АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Оценка 4.7
Документация
docx
родителям +1
Взрослым
06.02.2017
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
(Автор Матвеева Л. Г.)
1. Часты ли подъемы и спады настроения у ребенка в течение дня?
2. Можно ли назвать его живым и веселым?
3. Часто ли ребенку кажется, что он сделал что-то не так?
4. Может ли он длительное время выполнять работу, не приносящую успеха?
5. Обидчив ли ваш ребенок?
6. Смущается ли он при разговоре с незнакомым человеком?
7. Бывает ли ребенок так возбужден, что не может усидеть на месте?
8. Любит ли он мечтать?
9. Можно ли его назвать раздражительным?
10. Спокойно ли спит ваш ребенок?анкета
1 класс анкеты и опросники.docx
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ
СОЦИАЛЬНОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
(Автор Матвеева Л. Г.)
1. Часты ли подъемы и спады настроения у ребенка в течение дня?
2. Можно ли назвать его живым и веселым?
3. Часто ли ребенку кажется, что он сделал чтото не так?
4. Может ли он длительное время выполнять работу, не приносящую
успеха?
5. Обидчив ли ваш ребенок?
6. Смущается ли он при разговоре с незнакомым человеком?
7. Бывает ли ребенок так возбужден, что не может усидеть на месте?
8. Любит ли он мечтать?
9. Можно ли его назвать раздражительным?
10. Спокойно ли спит ваш ребенок?
11. Доводит ли он до конца дело, игру?
12. Часто ли его терзает чувство вины?
13. Часто ли ребенок отвлекается от основных мыслей?
14. Испытывает ли он страх, оставаясь один дома?
15. Долго ли ребенок переживает после случившегося конфликта?
16. Быстро ли ему надоедает однообразная работа?
17. Самостоятельно ли он преодолевает затруднения в работе?
18. Часто ли ребенок «дуется»?
19. Можно ли назвать ребенка нервным?
20. Беспокоят ли его боли без всякой причины?
21. Легко ли его задеть, покритиковав за чтонибудь?
22. Часто ли он отвлекается, выполняя какоелибо дело?
23. Теряет ли ребенок сон изза травмирующих событий, тревожных
мыслей?
24. Бывают ли него тики?
25. Проявляет ли ребенок чрезмерно бурные реакции с плачем,
неподчинением, когда его ожидания не сбываются?
26. Успевает ли он выполнить задание в срок?
27. Застенчив ли он в присутствии старших?
28. Бурно ли он отчаивается при неудачах в игре и разрушает ли
сделанное?
29. Вступает ли ребенок в конфликты, потасовки со сверстниками по
разным поводам?
30. Ведет ли он себя так же с взрослыми? ВОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
(составитель Т. В. Драгунова)
Желания и их направленность
1. Чего тебе больше всего хочется? (самое сильное желание)
2. Если бы ты был волшебником, какие три желания ты бы задумал?
3. Если бы у тебя было много денег, на что бы ты их истратил?
4. Если бы ты стал таким же взрослым, как папа или мама, что бы ты
сделал в первую очередь, прежде всего?
Эмоциональная сфера
1. Какой самый радостный день в твоей жизни?
2. Какой самый плохой день в твоей жизни?
3. Чего ты боишься больше всего? Почему?
4. Какие сны ты видишь – приятные или страшные? Какие больше?
Расскажи об этих снах (приятных и страшных), о чем они были?
Интересы
1. Чем больше всего любишь заниматься? А чем еще?
2. О чем хочешь узнать? Почему об этом? Еще о чем?
3. Чему хочешь научиться? Зачем? Еще чему? Зачем (для чего)?
4. Что умеешь делать? Кто этому научил?
5. Чему можешь научить друга?
6. О чем интереснее всего разговаривать (вообще, а также с мамой, папой
и др. – перечисление возможных собеседников в зависимости от задачи)?
Предпочитаемое общение
1. С кем хотел бы (интереснее всего, лучше всего):
а) играть? Во что? б) гулять? Почему? в) разговаривать? О чем?
