Арттерапия - метод коррекции

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала АРРТЕРАПИЯ.doc

 

АРРТЕРАПИЯ – МЕТОД  ПСИХОКОРРЕКЦИИ.

 

         АРТТЕРАПИЯ – это лечение изобразительным искусством. Автор термина – Адриан Хилл (1938).

Как самостоятельный вид психотерапии сложилась в США (в.30-е годы XX века), представлена разными подходами и подразумевает – изобразительную деятельность и изображения,  как способа коммуникации и послания. Первые попытки использовать артетарпию для коррекции трудности личностного развития были сделаны в 30-ые годы в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистких лагерях и вывезенными в США.   

         Арттерапия выросла из психоанализа (З.Фрейда и К.Г.Юнга), используется как метод психотерапии, психологического тренинга и лечебной социальной педагогики.

 К.Юнг отмечал, что арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчает процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления баланса, равновесия между бессознательным и сознательным «Я».

Достоинства Арттерапии состоят в том, что она

- помогает установлению и углублению контакта,

-применима для диагностики, выявления динамики развития;

-позволяет широко разнообразить средства – от рисования палочкой на песке и простым карандашом до живописи и скульптуры; не имеет противопоказаний, применима при широком круге психических расстройств

-создаёт и углубляет (особенно у детей) чувство безопасности

-позволяет быть ребёнку открытым без ощущения раскрытости и высказываться без страха

         Недостатком арттерапии может стать нарциссизм; и вместо самораскрытия и установления контакта с другими людьми клиент (ребёнок или взрослый) уйдёт в себя.

         Терапевтический эффект при использовании такого метода психотерапии как Арттерапии, обеспечивается сплавом катарсиса, инсайта, десенсибилизации, суггестии, обучения и как результат, перестройки отношений и личностного роста.

 

         В 1960 году в Америке была создана Американская арттерапевтическая ассоциация. Подобные ассоциации возникли также в Англии, Японии, Голландии. Сотни профессиональных арттерапевтов работают в психиатрических и общесоматических больницах, клиниках, центрах, школах, тюрьмах, университетах.

 

Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2001, с.160-169.

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. С.-П., 2000, с.665-667.

ПОКАЗАНИЯ   ДЛЯ  ПРОВЕДЕНИЯ  АРТТЕРАПИИ.

 

Первоначально, арттерапию применяли в больницах и психиатрических клиниках для лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. В настоящее время рамки применения арттерапии расширились.

            Показаниями для проведения арттерапии являются:

*трудности эмоционального развития

*актуальный стресс

*депрессия

*снижение эмоционального тонуса

*лабильность

*импульсивность эмоциональных реакций

*эмоциональная депривация клиента

*переживания эмоционального отвержения

*чувство одиночества

*наличие конфликтов

*неудовлетворённость в семейной ситуации

*ревность

*повышенная тревожность

*страхи, фобические реакции

*негативная «Я»-концепция

*низкая, искажённая самооценка

*низкая степень самопринятия

* коммуникативная некомпетентность

*низкая мотивация к деятельности

*трудности общения: замкнутость, излишняя стеснительность

 

         Как правило, арттерапевтические методы присутствуют в любой программе коррекции, дополняя и обогащая её. Позитивные результаты в процессе использования арттерапии -очевидны. Все *** переходят в +, в положительное качество.

 

Особое место занимает арттерапия в работе с расстройствами психотического уровня – детской и подростковой шизофренией, детским аутизмом, депрессией. Свободное выражение спонтанных переживаний в широком, не ограниченном речью, семиотическом поле открывает дополнительные возможности для работы в русле динамической психиатрии.

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛИ  АРТТЕРАПИИ

Основная цель Арттерапии – гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

 

1)    Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам:

---работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение

 

2)    Облегчить процесс лечения.

---неосознаваемые внутренние конфликты и переживания легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции

 

3)    Получить материал для интерпретации и диагностических заключений

---в художественном творчестве ребёнка его внутренний мир, его страхи, волнения и др.

 

4)    Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять

---иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения своих переживаний и убеждений

 

5)    Наладить отношения между психологом и клиентом (ребёнком)

---в совместном творчестве рождаются отношения эмпатии и взаимного принятия (а  Принятие – это понимание, открывающее путь к выздоровлению ребёнка).

 

6)    Развить чувство внутреннего контроля

---работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивают адекватность восприятия цвета, форм

 

7)    Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах

---занятия изобразительным искусством развивают в детях способности к тонкому восприятию, творческому воображению и ощущению

 

8)    Развить художественные способности и повысить самооценку

---арттерапия позволяет выявить у ребёнка скрытые таланты, способности и дать ребёнку почувствовать удовлетворение от занятости творческой деятельностью

 

 

 

 

 

 Арттерапия имеет 4 цели или 4 направления:

1.арттерапия как процесс творчества

2.арттерапия как вынесенные вовне изображения, а следовательно, открытие ребёнком своих переживаний, чувств (их видит, понимает, анализирует педагог, ищет способы помощи ребёнку)

3.арттерапия как безопасный язык и канал коммуникации

4.арттерапия как образовательная ценность (развитие познавательных и созидательных навыков)

        

                                               Арттерапия

Активная                                                                     пассивная

 

         При активной форме арттерапии клиент сам создаёт продукты творчества: рисунки, скульптуры, поделки, аппликации и др.

         При пассивной форме арттерапии клиент «употребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

 

СРЕДСТВА  ДИНАМИЧЕСКОЙ  АРТТЕРАПИИ.

