Разделы: Биология
Задачи:
Образовательные: обобщить , углубить и систематизировать знания по теме «Сердце. Органы кровообращения» ; раскрыть причины сердечно - сосудистых заболеваний ; показать роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний; дать представления о различных видах кровотечений.
Развивающие: развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.
Воспитательные: воспитывать чувства доброты к больным людям; показать вредное влияние курения , алкоголизма и наркотических веществ на организм человека; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.
Оборудование: таблица « Сердце» , «Схема кровообращения», «Значение тренировки сердца», «Первая помощь при кровотечениях», опорные таблицы, жгут резиновый, закрутка, бинты.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: практикум
Формы работы: групповая, работа в парах.
План урока.
I. Организационный момент.
Введение в тему.
II. Актуализация знаний.
1. Повторение о строении
сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах
кровообращения ( по таблицам).
2. Тестирование.
III. Изучение нового материала.
1. Заболевания сердечно -
сосудистой системы и их причины .
2. Значение тренировки сердца.
3. Виды кровотечеий и первая помощь при кровотечениях.
IV. Итог.
V. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
1. Повторение о строении сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах кровообращения ( по таблицам).
2. Проводится
компьютерное тестирование .
1). В аорту кровь идет:
а) из правого желудочка;
б) из левого предсердия;
в) из левого желудочка;
г) из правого предсердия
2). Сердце человека:
а) трехкамерное , находится в грудной клетке;
б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки;
в) четырехкамерное , находится в грудной клетке.
3). Полулунные клапаны
находятся:
а) между правым желудочком и правым предсердием;
б) между левым желудочком и на границе аорты;
в) между левым желудочком и левым предсердием.
4). Максимальное давление:
а) в верхних венах;
б) в аорте;
в) в правом желудочке;
г) в легочных артериях.
5). Максимальное кровяное
давление:
а) 120 /80 мм рт. ст. ;
б) 100 /60 мм рт. ст. ;
в) 160 /100 мм рт. ст.
6). Скорость потока крови:
а) в аорте меньше, чем в капиллярах;
б) в венах больше, чем в капиллярах;
в) в капиллярах больше, чем в артериях.
7). Малый круг
кровообращения заканчивается:
а) в левом предсердии;
б) в левом желудочке;
в) в правом желудочке;
Ответы: 1в,
2в, 3б, 4 б, 5в, 6б, 7а.
№ ____ САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № _____
Топ/Группа________________________________________________________
Күні/Дата_________________________________________________________
Пән/Дисциплина: Анатомия, физиология и школьная гигиена
Сабақтың тақырыбы/Тема занятия: Рефлекторный принцип работы нервной системы
Сабақтынтүрі/ Вид занятия: комбинированное занятие
Сабақмақсаты/Цель занятия: развить понятие о рефлексе, рефлекторной дуге и обратной связи, расширить знания учащихся о безусловных и условных рефлексах, раскрыть значение рефлексов в жизни человека; показать большой вклад И.М. Сеченова и И.П. Павлова в развитие учения о рефлексах
1. Білімділік /Образовательная: сформировать знания о рефлексе, рефлекторной дуге и обратной связи,
2. Дамытушылық/Развивающая: развивать наблюдательность, память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании изучаемого материала;
развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;
создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привить навыки самостоятельной работы при поиске требуемого материала.
3. Тәрбиелік/Воспитательная: воспитывать информационную культуру
Пәнаралық байланыс/Межпредметные связи: биология
Көрнектіқұралдар, жабдықтар, үлестірмеқағаздар/Наглядные пособия, раздаточный материал, учебники, лекционный материал, раздаточный материал
САБАҚ БАРЫСЫ/ ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Ұйымдастыру кезеңі
Организационная часть: приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, цели и задачи занятия, план проведения занятия.
2. Өткен тақырыпты тексеру
Жаңа тақырыпты зерделеу/ Изучение нового материала
ЖОСПАР / ПЛАН
1.Терминологический диктант
2.Первая помощь при переломах
3.Признаки перелома
4.Первая помощь при закрытых переломах
Нығайту/Закрепление нового материала:
I. Объясните, что произойдет с человеком, если в его правой руке:
а) нарушена функция чувствительных нейронов;
б) нарушена функция двигательных нейронов;
в) нарушены функции и чувствительных и двигательных нейронов.