2. Кому приятнее всего и интереснее всего помогать? В чем помогать?
Почему нравится?
3. Кто тебе лучше всех помогает в чемто трудном? Как он это делает?
4. С кем тебе больше всех нравится быть вместе? Почему?
5. Кто к тебе лучше всех относится? Что именно тебе нравится?
6. Чье отношение тебе не нравится? Что именно не нравится?
Моральные представления и оценки
1. Кто, потвоему, самый справедливый? Почему ты так думаешь?
2. Кто, потвоему самый несправедливый? Почему ты так думаешь? 3. Кто, потвоему, самый добрый? Почему ты так думаешь?
4. Что тебя больше всего обижает?
5. Изза чего ты раньше плакал? А сейчас изза чего можешь заплакать?
6. За что тебя надо обязательно похвалить? Почему? Еще за что?
7. За что тебя можно наказать? Почему? Еще за что? Почему?
8. За что тебя нельзя наказать? Почему? Еще за что? Почему?
САМООЦЕНКА (ОБЩАЯ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ), ЕЕ СВЯЗЬ
С ОЦЕНКАМИ
1. Как ты думаешь, какой ты мальчик (девочка) – хороший, плохой,
средний? (Варианты: «Каким ты себя считаешь», «Потвоему, какой ты...?»).
Почему ты так думаешь?
2. Почему ты не считаешь себя ...? (в зависимости от ответа на
предшествующий вопрос задаются еще два вопроса относительно оценок,
которые ребенок не отнес к себе).
3. Кто, по твоему, думает о тебе (оценивает тебя) так же, как и ты?
(Как именно оценивает? Что думает? Почему ты так думаешь?).
Облегченный вариант вопроса: «А мама тоже считает тебя хорошим
(«плохим», «средним» – в зависимости от ответа ребенка)? Почему ты так
думаешь? (в зависимости от задачи вопрос можно задать относительно оценки
отца, бабушки, дедушки, воспитателя детского сада, братьев, сестер,
сверстников и др.)
4. Кто, потвоему, думает о тебе (оценивает тебя) не так. как ты сам?
Как именно? Почему ты так думаешь? (облегченный вариант вопроса
аналогичный предыдущему).
5. Что тебе нравится в себе? Еще что? Почему нравится?
6. Что тебе не нравится в себе? Еще что? Почему не нравится?
7. Что маме (папе и др.) нравится в тебе? Почему ты так думаешь?
8. Что маме (папе и др.) не нравится в тебе? Почему ты так думаешь?
9. За что мама (папа и др.) тебя хвалят?
10. За что мама (папа) тебя : а) ругает: б) наказывает?
ОПРОСНИК «РЕБЕНОК ГЛАЗАМИ ВЗРОСЛОГО»
(А. А. Романов)
Для того, чтобы определить уровень и виды агрессивности у ребенка
можно использовать опросник «Ребенок глазами взрослого» (автор А. А.
Романов). Опросник заполняет воспитатель или психолог по результатам
наблюдений. Сложив полученные баллы, можно определить уровень агрессивности у
ребенка.
0–65 баллов – вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления
сиутационноличностных реакций агрессии как патохарактерологических; он
самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.
От 65 до 130 баллов – есть опасность закрепления сиутационно
личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенку
требуется помощь в овладении собственным
поведением.
От 130 до 195 баллов – ребенку требуется значительная психолого
педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как
расстройством поведения и эмоций.
От 195 до 260 баллов – психологопедагогическая помощь взрослого
почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется
медикаментозная помощь ребенку.
Опросник А. А. Романова
Ребенок _________________________________ глазами взрослого
Дата проведения __________________________________________
Определите, каким образом проявляется агрессивность у ребенка и как
часто наблюдается:
– нет проявлений агрессивности;
– проявления агрессивности наблюдаются иногда;
– часто;
– почти всегда;
– непрерывно.
