Задание 1.
1. Ознакомьтесь с квалификационными характеристиками специалистов дошкольного и школьного образовательных учреждений для детей с ОВЗ.
Квалификационные характеристики специалистов дошкольного и школьного образовательных учреждений для детей с ОВЗ таковы.
Дефектолог специального дошкольного образовательного учреждения участвует в работе по художественному воспитанию детей:
· • предоставляет результаты диагностического обследования познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер на каждого ребенка, которые помогут музыкальному руководителю и воспитателю, педагогам дополнительного образования составить общую картину отклонений в развитии ребенка и определить его возможности и перспективу в художественном воспитании;
· • совместно с музыкальным руководителем, воспитателем определяет коррекционные задачи, решение которых осуществляется посредством общения ребенка с искусством и включения его в художественную деятельность;
· • осуществляет помощь музыкальному руководителю и воспитателю в планировании направлений коррекционно-развивающей работы по художественному воспитанию дошкольников с проблемами в детском саду;
· • участвует в подготовке и организации культурно-досуговой деятельности дошкольников с проблемами в дошкольном учреждении.
Музыкальный руководитель в специальном дошкольном учреждении:
· • отвечает за постановку музыкального воспитания и развития детей с проблемами;
· • проводит диагностическое обследование возможностей детей с проблемами в музыкальной деятельности;
· • планирует коррекционно-направленную работу по музыкальному воспитанию дошкольников с проблемами в развитии в соответствии с особенностями их нарушений;
· • проводит различные по структуре и организации музыкальные занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);
· • совместно с воспитателем организует разные виды коррекционнонаправленной музыкальной деятельности вне занятий (музыкально-игровую, музыкально-театрализованную, игру на детских музыкальных инструментах);
· • организует и проводит культурно-досуговую деятельность дошкольников в специальном детском саду, составляет план проведения праздников, утренников, досугов, руководит их подготовкой и проведением, участвует в изготовлении костюмов, праздничного оформления;
· • консультирует воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания дошкольников с проблемами.
Воспитатель в организации художественной деятельности:
· • активно участвует в работе по всестороннему гармоническому развитию и воспитанию дошкольников с проблемами средствами искусства;
· • совместно с дефектологом планирует коррекционно-направленную работу средствами искусства (изобразительную деятельность, художественноручной труд, знакомство с художественной литературой);
· • принимает участие в музыкальных занятиях, оказывает детям практическую помощь в овладении движениями под музыку в играх и плясках, совместно с детьми играет на детских музыкальных инструментах;
· • проводит занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации и т. д.) и художественно-ручному труду, обеспечивает коррекционную направленность подобных занятий с учетом особенностей и характера наблюдаемых нарушений в развитии ребенка;
· • организует микрохудожественную среду в группе, создает игровые зоны для художественной деятельности детей (музыкально-игровой, театрализованной, индивидуальных занятий по изобразительной деятельности, художественному труду), наполняет их необходимыми материалами, атрибутами;
· • организует и проводит художественную деятельность детей вне занятий в индивидуальной и подгрупповой формах, способствует развитию творческих проявлений детей в свободной художественной деятельности;
· • активно участвует в культурно-досуговой деятельности в детском саду, помогает музыкальному руководителю в подготовке и проведении праздников и досугов.
Учитель музыки и пения в специальной и инклюзивной школе:
· • планирует работу по музыкальному развитию детей с проблемами в разных формах;
· • проводит уроки музыки и пения;
· • совместно с учителями-дефектологами, педагогом изобразительной деятельности организует внеклассную работу по музыкально-эстетическому воспитанию детей, организует кружковую, факультативную работу (хоровой, вокальный коллектив);
· • участвует в проведении культурно-досуговой деятельности в специальной школе.
Педагог по ритмике в специальном и инклюзивном дошкольном и школьном образовании:
· • совместно с дефектологом проводит диагностическое обследование моторики детей (мелкой и общей, артикуляционной), уровня развития чувства ритма;
· • планирует коррекционную работу средствами движений;
· • проводит занятия с дошкольниками и уроки ритмики в школе;
· • организует совместно с психологом работу с детьми (танцетерапия, хореотерапия).
