Арт-тренинг для педагогов ДОО по профилактике СЭВ «Нам сказка работать и жить помогает!»
Оценка 4.9

Арт-тренинг для педагогов ДОО по профилактике СЭВ «Нам сказка работать и жить помогает!»

Оценка 4.9
pdf
16.05.2024
Арт-тренинг для педагогов ДОО по профилактике СЭВ «Нам сказка работать и жить помогает!»
Арт-тренинг - сказка.pdf

Арт-тренинг для педагогов ДОО по профилактике СЭВ

«Нам сказка работать и жить помогает!»

 

Ведущий: педагог-психолог Шпилевая Ирина Евгеньевна.

 

Цель: психологическая профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов ДОО.

 

Задачи:

1.     гармонизировать психоэмоциональное состояние педагогов ДОО посредством сказкотерапии;

2.     снизить нервно-психическое напряжение педагогов;

3.     создать ситуацию релаксации, гармонизации психоэмоционального состояния;

4.     способствовать формированию бережного и осознанного отношения к себе, своим психофизиологическим ресурсам;

5.     расширять      представления     педагогов   о        способах    эффективной саморегуляции;

6.     способствовать освоению новых методов и приемов помощи самому себе в поиске личных ресурсов.

 

Целевая аудитория: педагогии, специалисты ДОО.

 

Оборудование: игрушка «волшебный клубочек»; бланк для составления сказки; шариковые ручки по количеству педагогов; цветные карандаши / фломастеры / восковые мелки и т.п.; заготовки бумаги для письма (8х8);  МАК «Голос интуиции», МАК «Метафорические животные», МАК «Мастер сказок»; заготовки «Монетка желаний» по количеству участников; буклет «Создай свою психотерапевтическую сказку».

План арт-тренинга

1.        Вступительное слово (про сказкотерапию)

2.        Упражнение-приветствие «Любимая сказка»

3.        Юмористическая викторина «Что за прелесть эти сказки!»

4.        Этапы сочинения психотерапевтической сказки

5.        Упражнение «Главный герой» (МАК «Мастер сказок»)

6.        Упражнение «Волшебные помощники» (МАК «Метафорические животные», МАК «Голос интуиции»)

7.        Сочинение психотерапевтической сказки 

8.        Представление сказок (по желанию)

9.        Рефлексия

10.   Прощание 

11.   Акция «Монета желаний» (вручение буклетов)

12.   Заключительное слово. 

13.   Фотосессия 

 

1.

Вступительное слово

Участники сидят за столами, расставленными кругом.

Психолог: Рада приветствовать вас, уважаемые коллеги! Сегодня нам с вами предстоит окунуться в мир сказки. 

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Ведь они открывают нам доступ в мир фантазий, образного мышления, непосредственного и не осуждаемого вхождения в роль, которую предлагает нам содержание сказки. 

Все вы читаете сказки с детьми, но, возможно, и не догадываетесь, что простое чтение сказок является, своего рода, сказкотерапией.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Психолог: В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. И каждое занятие со сказкой вы завершаете, обсуждая с ребятами ответы на вопрос: чему научила нас сказка, и как мы эти знания будем использовать в нашей жизни? Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном символический «банк жизненных ситуаций», который в будущем интегрируется с личным опытом ребенка, и помогает в решении непростых жизненных ситуаций.

Но не только для детей сказка может быть терапевтичной и ресурсной, но и для нас с вами тоже. Общение со  сказкой способствует пробуждению творческих сил, осознанию и переосмыслению определенных ситуаций нашей жизни. 

Психолог: Сегодня, я хочу предложить Вам необычный способ познания себя и своей личности через творческий подход и умение фантазировать. Это поспособствует формированию у Вас позитивных мыслей, позволит отдохнуть и расслабиться. 

Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас вынес  с сегодняшнего занятия что – то положительное и значимое для себя. Сегодня каждый участник нашего тренинга будет работать только для себя.

2.

Упражнение «Любимая сказка»

Психолог: Начнем мы наш тренинг, конечно же, по сказочному. 

Сейчас я предлагаю вам  взять в руки «волшебный клубочек» и вспомнить ту сказку, которая вам очень нравилась в детстве, и по очереди представить свою сказку. 

Вспомните, почему вы, ее полюбили, что вам в ней запомнилось больше всего? (участники по кругу передают «волшебный клубочек» и представляют свои любимые сказки, в течение 2-3 минут).

3.

Юмористическая викторина «Что за прелесть эти сказки!» 

Психолог:  Благодарю вас коллеги за приключение по вашему детству! 

Предлагаю вам немного расслабиться и повеселиться, поучаствовав в юмористической викторине о сказках. Итак, попробуйте догатся о ком, или о чем идет речь в моем вопросе.

