Задания для внеклассной работы по математике. Данные задания позволяют развивать интерес учащихся к предмету математика. Можно использовать на кружке по математике, для внеурочных занятий, при подготовке к олимпиаде по математике, а также на уроках на этапе мотивации учащихся. Материал будет полезен учителям, работающим в 5- 6 классах
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ РЕБУСЫ
1. Расшифруйте ребус: Б + БЕЕЕ = МУУУ.
О т в е т . 1 + 1999 = 2000.
2. Расшифруйте ребус: КОКА + КОЛА = ВОДА.
Р е ш е н и е .
3. [Э2] Замените буквы в слове ТРАНСПОРТИРОВКА цифрами так, чтобы все
неравенства были верными:
Т > Р > А > Н < С < П < О < Р < Т > И > Р > О < В < К < А
О т в е т . 9 > 7 > 6 > 0 < 1 < 2 < 3 < 7 < 9 > 8 > 7 > 3 < 4 < 5 < 6
4. В ребусе, изображённом на рисунке, действия в каждой строке производятся подряд
слева направо, хотя скобки не расставлены. Каждое число последней строки равняется сумме
чисел столбца, под которым оно расположено. Результат каждой строки равен сумме чисел
столбца с тем же номером. Ни одно число в ребусе не равно нулю и не начинается нулём,
однако на нуль числа могут оканчиваться. Расшифруйте ребус.
О т в е т . 10 : 5 + 5 7 = 49; 14 : 2 – 4 3 = 9; 12 – 1 – 1 2 = 20; 13 – 1 + 10 – 5 = 17; 49 + 9
+ 20 + 17 = 95.
5. Найдите значение слова ROBERT, если известно, что DONALD + GERALD = ROBERT
и D = 5.
О т в е т . 526485 + 197465 = 723970.
6. Расшифруйте ребус: замените * цифрами так, чтобы выполнялись равенства во всех
строках и каждое число последней строки равнялось сумме чисел столбца, под которым оно
расположено.О т в е т . 11 10 = 110; 68 : 17 = 4; 10 + 10 = 20; 12 – 4 = 8; 101 + 41 = 142.
7. Расшифруйте ребус.
*******| **
*** **8**
**
**
***
***
0
Р е ш е н и е . Начнем расшифровку ребуса с первой цифры в частном. Сразу указать ее мы
не можем, но заметим, что при умножении этой цифры на двузначное число, получается
трехзначное число, равное числу, составленному из первых трех цифр делителя:
**8**
*******| **
***
**
**
***
***
0
Четвертая цифра целителя не может делиться на двузначное число (для деления
«сносятся» две цифры подряд), из чего следует, что вторая цифра частного – 0:
*******| **
*** *08**
**
**
***
***
0
Аналогично получаем, что и четвертая цифра частного – 0:
*******| **
*** *080***
**
***
***
0
Далее, обратим внимание на цифру 8 в частном: при умножении 8 на двузначное число
получается двузначное число. Это означает, что делитель может быть только числом 10, 11
или 12. Но при умножении первой цифры частного на делитель получается трехзначное число.
Наибольшая из возможных цифр – 9, а это означает, что в этом случае числа 10 и 11
делителями быть не могут (9 ∙ 10 и 9 ∙ 11 – двузначные), то есть 12 – делитель. Заметим, что
первой цифрой частного может быть только 9, поскольку любое число, меньшее 9, будучи
умноженным на 12, даст в ответе двузначное число:
*080*
*******| **
***
**
**
***
***
0
Таким образом, можем восстановить еще несколько цифр примера:
1089***| 12
108 9080*
9*
96
***
***
0
Заметим, что вместо *, выделенной красным, поставить цифру 6 нельзя, так как результат
вычитания отличен от 0.
Остается подобрать только цифру, при умножении которой на 12 получится трехзначное
число. Как было сказано выше, такой цифрой может быть только 9:
1089708| 12
108 90809
97
96
108
108
0Это означает, что вместо *, выделенной красным, будет стоять цифра 7, то есть ребус
теперь разгадан полностью: 1089708 : 12 = 90809.
8. Решите ребус: УРАН + УРАН = НАУКА.
О т в е т . 6321 + 6321 = 12642.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ РЕБУСЫ
9. Восстановите числа в примере ВОРОН + СТАЯ = ЛЕТЕЛА, если разные буквы
обозначают разные цифры и число СТО делится на 139.
О т в е т . 94642 + 8375 = 103017 или 94645 + 8372 = 103017.
10. Отгадайте ребус: УДАР + УДАР = ДРАМА.
О т в е т . 8126 + 8126 = 16252.
11. [4] Ученик написал на доске пример на умножение двузначных чисел. Затем он стёр
все цифры и заменил их буквами. Получилось равенство:
AB * CD = MLNKT
Докажите, что ученик ошибся.
Р е ш е н и е . Наибольшее из возможных чисел: 99 * 99 < 10000.
12. [28] Расшифруйте ребус. Одинаковым фигурам на рисунке соответствуют одинаковые
цифры. Найдите эти цифры.
О т в е т . Квадрат – 2, круг – 8, треугольник – 6, перевернутый треугольник – 9,
пятиугольник – 3, шестиугольник – 4.
13. [28] Расшифруйте ребус: ОДИН + ОДИН = МНОГО.О т в е т . 6823 + 6823 = 13646.
14. [28] Расшифруйте ребус: ДВА ДВА = ЧЕТЫРЕ.
О т в е т . 459 459 = 210681.
15. [13] Расшифруйте ребус:
ДЕСЯТЬ | ДВА
* * * ПЯТЬ
* * *
* * *
* * * *
* * * *
0
О т в е т . 385024 : 376 = 1024.
16. [13] Расшифруйте ребус:
БЕДА | ДА
ДА ЕДА
УД
АО
ЕДА
ЕДА
0
О т в е т . 3125 : 25 = 125.