Составитель: Куфаева И. В.
Название работы: «Уроки по разделу «Сенсорные системы»
Количество страниц: 35 страниц.
Содержание.
1. Урок на тему: «Классификация сенсорных систем. …….. Стр. 4-6
Зрительная сенсорная система. Строение глаза».
2. Урок на тему: «Светопреломляющий аппарат глаза.
Построение изображения. Нарушения зрения у детей.
Гигиена зрения».
3. Урок на тему: «Слуховая сенсорная система. Строение
Органа слуха».
4. Урок на тему: «Гигиена органа слуха. Возрастные
особенности органа слуха».
5. Урок на тему: «Значение и общий план строения кожной,
двигательной, обонятельной, вкусовой, вестибулярной
сенсорных систем. Возрастные особенности».
6. Урок на тему: «Слепое пятно на сетчатке глаза»
7. Контрольная работа по разделу: «Сенсорные системы»
Пояснительная записка.
Уроки по разделу: «Сенсорные системы» проводятся в течение семи часов. Учебный материал данного раздела важен для формирования понятия «Сенсорные системы». Задача преподавателя при изучении раздела показать, что органы чувств входят в состав сенсорных систем. Их функции по различению раздражителей осуществляется только при участии соответствующих нервов и зон коры больших полушарий. Особое внимание на уроках уделяется изучению особенностей строения периферического отдела сенсорных систем в связи с выполняемыми функциями. Материал рассчитан на студентов старших курсов, и имеет профессиональную направленность. В теме даются практически важные сведения о гигиене органов чувств. Первый урок посвящён знакомству с сенсорными системами и изучению зрительной сенсорной системы. На этом уроке вводится понятие «сенсорные системы». Последующие уроки являются комбинированными. Рассматриваются другие сенсорные системы и развивается понятие «сенсорные системы». В конце изучаемого раздела проводится практическая работа по углублению знаний студентов по изучению зрительной сенсорной системы. Изучению этой темы уделяется особое внимание. Будущий учитель должен владеть знаниями, чтобы предупредить нарушения зрения у детей. В первом классе- 2-5 % близоруких детей, в седьмом классе- 20-25 %. Итоги по изучению раздела подводятся на контрольной работе.
Материал раздела усваивается хорошо при использовании таблиц, в том числе самодельных, моделей, кинофильмов, подготовленных слайдов. Успешности обучения помогает использование на уроках проблемных вопросов, биологических задач. Всё это способствует развитию творческих способностей студентов, развитию логического мышления. Самонаблюдения студентов приводят к установлению причинно-следственных связей.
В ходе изучения раздела используются активные методы обучения (беседа, практическая работа, игра).
На уроках уделяется внимание самостоятельной работе с книгой, что активизирует учебную деятельность студентов.
Уроки имеют практическое значение в повседневной жизни, прослеживаются межпредметные связи.
Тема: «Светопреломляющий аппарат глаза. Построение изображения. Нарушения зрения у детей».
Цели: познакомить студентов с особенностями строения
светопреломляющего аппарата глаза;
сформировать знания студентов о нарушениях зрения и их
профилактике;
совершенствовать навыки самостоятельной работы с
учебником;
продолжить развивать понятия о причинно-следственных
связях;
развивать графические навыки;
развивать познавательный интерес к предмету;
осуществлять гигиеническое воспитание студентов.
Оборудование: таблица «Зрительный анализатор».
Тип урока: комбинированный.
План урока.
1. Особенности строения оптической системы глаза.
2. Виды нарушения зрения.
3. Гигиена зрения.
Ход урока.
I. Организация начала
урока.
II. Актуализация знаний.
1. Подготовка студента у доски.
- Оболочки глазного яблока.
2. Фронтальный опрос.
- Что такое сенсорные системы?
- Какое значение имеют сенсорные системы?
- Будет ли человек видеть, если нарушен зрительный нерв?
- Будет ли человек видеть, если нарушения произошли в затылочной
доле кбп?
- Чем различаются понятия орган чувств, рецептор, анализатор?
- Почему человек видит мир в цвете?
3. Биологический диктант .
1. Проводит возбуждение в мозг.
2. Состоит из колбочек и полочек.
3. Назовите отделы сенсорных систем.
4. Место наилучшего видения на сетчатке.
5. Назовите вспомогательные системы глаза.
6. Значение вспомогательной системы.
7. Отверстие в радужке.
8. Назовите функции органов чувств.
9. Воспринимает зрительные раздражения.
10. Осуществляет различение зрительных раздражений.
Обобщение. Орган зрения представлен глазным яблоком и вспомогательными системами. Глазное яблоко состоит из трёх оболочек, каждая из которых выполняет определённую функцию, что обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Так, наружная фиброзная оболочка выполняет защитную функцию, сосудистая оболочка осуществляет питание глаза. На сетчатке возникает изображение уменьшенное перевёрнутое.
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Изучение нового материала.
1. Особенности строения оптической системы глаза.
Чувствительность сетчатки очень высока. Свет обыкновенной свечи виден на расстоянии нескольких километров. Прежде чем свет попадёт на сетчатку, он проходит через оптическую систему глаза.
- Цель: как особенности строения оптической системы глаза связаны с выполнением функций преломления и фокусирования лучей света на сетчатке?
- Объяснение по таблице.
Ясное видение возможно лишь при условии прозрачности преломляющих сред глаза. Роговица является выпукло-вогнутой линзой, которая обладает большой преломляющей способностью. В ней много нервных окончаний. Это обеспечивает её высокую чувствительность. В течение жизни кривизна её почти не меняется. За роговицей расположена водянистая влага, которая пропускает световые лучи благодаря своей прозрачности. В радужке расположен зрачок. Он не относится к оптической системе, регулирует количество света, то суживаясь, то расширяясь. За зрачком находится хрусталик, который имеет вид двояковыпуклой линзы. Это образование эластичное, поэтому его кривизна может меняться, а также сила преломления лучей. Хрусталик способен фокусировать лучи света. К хрусталику прикрепляются волокна ресничного тела, которые изменяют форму хрусталика. Всё внутренне пространство занимает стекловидное тело, которое пропускает лучи света на сетчатку. Оно также является прозрачным. Поддерживает глазное давление.
- Как особенности строения оптической системы глаза связаны с выполнением функций преломления и фокусирования лучей света на сетчатке?
- Самостоятельная работа с учебником.
- Работа по группам.
1 группа. 2 группа
- Что такое аккомодация? - Что такое адаптация?
- Проверка самостоятельной работы.
2. Виды нарушения зрения.
Виды нарушений |
Признаки |
Где возникло изображение |
Причины нарушения |
Очки |
||
Близорукость |
Далеко видят плохо |
Перед сетчаткой |
А) врождённая-удлинённое глазное яблоко. Б) приобретённая-ослабление ресничной мышцы. |
Двояковогнутые линзы. |
||
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.