Ä    Назовите сказочного персонажа, лезущего вон из кожи?  (Царевналягушка)

Ä    Как называется летательный аппарат, на котором женщина впервые поднялась в воздух? (Метла)

Ä    Вспомните имя сказочника, у которого был свой конек. (Ершов) Ä Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок)

Ä    Как называется деталь женского платья, в котором помещаются реки, озера, лебеди и другие предметы окружающей среды? (Рукав)

Ä    Какое самое надежное средство ориентации на сказочных дорожках? (Клубок)

Ä    Назовите имя царя, жившего так давно, что никто в это уже не верит.

(Горох)

Ä    Как звали царя, который допетушился? (Додон)

Ä    Как    называется швейная     принадлежность, в        которой      таится

смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)

Ä    Какую        награду      за      подвиг        обещают    сказочные цари героям?

(Полцарства)

Ä    Назовите сказочного персонажа, лопнувшего от смеха при виде неквалифицированного моста. (Пузырь)

Ä    В       какой          русской      народной    сказке         описана      жизнь          дружной

коммунальной квартиры? (Теремок)

Ä    Какой исходный продукт нужен для варки сказочной каши? (Топор)

Ä    Как называется сказочный индивидуальный летательный аппарат многоразового пользования? (Ступа)

4.

Этапы сочинения сказки 

Психолог: Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их сочинять и рассказывать. Сочиняя сказку, человек воссоздает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль о зарождении проблемы и ее решении. Именно в процессе разрешения конфликтной сказочной ситуации кроется ресурс человека, сочиняющего сказку. Основной механизм воздействия происходит через эмоциональное переживание, отождествление себя с персонажем сказки, идентификацию (сравнение) своих чувств с чувств этого персонажа, внутренний поиск конструктивного выхода из ситуации.

Психолог:   Для   того, чтобы         сочинить    собственную психотерапевтическую сказку, нужно знать принципы ее построения: НАЧАЛО СКАЗКИ (пролог)

Ä    создание образа главного героя сказки (очень большой спектр персонажей: от простых предметов, до волшебных существ; главный герой должен быть «созвучен» человеку, быть чем-то на него похожим, даже его имя может отражать характер человека);

Ä    помещение созданного героя в конфликтную или проблемную ситуацию (исходить, желательно, из реальных конфликтных жизненных ситуаций,

трансформированных в художественную метафору);

СЕРЕДИНА СКАЗКИ (действие)

Ä    создание образов врагов / препятствий, а также предметов / существ помощников (помощники – это олицетворение потенциальных возможностей, ресурсов человека; а враги – это стражи, неуверенность, тревоги и т.п.); Ä изложение обучающей ситуации (герой впервые побеждает врага, при помощи помощников – это помогает закрепить правильный способ реагирования, расширить возможный репертуар действий) [прямая агрессия: сразить дракона мечем, решить проблему при помощи силы = часто используется при работе с неуверенностью, неспособностью дать отпор обидчикам в реальной жизни / использование хитрости: умение обернуть ситуацию в шутку / использование «помощников»: внушение чувства защищенности, уверенности / совет мудреца: помощь от авторитетного персонажа сказки и т.п.];

Ä    самостоятельное преодоление героем препятствия: (переход полученных знаний, правильного опыта во «внутренний план» (когда становятся собственными), на данном этапе происходит преодоление внутренних барьеров и страхов, или изменение поведения, исправление своих ошибок);

КОНЕЦ СКАЗКИ (эпилог)

Ä    осознание самого себя в новом качестве «победителя»: (положительная обратная связь окружающих, получение награды,

одобрения);

Ä    позитивный финал (торжество, на котором чтят заслуги и победы героя сказки).

5.

Упражнение «Главный герой» (МАК «Мастер сказок»)

Психолог:  Сказка, которую мы сочиняем сами для себя, активизирует процессы в Бессознательном, а это, в свою очередь, приводит к личностному росту и помогает разрешать наши жизненные затруднения.

И как вы, наверное, уже догадались, сегодня мы с вами будем сочинять сказку. Сказка будет у каждого своя, «индивидуально психотерапевтичная», мы будем сочинять ее не для публикации, а для самоисцеления.

Чтобы       нам   было проще        начать,       я        предлагаю использовать помощников – метафорические ассоциативные карты. 

Из предложенных здесь карт (расположенная на отдельном столе колода МАК «Мастер сказок» - Т. Зинкевич-Евстигнеева; Проективные сказочные карты» - Н.И. Олиферович, Г.И. Малейчук), выбрать «главного героя» вашей сказки - персонажа, который откликается Вам здесь и сейчас. 

Если         из      представленных персонажей         нет    вашего,       можно воспользоваться заготовками бумаги и пишущими материалами для его создания.

