анатомия

  • docx
  • 14.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РУП.docx

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ

ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫНЫҢ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ

КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КОСТАНАЙ

КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»

 

 

 

«Рекомендовано»                                                        «Утверждаю»        

 Председатель методического                        Директор ЧУ «Колледж Зерек»

 совета        колледжа                                                                 К .Кетебаева                  

_________________М. Тулегенова              «____» ________________2018 г.                                                                               «_____» ____________2018 г.                 

                                                            

 

 

 

 

ЖҰМЫС ОҚУ БАҒДАРЛАМАСЫ

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

 

Пәні /Дисциплина                   Анатомия , физиология и гигиена детей

Мамандығы/ Специальность   0105000 «Начальное образование»

Біліктілігі / Квалификация      0105013  «Учитель начального образования»                     

Оқыту нысаны/Форма обучения     очная

На базе основного среднего образования:  2 года 10 месяцев

 

 

Курс                                                              1

Барлық сағат саны/ Всего часов                  84

Теориялық / Теоретические                     64

Практикалық/ практические                      20

Емтихан/ Экзамен                                      2 семестр

Сынақ/ Зачет                                                -              

Курстық жоба/ Курсовой проект                 -

Контрольные работы                                   -

 

 

 

 

 

Қостанай, 2018


Составитель программы :  Мурзагалиева Алия Абдулловна, преподаватель биологии,  химии, анатомии , физиологии и гигиены ребенка,  магистр педагогических  наук

                                   (Ф.И.О., должность, учёная степень и звание составителя)

 

 

Программа составлена в соответствии с типовой учебной программой по дисциплине «Анатомия, физиология и гигиена детей»,  утвержденной в _______ году решением УМС МОиРК, протокол от ________ года.

 

 

 

Программа обсуждена и представлена к утверждению на заседании цикловой методической комиссии

протокол № _____ от «______»_____________ ________ года

Председатель ЦМК _______________________________

 

 

 

Программа рассмотрена и утверждена на заседании методического совета колледжа

протокол № _____  от  «______» _____________________ года

Председатель методического совета ___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный год

Дата переутверждения,

№ протокола

Подпись председателя

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

 

 


Пояснительная записка

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080 и

Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012г. №1080.

Учебная дисциплина «Анатомия, физиология и гигиена детей» относится к циклу общеобразовательных дисциплин.

Программа ориентирована на применение знаний, полученных студентами в других курсах для понимания сущности раскрываемых тем, тем самым, предусматривая раскрытие не только анатомо-физиологических и гигиенических вопросов, но и отражение психологических и педагогических аспектов предмета
         Цели обучения: создание реальных условий для выявления способностей и заинтересованности каждого обучающегося. Особое внимание уделяется формированию практических навыков через образование и воспитание, через объяснение основных закономерностей, свойственных живым организмам с точки зрения анатомического строения, согласованной функции органов и систем.

        Задачи обучения: в результате освоения обучающийся должен уметь:

 - определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие органов человека в детском и подростковом возрасте;

- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации обучения младших школьников;

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

- строение и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

- возрастные анатомо-морфологические особенности детей и подростков;

-определять возрастные особенности строения организма детей, подростков и молодежи

     Тематический план учебной дисциплины

«Анатомия, физиология и гигиена детей»

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

 

Теорет.

Практич.

 

1 семестр

 

1

Предмет, предмет и задачи курса

 

 

 

 

1.1

Введение

1

1

 

 

2

Нервная система

 

 

 

 

2.1

Общий план строения нервной системы

2

1

1

 

2.2 

Рефлекторный принцип работы нервной системы

2

1

1

 

2.3 

Спинной мозг

2

1

1

2

2.4

Головной мозг

2

1

1

2

2.5

Строение центральной нервной системы

2

1

1

 

2.6

Большие полушария головного мозга

2

1

1

 

2.7

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждения

2

1

1

 

3

Высшая нервная  деятельность

 

 

 

 

3.1

И.М. Сеченов и И.П. Павлов – основоположники учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы. Торможение условных рефлексов.

2

2

 

 

3.2

Высшая нервная  деятельность детей в возрасте от 1до 3 лет

2

1

1

 

3.3

Высшая нервная  деятельность дошкольного возраста

2

1

1

 

3.4

Высшая нервная  деятельность школьного возраста

2

1

1

 

3.5

Анализ и синтез речевых сигналов как основа процессов мышления. Образование и длительное сохранение условных рефлексов – основа обучения и памяти.

