анатомия

  • doc
  • 14.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала кож анал.doc

Тема: «Значение и общий план строения кожной, двигательной, вкусовой, вестибулярной сенсорных систем. Возрастные особенности».

Цели: развивать понятие «сенсорные системы»;

            сформировать представления о вестибулярной, кожной,

            двигательной, обонятельной, вкусовой сенсорных системах;

            систематизировать знания о сенсорных системах и органах 

            чувств;

            совершенствовать навыки самостоятельной работы с

            учебником;

            развивать понятия о причинно-следственных связях;

            воспитывать культуру труда;

           осуществлять гигиеническое воспитание студентов;

           воспитывать сознательное отношение к своему здоровью.

Оборудование: учебник М. Р. Сапин «Анатомия и физиология человека», таблицы «Вкусовой анализатор», «Обонятельный анализатор», «Слуховой анализатор», «Двигательный анализатор», «Кожный анализатор», учебный фильм на диске «Анатомия»

Тип урока: комбинированный.

                                         План урока.

1. Отделы вестибулярной сенсорной системы.

2. Кожная сенсорная система.

3. Двигательная сенсорная система.

4. Вкусовая сенсорная система.

5.Обонятельная сенсорная система.

                                      Ход урока.

I. Организация начала урока.

II. Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос.

- Какое различие в понятиях «орган слуха» и «слуховая сенсорная система»?

- Какое значение имеет наличие слуха?

- В чём смысл слушания двумя ушами?

- Что такое звук?

- Охарактеризуйте звук.

- Как изменяется острота слуха с возрастом?

- Почему для детей младшего школьного возраста опасны заболевания носоглотки?

- Почему нужно обязательно чистить уши?

- Почему в лес нужно ходить в головном уборе?

2. Индивидуальный опрос.

- Строение и функции органа слуха. Какое значение имеет в педагогической деятельности знание вопроса о гигиене органа слуха?

- Цель: проанализировать ответ. Как раскрыт вопрос?

 3. Работа по карточкам. (работа в группах)

                                 Карточка №1

Великий немецкий композитор Бетховен, когда стал терять слух, нашёл оригинальный способ слышать музыку. Он брал в зубы палочку, плотно прижимал её к деке рояля и слышал звуки. Объясните, как слышал музыку композитор?

                                 Карточка №2

   И овальное и круглое окно в костной капсуле улитки затянуты эластичной мембраной. Если бы эта мембрана стала жёсткой, восприятие звуков резко нарушилось бы. Почему?

                                Карточка №3

   На одно из заводов был такой случай. Один кузнец в обеденный перерыв захотел отдохнуть и улёгся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался на станину и что было силы, ударил по ней молотком. Шутка оказалась плачевной - спящий кузнец оглох. В чём причина наступления глухоты?

Обобщение.

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Изучение нового материала.

1.Отделы вестибулярной сенсорной системы.

- Самостоятельная работа студентов.

Применяя знания о ВНД, зная отделы анализаторов, заполните схему «Отделы вестибулярной сенсорной системы»

- периферический отдел (рецепторы преддверия и полукружных каналов);

- проводниковой отдел (вестибулярный нерв);

- центральный (височная доля кбп)

- Сравните слуховую и вестибулярную сенсорную системы. В чём сходство и отличие?

- Почему вам , будущим учителям, необходимо владеть знаниями об органе равновесия?

- Работа с учебником (стр. 420)

- Какие функции выполняет орган равновесия?

Рецепторы вестибулярного аппарата находятся в лабиринте?

imageimage                                  Лабиринт

 

3 полукружных канала                             отолитовый аппарат,

взаимно перпендикулярных ,                 состоящий из овального и

заполненных жидкостью                          круглого мешочков,

                                                                  заполненный желеобразной массой

                                                                        

ускоренное движение                                  повороты и наклоны головыimageimage                                                               

 

 

 

 

 

image

 

image

 

 

вызывает движение жидкости                   вызывают смещение отолитов

imageв лабиринте

 

 

image

 

 

 

               возбуждает рецепторные клетки            

Фрагмент фильма «Орган равновесия»

- Цель:

- Как проявляются вегетативные рефлексы?

- Как можно тренировать вестибулярный аппарат?

2. Кожная сенсорная система.

- Самостоятельная работа студентов.

- Какие отделы включает кожная сенсорная система?

1. Периферический отдел (тактильные рецепторы, рецепторы боли)

2. Проводниковый отдел (нервы)

3. Центральный (задняя центральная извилина кбп)

- Самостоятельная работа с учебником. (стр. 433-434)

- Цель:

- Какое значение кожной чувствительности в жизни человека?

- Опережающее задание студенту «Возрастные особенности органа осязания»

- Цель:

- Какое значение имеет закаливание для органа осязания?

3. Двигательна сенсорная система.

- Опережающее задание студента «Отделы двигательной сенсорной системы»

- Цель:

- Назовите отделы двигательной сенсорной системы.

1. Периферический отдел (проприорецепторы мышц и суставов)

2. проводниковый отдел (чувствительные нервы скелетно-мышечног аппарата)

3. Центральный отдел (предняя центральная извилина кбп)

- Фрагмент фильма «Орган осязания»

- Цель:

- Какое значение в жизни человека имеет двигательная сенсорная система?

 4. Вкусовая сенсорная система.

- Самостоятельная работа студентов.

- Какими отделами представлена вкусовая сенсорная система?

1. Периферический отдел (вкусовые почки в ротовой полости, язык, мягкое нёбо, задняя стенка глотки и надгортанника)

2. Проводниковый (лицевой, языкоглоточный нерв)

3. Центральный (вкусовая зона в теменной доле кбп)

- Фрагмент фильма «Орган вкуса»

- Цель:

- Почему человек различает  вкус?

5. Обонятельная сенсорная система.

- Самостоятельная работа с учебником (стр. 427-428)

- Цель:

- Какие отделы включает обонятельная сенсорная система?

1. Периферический отдел (обонятельные рецепторы)

2. Проводниковый (обонятельный нерв)

3. Центральный (обонятельная зона в кбп)

- Фрагмент фильма «Орган обоняния»

- Цель:

- Какое значение в жизни человека имеет различение запахов?

- Опережающее задание студента «Токсикомания и её профилактика»

- Цель:

- Влияние токсикомании на организм человека.

V. Закрепление.

1. Беседа по таблице  «сенсорные системы»

2. Выполнение задания.

Прочтите перечень свойств и признаков предметов.

1. масса                         8. Особенности поверхности

2. Размеры                    9. Расположение тела человека в пространстве

3. Температура           10. Расстояние до предмета

4. Форма                       11. Прочность и хрупкость

5. Окраска                    12. Характер звука

6. Запах                         13. Вкусовые качества

7. Объём

Зашифруйте ответы на вопрос, что из перечисленного различает:

I. Зрительная сенсорная система

II. Слуховая сенсорная система.
III. Двигательная сенсорная система.
IV. Кожная сенсорная система.
V. Вкусовая сенсорная система.
VI. Обонятельная сенсорная система.
VII. Зрительная и кожная сенсорная система.
VIII. Зрительная и двигательная
IX. Вестибулярная сенсорная система.
VI. Итог урока.