Добавьте те, которые не указаны. Вегетативные признаки проявления агрессивности
Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева
Облизывает губы в состоянии раздражения, гнева
Внешние проявления агрессивности
Кусает губы в состоянии раздражения
Сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева
Сжимает губы, кулаки, когда обижают
Тревожное напряжение разрешается гневом
Длительность агрессии
После агрессивной реакции не успокаивается в течение 5 минут
После агрессивной реакции не успокаивается в течение минут
Чувствительность к помощи взрослого
Помощь взрослого не помогает овладевать собственной
агрессией
Помощь взрослого не помогает успокоиться
Замечания в словесной форме не тормозят проявления
вербальной агрессии
Замечания в словесной форме не тормозят проявления
физической агрессии
Чувство неприязни к другим не корректируется извне
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Особенности отношения к собственной агрессии
Говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести
себя агрессивно
Не воспринимает собственные агрессивные действия, как
таковые
0
0
Недостаточность в проявлении гуманных чувств
Стремится делать назло другим
Проявляет безразличие к страданиям других
Стремится причинить другому страдание
Не возникает чувства вины после агрессивных действий
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4 Реакция на новизну
Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления
агрессивности
В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции
0
0
1
1
2
2
3
3
4
4
Реакция на ограничение
Яростно сопротивляется при попытке удержать его в состоянии
гнева
0
1
2
3
4
Проявляет агрессивные реакции первым
Первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка
Проявляет агрессивные реакции на действия других
Толкается, когда
Бьет других детей, если его случайно толкнули
Реактивность (чувствительность к агрессии других)
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
Чувствительность к присутствию других
Щиплется на глазах у всех
Толкает сверстника на глазах у всех
Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное
поведение
0
0
0
Физическая агрессия, направленная на предмет
0
0
0
Ломает постройку на глазах у все
Стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку
Бросает предмет об стенку
Стремится бросить мяч сильнее, чем это требуется по правилам
игры
Отрывает кукле руки, ноги
0
0
Физическая агрессия, направленная на животных
Щиплет кошку
Выкручивает хвост кошке
Специально наступает на лапы собаке
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4 Физическая агрессия, направленная на сверстников
Толкает других детей в состоянии раздражения
Походя ударяет встречных
Бьет других детей в состоянии раздражения
Ударяет детей и внезапно успокаивается
Стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом)
Кусает других детей в состоянии раздражения
Агрессия, направленная на себя
Просит стукнуть себя еще раз
Берет на себя вину других
Рвет на себе волосы
Щиплет себя в состоянии раздражения
Кусает себя в состоянии раздражения
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Агрессия, направленная на взрослого ( дошкольный возраст)
Бьет воспитателя по руке за то, что он не дает кидать игрушки
Бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает
разбрасывать игрушки
В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого
кулачком
В состоянии пониженного настроения бьет воспитателя
кулачком
Царапает взрослого
Беспричинное недоброжелательное отношение к члену детского
коллектива
Вербальная агрессия
Говорит обидные слова детям
Говорит обидные слова взрослым
Говорит нецензурные слова детям
Говорит нецензурные слова взрослым
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Агрессивность в виде угрозы (невербальная)
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4 Замахивается, но не ударяет другого
Пугает другого
0
0
1
1
2
2
3
3
4
4
Агрессия разных видов и направленности
Агрессия (физическая, словесная, скрытая в виде угроз),
направленная на все окружающее (предметы, близких людей и
пр.)
0
1
2
3
4
Плюется в состоянии раздражения
0
1
2
3
4
Другие проявления агрессии
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ
(ОПРОСНИК "БАССАДАРКИ")
Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа: первый –
мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как
средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как
под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными
переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей
степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление
реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень
таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности
прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.
Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса
Дарки.
А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил
понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию,
развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий".
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и
враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого
лица.