2

 

 

 

3.6

Причины переутомления детей. Профилактика утомления.

2

 

1

 

3.7

Характеристика и  физиологическая природа  эмоций

2

1

1

 

 

Всего в семестре

42

31

11

 

2 семестр

 

3.8

 Физиология сна и бодрствования организма. Виды сна

1

1

 

 

3.9

Функциональные нарушения высшей нервной деятельности

1

1

 

 

4

Анализаторы

 

 

 

 

4.1

Зрительный анализатор Возрастные особенности зрительного анализатора

1

1

 

 

4.2

Слуховой анализатор Возрастные особенности слухового анализатора

1

1

 

 

4.3

Кожный анализатор Возрастные особенности кожного анализатора

1

1

 

 

4.4

Обонятельный, вкусовой анализаторы, их возрастные особенности

1

1

 

 

4.5

Предупреждение нарушений анализаторов

1

1

 

 

5

Система крови

 

 

 

 

5.1

Состав и свойства крови Малокровие и его профилактика у детей.

1

1

 

 

5.2

Внутренняя среда организма. Механизмы поддержания гомеостаза Понятия об иммунитете

1

1

 

 

6

Кровообращение

 

 

 

 

6. 1

Движение крови в организме Работа сердца

1

1

 

 

6.2

Движение крови по сосудам

1

1

 

 

6.3

Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний

1

1

 

 

7

Органы дыхания

 

 

 

 

7.1

Значение и сущность дыхания

1

1

 

 

7.2

Дыхательный цикл. Механизм вдоха и выдоха. Жизненная ёмкость лёгких.

1

1

 

 

7.3

Развитие органов дыхания у детей. Возрастные изменения частоты, глубины дыхания, жизненной ёмкости лёгких.

1

1

 

 

7.4

Гигиена дыхания. Воспитание правильного дыхания у детей.

1

1

 

 

8

Органы пищеварения

 

 

 

 

8.1

Значение пищеварения. Органы пищеварительного аппарата.

1

1

 

 

8.2

Полость рта. Зубы молочные и постоянные, их рост и развитие. Уход за зубами.

1

1

 

 

8.3

Защитные рефлексы. Всасывание. Роль печени в процессах пищеварения.

1

1

 

 

8.4

Возрастные особенности строения и функции пищеварительного аппарата.

1

1

 

 

8.5

Поражения слизистой оболочки рта. Профилактика гельминтозов.

1

1

 

 

9

Обмен веществ

 

 

 

 

9.1

Обмен веществ и энергии в организме. Обмен органических, неорганических веществ. Особенности обмена в детском возрасте.

1

1

 

 

9.2

Витамины и их роль в обмене веществ. Значение витаминов для роста и развития ребёнка

1

 

1

 

9.3

Гигиена питания. Рацион питания

1

 

1

 

10

Органы выделения

 

 

 

 

10.1

Пути выделения продуктов обмена из организма. Строение почек. Механизмы образования мочи.

1

1

1

 

 

10.2

Ночное недержание мочи у детей, его причины, профилактика. Болезни почек и мочевыводящих путей у детей

1

1

 

 

11

Железы внутренней секреции

 

 

 

 

11.1

Железы внутренней секреции и их значение. Свойства и функции гормонов

1

1

 

 

11.2

Возрастные особенности желез внутренней секреции

1

1

 

 

11.3

Железы внутренней секреции, функции гипофиза, щитовидной железы, поджелудочной

1

1

1

 

12

Опорно- двигательный аппарат

 

 

 

 

12.1

Значение и функции скелета и скелетных мышц. Рост и развитие мышц после рождения

2

1

1

 

12.2

Развитие с возрастом основных показателей работы двигательного аппарата – силы, скорости, выносливости. Формирование правильной осанки

1

1

 

 

 

12.3

Влияние физической культуры на развитие и укрепление двигательного аппарата. 

1

 

1

 

12.4

Практическая работа  «Выявление нарушений осанки».

1

 

1

 

 

Экзамен

 

 

 

 

 

Всего в семестре

42

33

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Содержание учебной дисциплины

 

Предмет, предмет и задачи курса1. 1.1 Введение.

