Составитель:
Яковлева Татьяна Сергеевна
Интегрированный урок ИЗО и литературного
чтения
по
литературному чтению
А.П. Чехов «Мальчики»
4 класс
А.П. Чехов «Мальчики»
Урок № 1 «Мечты – первый шаг к победе»
Цель: Первичное чтение и восприятие рассказа А.П. Чехова «Мальчики»
Урок № 2 «Чечевицин и Володя – понятие о портрете в литературном произведении»
Цель: Обобщение знаний о портрете, составление сравнительной характеристики героев произведения
Урок № 3 «Почему план не удался?»
Цель: Анализ авторской позиции и основного замысла произведения
Интегрированный урок ИЗО и литературного
чтения
по произведению А.П. Чехова «Мальчики»
Урок № 2 «Чечевицин и Володя – понятие о портрете в литературном произведении»
Цель: Обобщение знаний о портрете, составление сравнительной характеристики героев произведения
1. Орг. момент
Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять-
Нам урок пора начать.
2. Актуализация знаний
Тест.
Имя одного из главных героев:
А) Чибисов; Б) Черепицын; В) Чечевицын.
2. Мальчиков встречали:
А) 4 человека и пёс; Б) 6 человек; В) 7 человек и пёс.
3. Розвальни это:
А) широкие сани; Б) неповоротливые люди; В) развалины избы.
4. События рассказа происходят накануне:
А) Пасхи; Б) Рождества; В) Крещения.
5. В Калифорнии вместо чая пьют:
А) компот; Б) кофе; В) джин
6. Мальчики решили сбежать в :
А) Африку; Б) Америку; В) Австралию.
7. Пампасы это:
А) Южноамериканские степи; Б) местное население; В) плоды дерева.
8. В путешествии мальчикам придётся:
А) сражаться с тиграми; Б) поступать в морские разбойники; В) жениться на красавицах.
9. По мнению Маши это нужно кушать в пост:
А) манную кашу; Б) горох и чечевицу; В) ничего.
10. Урядник это:
А) нарядно одетый человек; Б) управляющий хозяйством;
В) полицейский чин.
Самопроверка по образцу. Фиксация результатов.
3. Введение в тему, постановка цели урока
- А напомните мне, что такое портрет?
- Отличается ли портрет, нарисованный художником и писателем?
- Что им нужно для того, чтобы его нарисовать?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня с Вами будем говорить? Какова тема урока?
- Какую цель мы с вами можем поставить?
- Рисует ли А. П. Чехов портреты? Если да, то чьи?
- Найдите часть произведения, в котором мы видим портреты Чечевицина и Володи
4. Формирование новых знаний
- Просмотрите текст и нарисуйте словесный портрет мальчиков.
(Володя – пухлый…
Чечевицын – худой, смуглый, с веснушками …)
- А что вы можете сказать о характере мальчиков?
(Они совершенно разные: Чечевицын - целеустремленный, смелый, решительный.
Володя – нерешительный.)
- Можно ли Володю назвать трусом? (Ответы детей.)
- Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье? (Чтение приключенческих романов Майн-Рида.)
- Проведем небольшую исследовательскую работу. По карте (на парте географический атлас) наметим маршрут движения мальчиков. (Сначала Пермь…)
- Как вы считаете, реально ли мальчикам проделать такой путь?
- Как вы относитесь к мальчикам? (нравятся, не нравятся и чем)
- А как писатель относится к мальчикам? (Монтигомо Ястребиный коготь, непобедимый вождь индейцев)
- Хотели бы вы оказаться вместе с мальчиками?
КОНЕЦ ПЕРВОГО УРОКА (ЛИТЕРАТУРЫ)
5. Работа в группах
Рисунок Чечевицина / Володи
6. Подведение итогов. Рефлексия.
- С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?
- Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились?
7. Домашнее задание
1 вариант. Придумать начало рассказа;
2 вариант. Придумать продолжение (20 лет спустя).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.