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или
ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при
малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного
сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и
законов. 5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и
вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по
отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и
приносят вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму
(крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он
является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им
угрызения совести.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает
"да" или "нет". Т. к. дошкольник не может сам объективно ответить на
вопросы, на них за него могут ответить его родители. ОПРОСНИК БАССАДАРКИ
Временами я не могу справиться с желанием
Когда мне случалось обмануть когонибудь, я испытывал
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться
1
причинить вред другим
Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
Если меня не попросят похорошему, я не выполню
Я не всегда получаю то, что мне положено
Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это
1.
2.
3.
4.
5.
6.
почувствовать
7.
мучительные угрызения совести
8. Мне кажется, что я не способен ударить человека
9.
предметами
10. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
11. Если мне не нравится установленное правило, мне
хочется нарушить его
12. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными
обстоятельствами
13. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко
мне несколько более дружественно, чем я ожидал
14. Я часто бываю несогласен с людьми
15. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
16. Если ктонибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
17. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
18. Я гораздо более раздражителен, чем кажется
19. Если ктото воображает себя начальником, я всегда
поступаю ему наперекор
20. Меня немного огорчает моя судьба
21. Я думаю, что многие люди не любят меня
22. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со
мной
23. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать
чувство вины
24. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на
драку
25. Я не способен на грубые шутки
26. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
27. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все,
чтобы они не зазнавались
28. Почти каждую неделю я вижу когонибудь, кто мне не
нравится
29. Довольно многие люди завидуют мне
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет 30. Я требую, чтобы люди уважали меня
31. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
32. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы
их "щелкнули по носу"
33. Я никогда не бываю мрачен от злости
34. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не
расстраиваюсь
35. Если ктото выводит меня из себя, я не обращаю
внимания
36. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
37. Иногда мне кажется, что надо мной смеются
38. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным"
выражениям
39. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
40. Я редко даю сдачи, даже если ктонибудь ударит меня
41. Когда получается не помоему, я иногда обижаюсь
42. Иногда люди раздражают меня одним своим
присутствием
43. Нет людей, которых бы я понастоящему ненавидел
44. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"
45. Если ктонибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о
нем думаю
46. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
47. Если я разозлюсь, я могу ударить когонибудь
48. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
49. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая
взорваться
50. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали
человеком, с которым нелегко работать
51. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют
людей делать чтонибудь приятное для меня
52. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
53. Неудачи огорчают меня
54. Я дерусь не реже и не чаще чем другие
55. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что
хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
56. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
57. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной
несправедливо
58. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду,
но теперь я в это не верю
59. Я ругаюсь только со злости
60. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть
61. Если для защиты своих прав мне нужно применить
физическую силу, я применяю ее
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет 62. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по
столу
63. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не
нравятся
64. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить
65. Я не умею поставить человека на место, даже если он
того заслуживает
66. Я часто думаю, что жил неправильно
67. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки
68. Я не огорчаюсь изза мелочей
69. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются
разозлить или оскорбить меня
70. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь
приводить угрозы в исполнение
71. В последнее время я стал занудой
72. В споре я часто повышаю голос
73. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к
людям
74. Я лучше соглашусь с чемлибо, чем стану спорить
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
При составлении опросника использовались принципы:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени
ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
I. Физическая агрессия:
"да" = 1, "нет"0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7
2. Косвенная агрессия:
"да" 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" 0: 26,49
3. Раздражение:
"да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69
4. Негативизм:
"да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" 1, "да" = 0: 36
5. Обида:
"да"= 1,"нет" 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58
6. Подозрительность:
"да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75
7. Вербальная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" 1, "да"= 0:
33,66,74,75
8. Чувство вины: "да"1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67 Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности
(как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс
минус 4, а враждебности – 6,5–7 плюсминус 3. При этом обращается
внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей
степень проявления агрессивности.
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как
свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в
контексте психологического анализа мотивационнопотребностной сферы
личности. Поэтому опросником БассаДарки следует пользоваться в
совокупности с другими методиками: личностными тестами психических
состояний (Кэттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т. д.