5. Үй тапсырмасы/ Домашнее задание: конспект
6. Өзіндік жұмысы/ Самостоятельная работа: работа по учебникам.
7. Қорыту, подведение итогов занятия: выставление оценок с комментариями.
Оқытушы/ Преподаватель: А.А. Мурзагалиева
III. Изучение
нового материала:
Учитель:
Сердце человека бьется с 18 дня зародыша до его смерти. Хотя сердце бьется
постоянно, почему оно не устает? (Слушаются мнения учащихся).
Учитель: читает стихотворение «Сердце».
Раньше не знали причин сердечно - сосудистых заболеваний и поэтому не могли их
лечить. Медицина сегодняшнего дня пошла далеко. Медикам удалось раскрыть
причины заболеваний и тем самым лечить больных .
Ребята, какие сердечно -
сосудистые заболевания вы знаете? (Ответы учащихся).
Учитель : дает краткие сведения о сердечно -
сосудистых заболеваниях: гипертония, гипотония, инсульт, атеросклероз,
расширение вен, инфаркт, миокардит, ишемическая болезнь сердца. ( Названия
заболеваний вывешены на магнитной доске).
Русская народная пословица гласит: «Здоровье невозможно купить, его дарит ум».
Объясните смысл этой
пословицы.(Слушаются мнения учащихся).
Отгадайте загадку: что на
свете самое дорогое?(ответы учащихся).
Самое дорогое на свете - это здоровье. Если человек болен, ему никакие
богат - ства не нужны. Каждый человек отвечает за свое здоровье.
Ребята, как вы думаете, в
чем причина сердечно - сосудистых заболеваний? (Мнения учащихся).
Сердечно -
сосудистые заболевания - это самые тяжелые и часто встречающиеся заболевания.
Медицинская статистика всех стран показывает, что люди в большин-
стве случаев остаются инвалидами именно от этих заболеваний.
Учитель: Одной из причин
сердечно - сосудистых заболеваний являются упот -ребление спиртных
напитков. Если человек постоянно употребляет спиртное, то его сердце
покрывается жиром и увеличивается 1,5 - 2 раза от обычного. При этом
сердце расширяется и обессиливается. Оно будет работать плохо и не может
обеспечить организм кровью в достаточном количестве. После употребления
спиртного, сокращения сердца учащаются. Под влиянием спиртного
кровеносные сосуды сужаются, и в сердце появляются тяжелые приступы,
вследствие чего человек может умереть.
Сообщение учащегося о
вредном влиянии спиртных напитков.
«- Злоупотребление алкоголем неблагоприятно сказывается на здоровье: возникают
различные заболевания внутренних органов, утяжеляется течение уже имеющихся болезней.
Особенно характерны для алкоголиков заболевания сердечно - сосудистой системы .
По наблюдениям медиков, сердечно - сосудистые заболевания у злоупотребляющих
алкоголем наблюдаются чаще.
При систематическом употреблении алкоголя возникают стойкие нарушения функций
сердечно - сосудистых систем. Алкоголь нарушает нормальный ритм сокращений
сердца, вызывает спазм сосудов сердца и мозга, что особенно опасно для лиц,
страдающих атеросклерозом и стенокардией. Проявляется это различными
неприятными ощущениями - давлением, «замиранием» сердца, сжиманием и. т. д. Под
влиянием алкоголя изменяется и артериальное давление, в большинстве случаев в
сторону повышения. При этом нередко формируется стойкая гипертония. Особенно
значительны подъемы артериального давления в состоянии алкогольного похмелья.
Длительное употребление алкоголя приводит к перерождению сердечной мышцы (мио
-карда) вследствие нарушений обменных процессов. В результате этого мышечная
ткань становится дряблой, мышечные волокна частично замещаются жировой и
соединительной тканью, что приводит к снижению сократительной способности
сердца, и оно перестает справляться с нагрузкой: при усиленной мышечной работе
появляются сердцебиение, одышка, слабость».
Учитель:
У курильщиков после каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение
сосудов, длящееся 30 минут. У систематически курящего человека сосуды почти
непре- рывно находятся в суженном состоянии, что увеличивает работу
сердца по протал-
киванию крови.
Сообщение учащегося о
вредном влиянии курения.
«- В составе табака имеются такие вредные вещества как никотин, угарный и
углекислый газы, аммиак, мышьяк, пиридин и т. д. Курение - источник самых
различных заболеваний нервной и кровеносной систем, дыхательных путей,
желудочно - кишечного тракта.
Никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания
и сердцебиения, приводит к нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и
рвоте.
Статистические данные говорят, по сравнению с некурящими длительно курящие в 13
раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз - инфарктом миокарда, в 10 раз -
язвой желудка».
Учитель: На данный
момент количество людей, принимающих наркотические вещества стремительно
увеличивается. Многократное употребление наркотика чаще всего обуславливает
привыкание к нему.
Что такое наркотики? Наркотики - это вещества, сильно действующие на психику
чело- века. Наркотическое действие на организм дают природные и синтетические
вещества: героин, кокаин, опиум и т.д.
Люди, принимающие наркотические вещества, быстро худеют и стареют. Ухудшается
память, усиливается заболевание печени, почек, сердечно - сосудистой системы.
Сообщение учащегося о
вредном влиянии наркотиков.
«- В организме человека можно выделить условные зоны риска, где
разрушения после приема наркотика неизбежны. Это, прежде всего, головной мозг:
на первых стадиях отмечается ухудшение памяти, работоспособности, головные
боли, в дальнейшем развиваются отек мозга и паралич. Это дыхательная система,
сердце, печень и почки, а также пронизывающие их нервные волокна и кровеносные
сосуды. Значит, страдают все органы и системы организма. Однако наркоманы редко
умирают от каких либо заболе -ваний, чаще от передозировки наркотиков. Еще не
стоит забывать о СПИДе и гепатите- это тоже удел наркоманов.
При продолжительной наркотизации общая смертность возрастает в 30 раз; риск
самоубийства- в 350; любой наркотик может вызвать острый психоз, во время
которого больной опасен для окружающих; он может покалечить себя, упасть с
высоты; для наркомана характерно состояние «озверения»».
Учитель: «Мы
едим, чтобы жить, а живем не для того чтобы есть», - сказали древние римляне.
Пища для нашего организма потребность, потому что пища уходит на строительство
клетки, ткани и органов, является источником энергии.
Излишнее переедание является причиной сердечно - сосудистых заболеваний. У
людей с избыточным весом возникновение ишемической болезни сердца
возрастает в 3, 4 раза. Избыточный вес приводит к нагрузке сердца. В среднем за
70 лет жизни сердце выбра -сывает 150 млн литр крови, а у людей с избыточным
весом увеличивается на 20 - 30 %.
Еще мыслители древности понимали, что умеренность в еде - залог здоровья и
долго - летия, а о тех, кто слишком много ест, говорили: «Обжора роет себе
могилу зубами».
Сообщение учащегося о
вреде переедании.
«- Особенно опасно переедание в наши дни. Ведь вследствие гипокинезии
люди стали меньше тратить энергии, и, если количество энергии, получаемой
с пищей, превышает энергозатраты, человеку угрожает ожирение, а вместе с ним
многие другие болезни и сокращение продолжительности жизни.
Переедание может стать причиной артериальной гипертонии.
При избыточном потреблении с пищей животных жиров нарушается обмен холесте
-рина, что, как известно, способствует развитию и пргрессированию
атеросклероза».
Учитель: Жизнь современного человека
богата эмоциональными чувствами. Некоторые эмоции воздействуют
положительно, другие - отрицательно. Отрицательно влияющие эмоции приводят к
сердечно - сосудистым заболеваниям.
С одноклассниками, друзьями, родителями, учителями надо быть в хороших отно-
шениях, уважать их чувства, стараться всячески избегать конфликтных ситуаций.
Учитель: читает
стихотворение «Добродушие».
Учитель: Нормальной работе
сердца способствуют физические упражнения, физический труд,
активный образ жизни. При этом увеличивается объем крови, про - текающей через
сердечную мышцу, улучшается ее снабжение кислородом, питатель- ными веществами.
У тренированных спортсменов частота сердечных сокращений намного меньше,
чем у нетренированных людей.
В спокойном виде у тренированных людей частота сердечных сокращений за 1 минуту
составляет до 40, иногда до 28 ударов.
Хорошо тренированное сердце работает в экономном режиме, чем у нетренированных
людей. Нетренированное сердце должно будет сокращаться чаще, чтобы выдавливать
кровь в малом объеме.
(Учитель показывает и
объясняет по таблице «Значение тренировки сердца»).
