервации |
Раздел 5.
Тема: Зрительный анализатор.
Задание № 1.
|
|
Тема: Анализатор вкуса и обоняния. Кожа.
Задание № 1.
Составьте схематичные рисунки по анализаторам вкуса, обоняния и осязания.
Задание № 2.
Напишите план конспект по анализаторам вкуса, обоняния и осязания.
Раздел 6.
Тема: Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система человека. Гипоталамо-гипофизарная система.
Задание № 1.
Заполните в тетради для теоретических занятий таблицу «Эндокринные железы»
Название железы |
Название гормонов |
Биологическая роль |
Гипофункция |
Гиперфункция |
Раздел 7. «Сердечнососудистая система».
Тема: «Строение сердца»
Задание № 1. Раскрасьте в разные цвета и подпишите структурные элементы сердца. |
|
Задание № 2.
Напишите эссе по теме:
«Если бы мы использовали свой ум и свои ноги больше, а свой желудок меньше, то мы меньше бы страдали от болезней сердца».
(Бол Уайт)
Тема: Физиология кровообращения
Напишите сообщение по одной из тем: «Артериальный пульс, механизм возникновения, свойства», «Значение сосудистых рефлексогенных зон».
Тема: «Артерии большого круга кровообращения».
Задание № 1
Изучите расположение артерий тела человека. Раскрасьте в разные цвета артерии.
|
Рис.А Основные артерии тела |
|
А - Аорта В - Плечеголовной ствол С - Общая сонная артерия D - Подключичная артерия E - Внутренняя грудная артерия F - Щитошейный ствол G - Реберно-шейный ствол H - Позвоночная артерия I - Базилярная артерия J 1-4 – Мозговые артерии K - Наружная сонная артерия L - Внутренняя сонная артерия M - Язычная артерия N - Лицевая артерия O - Затылочная артерия P - Верхнечелюстная артерия Q - Поверхностная височная артерия R - Верхняя щитовидная артерия |
Рис. Б Артерии головы и шеи |
|
|
|
Рис. В Артерии верхних конечностей
|
Рис. Г Артерии нижних конечностей |
Тема: «Вены большого круга кровообращения».
Задание № 1
Изучите расположение вен тела человека. Раскрасьте в разные цвета вены.
|
||
Рис. Д Основные вены тела |
||
А - Верхняя полая вена В - Нижняя полая вена С1 - Левая плечеголовная вена С2 - Правая плечеголовная вена D1 - Левая подключичная вена D2 - Правая подключичная вена Е1 - Левая наружная яремная вена Е2 - Правая наружная яремная вена F1 - Левая внутренняя яремная вена F2 - Правая внутренняя яремная вена G - Сигмовидный синус I1 - Левая латеральная подкожная вена руки I2 - Правая латеральная подкожная вена руки |
J1 - Левая подмышечная вена J2 - Правая подмышечная вена K1 - Левая плечевая вена K2 - Правая плечевая вена L1 - Левая медиальная подкожная вена руки L2 - Правая медиальная подкожная вена руки М - Легочные вены N - Венечный синус О - Печеночная вена Р - Печеночная воротная вена Q - Селезеночная вена R - Верхняя брыжеечная вена S1 - Левая почечная вена |
S2 - Правая почечная вена T - Нижняя брыжеечная вена U1 - Левая общая подвздошная вена U2 - Правая общая подвздошная вена V1 - Левая внутренняя подвздошная вена V2 - Правая внутренняя подвздошная вена W1 - Левая наружная подвздошная вена W2 - Правая наружная подвздошная вена |
|
A - Плечеголовная вена B - Внутренняя яремная вена C - Наружная яремная вена D - Позвоночная вена E - Сигмовидный синус E1 - Верхний сагиттальный синус E2 - Нижний сагиттальный синус E3 - Прямой синус Е4 – Поперечный синус E5 - Затылочный синус E6 - Пещеристый синус E7 - Большая мозговая вена F - Лицевая вена G - Глазная вена Н - Височная вена J - Задняя ушная вена К – Затылочная вена |
|
Вены верхней конечности: А - Верхняя полая вена С - Внутренняя ярёмная вена D – Наружная ярёмная вена E - Подключичная вена H - Лучевая вена I - Локтевая вена J - Ладонная венозная дуга K - Ладонные пальцевые вены L - Медиальная подкожная вена руки M - Промежуточная вена локтя N – Промежуточная вена предплечья О – Латеральная подкожная вена руки Р – Дополнительная подкожная вена руки а – Верхняя грудная вена б – латеральная грудная вена с – Подлопаточная вена
Вены нижней конечности: A - Нижняя полая вена B1 - Левая общая подвздошная вена B2 - Правая общая подвздошная вена C - Внутренняя подвздошная вена D - Наружная подвздошная вена E - Бедренная вена F - Большая подкожная вена ноги G - Медиальная подошвенная вена H - Тыльная венозная дуга I - Плюсневые вены J - Пальцевые вены K - Подколенная вена L - Малая подкожная вена ноги M - Передняя большеберцовая вена N - Тыльные вены стопы O - Задняя большеберцовая вена P - Латеральная подошвенная вена Q - Глубокая венозная дуга R – Малоберцовая вена |
|
Ж Вены верхней конечности |
Рис. З Вены нижней конечности |
Тема: Функциональная анатомия иммунной системы.