                6.       Упражнение          «Волшебные          помощники»

«Метафорические животные», МАК «Голос интуиции»)

(МАК

Психолог: Также вам необходимо будет выбрать волшебных помощников в вашу сказку (на отдельном столе расположены МАК «Метафорические животные» - Л.И.Кононова, МАК «Голос интуиции» - А. Гращенкова, Метафорические открытки «Сказочные помощники» - Е.Юрченкова). Помощников может быть несколько, они могут представлять собой различных существ, предметы, явления природы и т.п.). 

7.

Сочинение психотерапевтической сказки

Психолог: Задумайтесь: на какую тему вам интересно было бы поразмышлять прямо сейчас?

Пусть «рабочей» темой сказки станет та проблема, которую вы чаще других прокручиваете в голове (возможно, не можете наладить взаимоотношения с кем-то из близких, не слушаются дети, не хватает средств и т.п.). После того, как вы начнете сочинять сказку про важную для вас тему, вам могут внезапно открыться и новые способы заработать, и взгляд на взаимоотношения с близкими. Т.е. все тревоги и печали могут (и должны!) стать темой вашей психотерапевтической сказки.

Психолог: У вас на столах находятся бланки для сочинения сказки, также есть дополнительные листы бумаги, которыми вы можете воспользоваться при необходимости. Возьмите бланк, ручку и начинайте создание своей сказки. 

Хочу обратить ваше внимание: не старайтесь написать сказку, которая похожа на литературный шедевр. Пишите быстро, не раздумывая ни над логикой развития событий, ни над «проработкой характера» персонажей. Вы пишите психотерапевтический текст! Его стратегическая цель – способствовать вашему душевному здоровью! (участники сочиняют сказку в течение 10-15 мин.).

8.

Представление сказок (по желанию)

Психолог: Уважаемые участники! Предлагаю вам перечитать свою сказку (участники в течение 2 мин. перечитывают свои тексты).

Что вы о ней думаете? Какие чувства испытываете? Есть ли желание внести изменения? Случилось ли в процессе написания сказки «озарение» в решении той проблемы, которая была заложена в текст?

Важно помнить, что эта сказка принадлежит только вам: вы вправе вносить в нее любые изменения, совершать с ней любые действия (если сказка о негативных чувствах и моментах, разрешите себе избавиться от этих чувств путем избавления от текста – порвите, сожгите, измените!).

Психолог: Сейчас, те кто пожелает, могут озвучить свою сказку для всех нас (участники по желанию, представляют свои сказки коллегам).

9.

Рефлексия

Психолог: Дорогие коллеги, благодарю вас за участие в тренинге, хотели бы вы поделиться своими впечатлениями, чувствами или мыслями от создания сказки, или какого-либо другого этапа нашего тренинга? (участники, по желанию, рассказывают о своих впечатлениях).  

Для меня наша встреча была невероятно интересной, ресурсной и рефлексивной. Благодарю вас за это!

10.  Прощание 

Психолог: В заключение тренинга, мы с вами попрощаемся от лица персонажей наших сказок, вы также можете сказать свои добрые пожелания коллегам (участники по кругу прощаются от лица выбранных ими персонажей, говорят друг другу пожелания).

11.  Акция «Монета желаний» 

Я, в свою очередь, тоже хочу с вами попрощаться, пожелать, чтоб ваше душевное состояние было гармоничным и оптимистичным, чтоб вы всегда находили в своей рутине место для общения с собой и своим внутренним ребенком, не игнорировали свои потребности. И я хочу подарить вам волшебные сказочные предметы – «Монету желаний», запишите на ней свое желание и оно обязательно исполнится! Главное - верить в сказку, и вы не заметите, как станете в ней главным героем! (психолог вручает участникам «монеты желаний» и буклеты с этапами сочинения психотерапевтической сказки). Всего вам сказочного и волшебного!

12.  Фотосессия

Организуется памятная фотосессия.

Арт-тренинг для педагогов ДОО по профилактике

Арт-тренинг для педагогов ДОО по профилактике

Рефлексия 2. Прощание 3

Рефлексия 2. Прощание 3

Сейчас я предлагаю вам взять в руки « волшебный клубочек » и вспомнить ту сказку, которая вам очень нравилась в детстве, и по очереди представить…

Сейчас я предлагаю вам взять в руки « волшебный клубочек » и вспомнить ту сказку, которая вам очень нравилась в детстве, и по очереди представить…

Психолог: Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их сочинять и рассказывать

Психолог: Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их сочинять и рассказывать

Упражнение «Главный герой» (МАК «Мастер сказок»)

Упражнение «Главный герой» (МАК «Мастер сказок»)

Возьмите бланк, ручку и начинайте создание своей сказки

Возьмите бланк, ручку и начинайте создание своей сказки

Всего вам сказочного и волшебного! 12

Всего вам сказочного и волшебного! 12
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2024