К средствам арттерапии относят:

-резьба по дереву

-выжигание

-чеканка

-мозаика

-лепка

-витражи

-рисунок

-поделки из меха и тканей

-шитьё

-плетение

 

ПРИЁМЫ ГЕШТАЛЬТОРИЕНТИРОВАННОЙ  АРТТЕРАПИИ.

         =рисование, =ваяние, = моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, = образные разговоры, = написание рассказов, = пение, = музыка, = выразительное движение тела.

 

         Арттерапия включает несколько направлений:

- рисуночная терапия            - танцетерапия

- драмтерапия                        - кинотерапия

- библиотерапия                    - куклотерапия

 

 

 

         Практические психологи наиболее часто используют: - рисуночную терапию, -музыкотерапию, библиотерапию, -кинотерапию.

Одним из первых заговорил об искусстве как о форме психотерапии Наумберг, опираясь на слова З.Фрейда о том, что первичные мысли и переживания выражаются в форме образов и символов, а не вербально.

         Арттерапевтические методики применяют как самостоятельные и в качестве дополнительных, вспомогательных к другим методикам.

         Арттерапия показана в случаях тяжёлых эмоциональных нарушений, в случаях трудностей в общении, замкнутости, стеснительности ребёнка.

При работе, например, со страхом ребёнка бывает достаточно изображения предмета страха. Но в случае страха как отражения неразрешённого внутреннего конфликта удачнее изображение ребёнком себя. Таково, например, «символическое уничтожение навязчивостей»

( В.И.Гарбузов, 1972) – изображение навязчивого представления с последующим уничтожением рисунка. Так, в структуре методики «динамического синтетического рисунка» (В.Е.Каган, 1993) внутренняя проблема выражается в изображении дерева с последующим уничтожением или изменением образа дерева в воображении. На символически – суггестивном уровне разыгрывается отчуждение от него и заключение «в крепость» - говорится: «Твой страх (привычка, нарушение) остаётся здесь!».

         В работе с подростками могут использоваться спонтанные граффити (рисунки и надписи на стенах – обычно сексуального содержания), помогающие осознанию доминирующих переживаний и стоящих за ними потребностей и проблем.

 

Рисуночная терапия.

Картины оказывают на человека огромное воздействие: они создают настроение и вызывают определённые чувства. Рисунки, картины служат не только украшением стен, но и помогают расслабиться, отвлечься от неприятных мыслей, тревожных воспоминаний, предстоящих трудностей.

         Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это КРАСКИ.

Краски воплощают многообразие окружающего нас мира.

Чтобы выразить свои чувства, не обязательно что-то говорить, можно взять краски или карандаши и выразить свои чувства в рисунке.

Если сразу же после того, как человека что-то расстроило, он сядет и начнёт рисовать, его отрицательные эмоции уйдут, а он полнее и глубже осознает свои эмоции. Выбор цветов расскажет о многом: красный цвет предполагает гнев, чёрный – печаль, а серый – беспокойство.

Специалисты утверждают, что отдельные цвета вызывают особые душевные состояния, в частности жёлтый и красно – жёлтый цвета рождают бодрое, деятельностное настроение, мрачные тона вызывают и соответствующие настроения. Зелёный цвет является самым успокаивающим цветом, он поднимает настроение, способствует отдыху при нервной раздражительности, бессоннице.

         Цветотерапия очень подробно демонстрирует влияние цветов на психику человека.

Итак, рисуя, человек даёт выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает действительность, легче воспринимает образы и события.

         На дефектологических занятиях дефектолог выбирает темы рисунков так, чтобы у ребёнка была возможность графически выразить свои чувства и мысли. Бывают следующие темы:

1.     «Какой я сегодня?», «Я дома», «Я и школа»

2.     «Дружба», «Страх», «Злость», «Голод».

3.     «Я получил «двойку», «Я разбил вазу», «Мне грустно».

 

Чаще всего дети выполняют рисунок самостоятельно, но также им очень нравится дополнительное рисование, когда один начинает, другой – продолжает рисунок. Для развития эмоциональной отзывчивости и самооценки можно анализировать каждый рисунок, передавать его из рук в руки, высказывать своё мнение о нём. Сначала ребёнок сам рассказывает о своём творении, а затем одноклассники оценивают рисунок (Понравился? Почему?).

 

Кинотерапия.

Этот метод в работе специального педагога предполагает просмотр и обсуждение кинофильма, мультфильма, слайдов, конофрагментов и др.

Этот метод считается эффективным, так как демонстрационный материал уже содержит фабулы, сюжет, визуальный ряд, вербальное и музыкальное сопровождение. Всё это действует на состояние ребёнка более интенсивно и стремительно. Особенно актуальна кинотерапия для детей не умеющих читать, не любящих читать. Кинотерапию можно использовать как групповую и индивидуальную группы работы.

Занятия с использованием кинотерапии структурируются и включают несколько этапов: 1) подготовительный (выбор фильма, фрагмента, составление программы занятия); 2) просмотр фильма; 3) обсуждение фильма (высказываются все ученики, сообщая о том, что запомнилось больше всего, что вызвало наибольшее впечатление).

     При обсуждении фильма большое внимание уделяется главным героям, анализируются мысли, чувства, наиболее острые  реакции, сюжеты.

4) обобщение педагогом всех высказываний, даёт перечень чувств и проблем, которые вскрыл фильм.

 В конце занятия учитель – дефектолог даёт оценку успешности или неуспешности работы учеников.

----------------------------------------------------------------------------------------------

Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2001, с.160-169.

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. С.-П., 2000, с.665-667.