Преподаватель изобразительной деятельности в специальной школе:
· • проводит диагностическое обследование возможностей детей в изобразительной деятельности, выявляет отклонения в развитии моторики, пространственных представлений, сенсорных эталонов (цвета, формы, пространства), представленных на листе бумаге;
· • планирует уроки по изобразительному искусству, подбирает материалы к ним;
· • проводит уроки по изобразительной деятельности;
· • организует и проводит кружковую внеклассную работу по изобразительной деятельности с детьми по интересам;
· • принимает участие в культурно-досуговой деятельности в школе, в оформлении праздников, концертов.
Педагог дополнительного образования художественного направления в специальной и инклюзивной школе и дошкольной организации:
· • предоставляет дополнительные образовательные услуги как нормально развивающимся детям, так и детям с ОВЗ;
· • совместно с психологом способствует оптимальному социальному и личностному развитию на основе поддержки способностей к различным видам искусства, интересов, склонностей в условиях специально организованной художественной среды;
· • формирует общую культуру, художественно-эстетический вкус, социальную и творческую активность обучающихся в досуговой деятельности;
· • приобщает обучающихся к общечеловеческим ценностям, учит максимально реализовывать потребность в познании и творчестве;
· • разрабатывает и адаптирует дополнительные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ;
· • проводит групповые и индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ и нормально развивающимися в дошкольных и школьных образовательных организациях;
· • использует специфические приемы и методы работы с учетом индивидуальных возможностей детей с ОВЗ с использованием арттехнологий.
Чтобы успешно осуществлять работу по художественному развитию детей, дефектолог, музыкальный руководитель, воспитатель, педагог по изобразительному искусству, ритмике, дополнительному образованию должны обладать знаниями, умениями и качествами, необходимыми для проведения такой работы. Эти специалисты должны иметь знания по общей, возрастной и специальной психологии и педагогике, что является фундаментом их профессионально-теоретической подготовки. Важным багажом педагога специального образовательного учреждения являются знания по клиническим дисциплинам, которые позволяют понять природу того или иного нарушения (первичные причины нарушений в психофизическом развитии с точки зрения действия биологических факторов в единстве с социальными, определяющими особенности и перспективы коррекции отклонений в развитии ребенка).
Особое значение имеет владение педагогом коррекционными технологиями, которые могут использоваться в процессе художественного воспитания детей с проблемами.
К профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с ОВЗ, предъявляются достаточно высокие требования дидак- тичности, коммуникативности, общей культуры поведения.
В отечественной педагогике и педагогической психологии (в трудах Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, в исследованиях Ф. И. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, А. И. Щербакова, В. А. Сластенина, И. В. Страхова и др.) определены основные компоненты профессиональности педагога. Психологическая характеристика педагога, работающего как с нормально развивающимися детьми, так и с их сверстниками с ОВЗ, включает описание его способностей, умений, посредством которых реализуются основные педагогические функции.