Нервная система 2. 2.1 Общий план строения нервной системы 2.2Рефлекторный принцип работы нервной системы  2.3Спинной мозг 2.4Головной мозг 2.5 Строение центральной нервной системы 2.6Большие полушария головного мозга 2.7 Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждения

Высшая нервная  деятельность3 3.1 И.М. Сеченов и И.П. Павлов – основоположники учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы. Торможение условных рефлексов 3.2 Высшая нервная  деятельность детей в возрасте от 1до 3 лет 3.3 Высшая нервная  деятельность дошкольного возраста 3.4 Высшая нервная  деятельность школьного возраста 3.5 Анализ и синтез речевых сигналов. Образование и длительное сохранение условных рефлексов. 3.6Причины переутомления детей. Профилактика утомления. 3.7Характеристика и  физиологическая природа  эмоций 3.8Физиология сна и бодрствования организма. 3.9Виды сна Функциональные нарушения высшей нервной деятельности

Анализаторы4. 4.1Теория познания и учение И.П. Павлова об анализаторах 4.2 Зрительный анализатор Возрастные особенности зрительного анализатора 4.3 Слуховой анализатор 4.4 Возрастные особенности слухового анализатора 4.5 Строение внутреннего уха 4.6Кожный анализатор Возрастные особенности кожного анализатора4.7 Обонятельный, вкусовой анализаторы, их возрастные особенности4.8 Предупреждение нарушений анализаторов4.9

Система крови 5 5.1 Состав и свойства крови. Малокровие и его профилактика у детей. 5.2Внутренняя среда организма. Механизмы поддержания гомеостаза 5.3 Понятия об иммунитете, его роль в сохранении биологической индивидуальности 5.4 Состав крови

Кровообращение 6  6.1Движение крови в организме 6.2 Движение крови в организме 6.3 Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний 6.4 Влияние физических упражнений на сердце

Органы дыхания7 7.1Значение и сущность дыхания 7.2 Дыхательный цикл. Механизм вдоха и выдоха. Жизненная ёмкость лёгких 7.3 Развитие органов дыхания у детей. Возрастные изменения частоты, глубины дыхания, жизненной ёмкости лёгких 7.4 Гигиена дыхания. Воспитание правильного дыхания у детей. Органы пищеварения8 8.1Значение пищеварения. Органы пищеварительного аппарата. 8.2Полость рта. Зубы молочные и постоянные, их рост и развитие. Уход за зубами 8.3 Защитные рефлексы. Всасывание. Роль печени в процессах пищеварения 8.4 Возрастные особенности строения и функции пищеварительного аппарата 8.5 Поражения слизистой оболочки рта. Профилактика гельминтозов 8.6

Обмен веществ 9 9.1 Обмен веществ и энергии в организме. Обмен органических, неорганических веществ. Особенности обмена в детском возрасте. 9.2 Витамины и их роль в обмене веществ. Значение витаминов для роста и развития ребёнка 9.3Гигиена питания Рацион питания

Органы выделения 10. 10.1 Пути выделения продуктов обмена из организма. Строение почек. Механизмы образования мочи.10.2 Ночное недержание мочи у детей, его причины, профилактика. Болезни почек и мочевыводящих путей у детей

Железы внутренней секреции 11. 11.1 Железы внутренней секреции и их значение. Свойства и функции гормонов 11.2 Железы внутренней секреции, функции гипофиза, щитовидной железы, поджелудочной

Кожа. Основы закаливания 12. 12.1 Значение и строение кожи человека. Особенности строения и функции кожи детей 12.2 Гигиена кожи. Заболевание кожных покровов

Опорно- двигательный аппарат 13. 13.1 Значение и функции скелета и скелетных мышц. Рост и развитие мышц после рождения 13.2 Развитие с возрастом основных показателей работы двигательного аппарата – силы, скорости, выносливости. Формирование правильной осанки 13.3 Влияние физической культуры на развитие и укрепление двигательного аппарата. 13.4

Практическая работа  «Выявление нарушений осанки».

 

 

 

 

 

 


Список рекомендуемой литературы

 

1.          Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080 и

2.          Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012г. №1080.

3.          Аизман Р.И., Ширшова В.М.. Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене: Учеб. пособие.- Новосибирск. Сиб. унив. изд-во, 2002.-138 с.

4.          Антонова О. А. Возрастная анатомия и физиология: Пособие для сдачи экзамена.- М.: Высшее образование, 2006.- 192 с

5.          Безруких М.М., Фарбер Д.А., Сонькин В.Д. Возрастная физиология. М.: Aсademia, 2000-416 с.

6.          Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учебн. пособие для студ. вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 456 с: ил.

7.          Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека: Учебник для студентов образовательных учреждений.-М: Издат. центр. «Академия», 2005.-384 с.

8.          Ильин Ф. Е. «Возрастная физиология и школьная гигиена».- Учебное пособие.- Тобольск 1999.- 100 с.