ПРИЗНАКИ ИМПУЛЬСИВНОСТИ
(АНКЕТА)
Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том
основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения
ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного
внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто
педагоги и родители не обращают должного внимания на проявление у
ребенка импульсивности. Что же такое импульсивность? В психологическом
словаре этот термин объясняется так: “Импульсивность – особенность
поведения человека (в устойчивых формах – черта характера),
заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под
влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои
поступки, не взвешивает все “за” и “против”, он быстро и непосредственно
реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях”.
Выявить импульсивность можно с помощью анкеты “Признаки
импульсивности”, которая рекомендована научнометодической комиссией
Министерства образования Украины. Она разработана для педагогов, не
содержит специальных медицинских и психологических терминов, и поэтому
не вызовет трудностей при ее заполнении и интерпретации.
Признаки импульсивности:
1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чемто спрашивают (возможно,
и неверный).
2. У него часто меняется настроение.
3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро. 5. Обидчив, но не злопамятен.
6. Часто чувствуется, что ему все надоело.
7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
9. Нередко отвлекается на занятиях.
10. Когда ктото из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
12. Может нагрубить родителям, воспитателю.
13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16. В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
19. Любит организовывать и предводительствовать.
20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2–3 взрослых
человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с
помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех
исследованиях и найти средний балл.
Результат 15–20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7–14 –
о средней, 1–6 баллов – о низкой.
АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ
(Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.)
РЕБЕНОК
1. Не может долго работать не уставая
2. Ему трудно сосредоточиться на чемто
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован
5. Смущается чаще других
6. Часто говорит о возможных неприятностях
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
8. Жалуется, что сняться страшные сны
9. Руки обычно холодные и влажные
10. Нередко бывает расстройство стула
11. Сильно потеет, когда волнуется
12. Не обладает хорошим аппетитом
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом
14. Пуглив, многое вызывает у него страх
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается
16. Часто не может сдержать слезы
ДА
НЕТ 17. Плохо переносит ожидание
18. Не любит браться за новое дело
19. Не уверен в себе, в своих силах
20. Боится сталкиваться с трудностями
За каждый ответ «да» начисляется 1 балл.
Высокая тревожность – 15–20 баллов
Средняя тревожность – 7–14 баллов
Низкая тревожность – 1–6 баллов
ДИАГНОСТИКА, ВЫЯВЛЯЮЩАЯ ОСОБЕННОСТИ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Диагностика, выявляющая особенности семейного воспитания включает
анкету для родителей, которая дает общие сведения о семье (вопросы 1–9) и
раскрывает интересы ребенка (вопросы 10–14).
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Фамилия, имя, дата рождения ребенка.
1. Состав семьи.
2. Профессии родителей.
3. Образование отца и матери.
4. Материальное положение.
5. Бытовые условия.
6. Какой ребенок по счету в семье?
7. С какого времени ребенок посещает дошкольное учреждение?
8. Как долго находится в данной группе ДОУ?
9. Какие нравственные качества сформированы у вашего ребенка?
10. С кем больше всего любит играть: со сверстниками, младшими детьми,
старшими детьми, взрослыми?
11. Каким литературным героям стремится подражать ребенок?
12. Какие телепередачи, мультсериалы любит смотреть ваш ребенок?
13. Какому герою из мультфильма стремится подражать? Какие качества у
них выделяет?
14. Какие из перечисленных видов деятельности выполняет ребенок
успешнее других – придумывание совместных игр; рассказывание сказок,
историй; рисование; лепка; пение? Диагностика, выявляющая особенности семейного воспитания включает
анкету для родителей, которая позволяет выявить уровень коммуникативных
умений родителей.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Есть ли в вашей речи словапаразиты? (Да, нет.)
2. Наблюдаете ли вы эти слова в речи детей? (Да, нет.)
3. Как вы обращаетесь к супругу(ге) в присутствии вашего ребенка чаще
всего: по фамилии, имени, в уменьшительноласкательной форме?