В настоящее время перед человечеством возникла экологическая проблема. Мы
загрязняем природу и тем самым вредим себе. Природу превратили в свалку.
Загрязнение и отравление природы вредно для здоровья и становится
причиной возникновения различных заболеваний. Поэтому на данный момент
глобальная проблема - сохранение окружающей среды и охрана природных богатств.
(Учитель знакомит
учащихся, как обстоит дело с сердечно - сосудистыми заболевания- ми В
Республике Татарстан).
Учитель: Общий объем циркулирующей крови
в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3
объема крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее
вытекания.
Кровотечения являются наиболее опасным осложнением ран,
непосредственно угрожающим жизни. Оно возникает при нарушении целостности
кровеносных сосудов. Кровотечение может быть опасным для жизни, так как с
уменьшением количества циркулирующей крови нарушается снабжение кислородом
жизненно важных органов - мозга, сердца, печени, почек.
Временно остановить кровотечение до приезда врача или транспортировки
пострадавшего в лечебное учреждение должен уметь каждый: от этого нередко зависит
жизнь чело- века. Оказав первую помощь, обязательно нужно вызовить «Скорую» или
доставить пострадавшего в любое близлежащее лечебное учреждение.
В зависимости от
характера поврежденных сосудов различают артериальные, веноз -ные, капиллярные
кровотечения. Очень важно знать их особенности, т. к. при разных видах
кровотечения действовать следует по - разному.
Сообщения учащихся о видах
кровотечения и как оказать первую помощь.
1-й ученик: «- Капиллярное кровотечение: повреждаются мелкие
кровеносные сосуды. Кровь выделяется по всей поверхности поврежденной ткани.
Для остановки капиллярного кровотечения рану обрабатывают йодной настойкой и
накладывают повязку, а поверх нее на область травмы - пузырь со льдом».
2 –й ученик:
«-Венозное
кровотечение: характерен
темно - красный цвет крови, и вытекает она непрерывной струей. Для остановки
кровотечения на рану накладывают стерильную салфетку, а затем тугую давящую
повязку».
3 –й ученик: «-Артериальное
кровотечение: цвет
крови алый и вытекает она пульсирующей струей.
Для остановки артериального кровотечения необходимо крепко пережать сосуд выше
места повреждения. Нажимают на точку пульса. Накладывают жгут на конечность.
Максимальное время наложения жгута - 2 часа для взрослых и 40 - 60 минут для
детей. Если жгут держать дольше, может наступить омертвение тканей.
Если по истечении указанного срока пострадавшего не удалось доставить в
лечебное учреждение, жгут на короткое время надо снять. Делают это вдвоем
- один производит пальцевое прижатие артерии выше жгута, другой медленно,
чтобы напор крови не вытолкнул образовавшийся в артерии тромб, распускает
жгут на 3-5 минут. Чуть выше предыдущего места жгут накладывают вновь».
4- й ученик: «-Внутреннее кровотечение: в полость организма ( брюшную,
грудную, черепную). Признаки: липкий, холодный пот, бледность, дыхание
поверхностное, пульс частый и слабый.
При внутренних кровотечениях необходимо: полусидячее положение, полный покой,
лед или холодная вода прикладывается к предполагаемому месту кровотечений.
Срочно доставить к врачу».
Работа учащихся в группах:
По опорной таблице ребята изучают места прижатия артерий при кровотечениях;
точки прижатия артерий для временной остановки крово-
течений, временная остановка кровотечений сгибанием конечностей.
Практичесая работа. Отрабатываются приемы наложения
давящих повязок, жгутов и закруток (работа в парах).
IV.Подведение итогов
урока:
Татарская народная
пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнешь». Поэтому надо быть
внимательным, милосердным к больным людям, ухаживать за ними. Если ты
доброжелательно относишься к больным, то и тебе также будут относиться с
уважением.
Легче предупредить болезнь, чем лечить, поэтому нужно постараться не болеть.
Если вы будете здоровыми, то наше будущее в надежных руках. Только со здоровыми
людьми можно построить крепкую жизнь.
Всем вам желаю здоровья, счастья и счастливой жизни. Будьте здоровы!
V. Вывод. Учитель комментирует оценки
учащихся.
VI. Домашнее задание. а) подберите поговорки , пословицы и
стихотворения о сердце, о здоровье; б) Составить кроссворд по теме « Органы
кровообращения».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.