Анкетирование — это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.
Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования.
Достоинства | Недостатки |
высокая оперативность получения информации; | отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов; |
Этапы составления анкеты
1. Определение содержания анкеты.
2. Выбор типа вопросов.
Открытые вопросы позволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями — как по содержанию, так и по форме.
Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа͵ помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются количественно.
Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос.
Правила формулирования вопросов
Правило 1.
Вопросы не должны быть двусмысленными, т.е. не должны включать слов с множественными значениями и интерпретациями.
Правило 2.
Вопрос должен быть простым, без усложненных формулировок.
Правило 3.
Нельзя допускать пристрастия, подталкивания респондентов к определенному ответу
Правило 4.
Подумайте, не превышает ли вопрос возможностей памяти респондента
Правило 5.
Вопрос не должен вызывать отрицательных эмоций, неловкости, чувства стыда. Уважение к респонденту – одно из важнейших требований к опросу.
Конструирование анкеты
Приветствие (Здравствуйте и пр.)
Введение: обращение к респонденту, в котором указано: кто (организация или научное учреждение) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; инструкция по заполнению анкеты и способу ее возврата.
После введения размещаем вопросы:
легкие и интересные вопросы
сложные
несколько простых или интересных вопросов
вопросы о самих респондентах, их поле, возрасте, уровне доходов и т.д.
Заключительная часть анкеты – это благодарность респонденту за участие в анкетировании.
Расположение коммуникативных блоков анкеты
Эпиграф к анкете: выполняет "настраивающую" функцию, задает определенное направление мыслям читателя.
Обращение к респондентам: обычно используются такие обращения, как "молодой человек", "девушка", "уважаемый ..." и т. п. (в единственном числе).
Объективка: содержательный блок вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов.
Чем закончить анкету? : желательно в конце анкеты помещать высказывания: "Большое спасибо за ответы", "Спасибо Вам за помощь", "Благодарим за участие в исследовании" и т. п.
Однако нередко прежде чем закончить общение, анкетер интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос и т.п. : «Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?», «Если Вам представляется полезным проведение опросов и Вы хотите принимать в них участие, оставьте, пожалуйста, свои данные»). Встречаются и такие предложения: "Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на свободном месте" .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.