Задание №1. Заполните таблицу:
Расположение групп лимфатических узлов тела человека
Части тела |
Название групп |
Область оттока лимфы |
Верхняя конечность |
1. Подмышечные 2. Локтевые |
|
Нижняя конечность |
1. Паховые 2. Подколенные |
|
Голова |
1. Затылочные 2. Сосцевидные 3. Лицевые 4. Околоушные 5. Поднижнечелюстные 6. Подбородочные |
|
Шея |
1. Поверхностные 2. Глубокие шейные |
|
Грудная полость |
1. Средостенные 2. Околотрахеальные 3. Трахеобронхиальные 4. Бронхолёгочные 5. Лёгочные 6. Верхние диафрагмальные 7. Межрёберные 8. Окологрудинные |
|
Полость живота |
1. Поясничные 2. Верхние брыжеечные 3. Чревные 4. Желудочные 5. Печёночные |
Раздел 8. Пищеварение. Обмен веществ и энергии
Тема: Полость рта, язык, зубы, слюнные железы, глотка, пищевод.
Задание№1. Раскрасьте в разные цвета и дайте названия цифровым обозначениям.
Задание№2. Составьте буклет по профилактике заболеваний полости рта. (Кто долго жуёт, тот долго живёт) |
|
Тема: Изучение строения и функции желудка, тонкой и толстой кишки.
Задание№1.
Раскрасьте в разные цвета и подпишите структурные элементы желудочно-кишечного тракта.
Задание№2.
Составьте буклет на одну из предложенных тем:
«Анатомические аспекты постановки очистительной клизмы»,
«Анатомические аспекты постановки желудочного зонда»,
«Анатомические аспекты постановки дуоденального зонда».
Тема: Функциональная анатомия больших пищеварительных желез.
Зарисуйте в тетради строение дольки печени, обозначьте структурные элементы.
|
|
Тема: Физиологические особенности пищеварения в разных отделах желудочно-кишечного тракта
Задание № 1. Заполните таблицу:
Деятельность отделов пищеварительного тракта
Вид деятельности |
Ротовая полость |
Желудок |
Тонкий кишечник |
Толстый кишечник |
Моторика |
||||
Секреция |
||||
Переваривание |
||||
Всасывание |
Тема: Обмен веществ и энергии. Витамины. Терморегуляция.
Задание № 1. Заполните таблицу:
Значение основных питательных веществ, минеральных солей и витаминов
Вещества |
Значение для организма |
Содержится в продуктах |
Суточная норма |
Белки |
|||
Жиры |
|||
Углеводы |
|||
Натрий |
|||
Кальций |
|||
Железо |
|||
Йод |
|||
Витамин С |
|||
Витамин D |
|||
Витамин А |
|||
Витамин В1 |
|||
Витамин В6 |
|||
Витамин В12 |
Раздел 9. Дыхательная система человека
Тема: Анатомическое строение дыхательных путей. Плевра. Средостение.
Задание № 1.
Зарисуйте рисунок в тетрадь для теоретических работ.
Заполните таблицу.
|
|
Задание № 2.
Зарисуйте в тетради для теоретических работ строение ацинуса лёгких, обозначьте структурные элементы.
Тема: Физиология дыхания.
Составьте буклет на одну из предложенных тем:
«Дыхательная гимнастика для улучшения процесса дыхания»
«Дыхательная гимнастика для похудения миф или реальность»
Раздел 10. Мочеполовая система человека
Тема: Физиология мочевыделительной системы.
Зарисуйте рисунок в тетрадь для теоретических работ.
Заполните таблицу.
1
|
|
Задание № 2. Заполните таблицу: «Процесс мочеобразования»
Вопросы |
I фаза |
II фаза |
Название фазы |
||
Место прохождения |
||
Что образуется |
||
Количество |
||
Состав |
||
Что способствует процессу |
Раздел 11.
Тема: Изучение анатомии и физиологии женских и мужских половых органов.
Зарисуйте рисунки в тетрадь для теоретических работ.
|
|
рис. А Мужская половая система |
рис. Б Внутренние женские половые органы |
Заполните таблицу: «Морфофункциональные особенности органов половой системы»
№ |
Название органа |
Особенности строения |
Выполняемая функция |
рис. А 1
2
3
4
5 и т.д. рис. Б 1
2
3
4
5 и т.д. |
Приложение № 2
Требования к выполнению заданий СРС и критерии оценки
РАБОТА С РИСУНКАМИ
Критерии оценки:
№ |
Оценка рисунка |
Кол-во баллов |
1 |
Достоверность информации, отображённой на рисунке |
2-3 |
2 |
Аккуратность |
1-2 |
Итого максимальное количество баллов: |
5 |
ТАБЛИЦА
Критерии оценки таблицы:
Оценивается по 5-ти бальной шкале:
КРОССВОРД
Требования к составлению кроссворда:
Критерии оценки кроссворда:
Оценивается по 5-ти бальной шкале:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.