4. Как часто вы разговариваете с супругом(ой), располагаясь при этом в
разных комнатах, спиной друг к другу? (Часто, иногда, всегда.)
5. Когда вы разговариваете, то стараетесь смотреть в глаза говорящему или
отводите взгляд?
6. В вашей семье чаще принято разговаривать громким, нормальным или
тихим голосом?
7. Делаете ли вы замечание супругу(е), если он(а) разговаривает громким
голосом?
8. Как часто вы и ваш супруг(га) торопитесь говорить, не выслушивая друг
друга до конца? (Часто, иногда, всегда.)
9. Часто ли вы общаетесь, используя улыбку?
10. Разговаривая с окружающими, вы сопровождаете выражения
жестикуляцией – чрезмерной, в норме?
11. Как часто ваш ребенок становится свидетелем сцен выяснения ваших
отношений с супругом(ой)? (Часто, иногда, всегда.)
Диагностика, выявляющая особенности семейного воспитания включает
анкету для родителей, которая раскрывает особенности общения родителей с
детьми.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Единодушны ли вы с вашим(ей) супругом(ой) в воспитании ребенка?
2. Какова ваша позиция в общении с ребенком (доминирующая, на
равных)?
3. Как чаще всего вы воздействуете на ребенка – в виде указаний,
объяснений, внушения, убеждения, просьб?
4. Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете
ребенка, но не слышите его? (Часто, иногда, никогда.) 5. Оскорбляете ли вы ребенка (в речевой форме) при конфликте с ним?
(Да, иногда, нет.)
6. Учитываете ли вы эмоциональное настроение вашего ребенка? (Всегда,
иногда.)
7. Как часто вы делаете замечания ребенку, если он допускает ошибки в
общении? (Всегда, иногда, никогда.)
8. Напоминаете ли вы ребенку, если он забывает говорить речевые
этикетные формулы?
9. Всегда ли вы понимаете настроение ребенка?
10. Понимаете ли вы ребенка в процессе общения по его жестам и мимике?
11. Какие приемы и как часто используются в семье для развития у ребенка
умения общения?
12. С какими трудностями вы встречаетесь в процессе формирования
культуры общения?
13. Что мешает вашему полноценному общению с ребенком?
Критериями оценки уровня воспитательной деятельности родителей в
семье и уровня собственных умений общения являются 3 показателя:
· понимание
необходимости
формирования
умений
межличностного общения;
· соблюдение родителями этики общения с ребенком;
· соблюдение родителями норм межличностного общения между
собой в присутствии ребенка.
Каждый показатель оценивается в 2 балла.
Уровни:
высокий – родители положительно оцениваются по трем показателям (6
баллов);
средний – родители положительно характеризуются по двум показателям
(4 балла);
низкий – родители положительно характеризуются по одному показателю (2
балла).
ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА 6–7 ЛЕТ
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. В последнее время (полгода – год) очень сильно изменился, стал
совершенно другим.
2. Часто грубит, старается «переговорить» взрослого. 3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во
дворе с другими ребятами.
4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с неохотой.
5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.
6. Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с
малышами.
7. Стал упрямым, во всём отстаивает своё мнение.
8. Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом.
9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному
поводу.
10. Стремиться подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.
Если данная особенность поведения свойственна ребёнка и появилась
недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла; если указанные
особенности проявляются время от времени независимо от возраста – 1 балл;
при их отсутствии ставится 0.
0–5 баллов – для этого возраста ребёнок слишком спокоен, необходимо
приглядеться к нему повнимательнее, может быть он отстаёт от сверстников в
совеем развитии.
6–10 баллов – негативные реакции являются, скорее всего, проявлением
индивидуальных особенностей и/ или результатом неправильного воспитания,
а не возрастного кризиса.
11–20 баллов – скорее всего, трудности в воспитании ребёнка обусловлены
кризисом развития, необходимо пересмотреть своё отношение к нему и
систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать
устойчивыми чертами характера.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.