Тема №7
Понятие ансамбль происходит от французского слова ensemble – вместе, означает единство , созвучие, согласованность. «Умение певца подчинять свою индивидуальность задачам коллектива – основное правило настоящего ансамбля. Так в навыке ансамблевого пения и проявляется главная суть хорового исполнения – коллективность»
Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты коллектива.
Репертуар должен отвечать таким требованиям:
1)Носить воспитательный характер
2) Быть высокохудожественным
3) Соответствовать возрасту и пониманию детей
4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива
5) Быть разнообразным по характеру, содержанию
Успешный концертирующий вокальный коллектив должен иметь в перечне исполняемых произведений, сочинения различных эпох и композиторских школ, отличающихся по стилистической и жанровой направленности. Основу репертуара могут составлять сочинения русских и зарубежных классиков, народные песни, произведения современных авторов и т.д. Главное, чтобы эти произведения были высокохудожественными в музыке и тексте. Следует учитывать вокально-технические возможности поющих и «концертность» репертуара, в который должно входить не менее 20 произведений. Желательно что бы не менее половины его составляли хоры a'cappella (хорошо развивает слух, и частоту интонирования).
Организация репетиционного процесса
Выбрав произведение, руководитель прежде всего должен внимательно изучить его. Для этого надо наметить общий план исполнения, проанализировать трудные места. Прежде чем приступить к разучиванию произведения руководитель проводит беседу о его содержании и характере, сообщает краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста. Формы ознакомления различны. Лучше их организовать прослушиванием (аудиозапись и д.р.) в исполнение высококвалифицированного коллектива. Если нет возможности прослушать запись, то художественный руководитель сам должен воспроизвести это произведение: сыграть или напеть основные мелодии под аккомпанемент. Это способствует музыкальному развитию детей, освоению музыкальной фактуры и возможности вслушиваться в гармоническое окружение мелодии, вносит в процесс активность и сознательность.
Начальная работа - сольфеджирование. При сольфеджировании проверяется
точность интонирования, правильность ритмических рисунков, т.е. музыкально - теоретическая основа произведения. При сольфеджировании происходит отстранение от эмоциональной стороны понимания ладогармонических, метроритмических особенностей нового произведения. При читке нот с листа вокальный коллектив, всё же получает первичное представление о произведении (Егоров А. Теория и практика работы с хором -М.,1951с.226).
Если это трудное многоголосие (2х - 3х) то произведение можно разучивать по партиям, это продуктивный метод работы над ансамблем, строем и дикцией каждой партии. Так руководитель лучше узнает возможности певца. Учить произведение следует по заранее намеченным частям, причём разделить их в связи со строением музыкальной речи и литературного текста, чтобы была определенная завершенность. Перейти от одной части к другой можно лишь тогда, когда предшествующая часть освоена. Но если партия трудна, разучивание следует продолжать, но к закреплен трудного места следует вернуться, после ознакомления со всем произведением.
Процесс разучивания произведений и работы над художественно - технической стороной исполнения сложен; требует от руководителя большого опыта, знаний и умения. Вывод: сначала разбор произведения по партиям, затем работа над преодолением технических трудностей и художественная отделка произведения. При этом опытный руководитель найдёт способ привнести художественность в техническую фразу, хотя бы в малых дозах. Это выражается в ярких образных сравнениях и сопоставлениях, кроме того эти образы могут и не относится непосредственно к идейно- художественному образу данного произведения. Это закономерно и необходимо. Нечто подобное происходит и в последний, художественный период работы, когда внимание сосредоточено к художественной стороне исполнения. Здесь обратная взаимосвязь: в процессе художественной отделки вокального произведения вкраиваются и чисто технические приёмы это тоже необходимо и закономерно. Таким образом можно утверждать , что процесс работы над произведением с ансамблем нельзя строго ограничивать фазами с чётко очерченным кругом технических, или художественных задач для каждой из фаз. Это будет формальным, и может приниматься лишь как схема, следуя которой руководитель в меру своего опыта, умения и способности примет те или иные методы работы.
Итогом всех репетиционных работ становится концертное выступление-последнее звено в единой цепи творческого, учебно-воспитательного и образовательного процесса коллектива.
Концерт – это важное событие как для участников творческого коллектива, так и для художественного руководителя. Это своего рада подведение итогов достигнутого. Возможность общения со зрителем посредством музыкального языка.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.