Педагог, занимающийся художественным развитием детей с ОВЗ, должен иметь следующее способности:
· • академические художественные — способности в определенном виде искусств. Так, педагог, работающий в области искусства, обязан уметь петь, играть на музыкальном инструменте, рисовать, лепить, танцевать, чувствовать музыку, владеть искусством выразительного чтения, пластикой тела;
· • креативные — способности к творческому видению проблем, созданию новых ценностей, предполагающие наличие мотивов, знаний, умений, творческого потенциала, обеспечивающих решение коррекционно-развивающих задач в художественном развитии детей с проблемами;
· • дидактические — способности передавать детям учебный материал по искусству, учитывая их возможности, преподносить материал ясно и понятно, вызывать интерес к разным видам искусства. Такие способности дают возможность педагогу при необходимости реконструировать предлагаемый детям материал, трудное сделать легким, сложное — простым, непонятное — понятным, организовать поэтапную самостоятельную работу детей;
· • перцептивные — способности проникать во внутренний мир ребенка. Сюда относятся наблюдательность педагога, связанная с тонким пониманием особенностей личности ребенка с проблемами, которые могут проявляться в процессе общения с искусством; умение в нужный момент оказать ребенку поддержку в преодолении трудностей в художественной деятельности, сопереживать его успехам;
· • речевые — способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, владеть художественно-речевой выразительностью;
· • организаторские — способности сплачивать детский коллектив на основе интереса к художественной деятельности, активизировать творческие проявления детей; правильно организовать собственную работу, связанную с решением коррекционно-развивающих задач средствами искусства, планировать разные формы работы, правильно распределять время;
· • коммуникативные — способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к ребенку, установить контакт посредством общения в художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной), создать атмосферу успеха в работе с детьми с проблемами;
· • прогностические — способности, выражающиеся в предвидении последствий своих действий в воспитательном коррекционно-развивающем проектировании личности ребенка путем использования искусства, художественной деятельности, в умении прогнозировать развитие тех или иных положительных качеств личности ребенка в процессе обучения искусству; определить возможности и пути компенсации отклонений в развитии ребенка средствами искусства и художественной деятельности.
Работа педагога, организующего художественную деятельность детей с проблемами развития, реализуется в определенных педагогических ситуациях посредством совокупности самых разнообразных действий (перцептивных, мнемических, коммуникативных, предметнообразующих, исследовательских, контрольно-оценивающих и т. п.). Эти действия подчинены определенным целям и направлены на решение тех или иных коррекционно-развивающих, педагогических задач, в том числе средствами искусства.
Практика работы в специальном и инклюзивном образовательном пространстве свидетельствует о том, что педагог в области художественного воспитания детей с ОВЗ может успешно выполнять свои обязанности по художественному развитию ребенка и компенсации отклонений в развитии средствами искусства при условии постоянного и глубокого изучения индивидуальных особенностей своих воспитанников, применения современных коррекционных технологий художественной педагогики, артпедагогики.
2. Посетите занятия указанных выше специалистов. Какие арт-педагогические технологии формирования художественной культуры детей с ОВЗ используются специалистами вашего образовательного учреждения?
Заполните таблицу:
Специалист |
Технологии арт-педагогики |
Категория детей с ОВЗ |
Возрастная категория детей |
Особенности применения технологии |
Учитель-дефектолог |
Библиотерапия леготерапия |
УО ЗПР |
7-11 |
Для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью характерна замедленность темпа восприятия. Поэтому они не всегда адекватно могут реагировать на характер воспринимаемой музыки. Им сложно дать вербальную оценку музыкальному произведению. Поэтому педагог должен подготовить таких детей к восприятию музыки, рассказать, побеседовать о музыке, задать вопросы, показать иллюстрации или графические модели. Можно предложить таким детям в процессе прослушивания произведения напевать мелодию. |
Учитель-логопед |
Игротерапия Сказкотерапия музыкатерапия |
УО ЗПР ЗРР |
7-11 |
Для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью характерна замедленность темпа восприятия. Поэтому они не всегда адекватно могут реагировать на характер воспринимаемой музыки. Им сложно дать вербальную оценку музыкальному произведению. Поэтому педагог должен подготовить таких детей к восприятию музыки, рассказать, побеседовать о музыке, задать вопросы, показать иллюстрации или графические модели. Можно предложить таким детям в процессе прослушивания произведения напевать мелодию. |
Педагог-психолог |
Игротерапия Сказкотерапия Смехотерапия |
УО ЗПР |
7-11 |
Дидактическая игра выступает в качестве средства и формы обучения детей с ОВЗ, используется в процессе усвоения любого программного художественного материала. Она дает возможность повторить информацию необходимое количество раз и сохранить при этом положительное эмоциональное отношение к заданиям. Например, для детей с нарушениями слуха характерны трудности в освоении пространственных отношений. Дидактические игры помогают успешно сформировать такие представления. У детей с умственной отсталостью на начальном этапе подготовки к обучению изобразительной деятельности пользуются успехом игры-упражнения на группировку предметов по цвету. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.