Асоциальное поведение студенчества в зеркале общественного мнения.
Волосков И.В., GrandDoctor of Philosophy,
академик Российской академии гуманитарно-прикладных наук, профессор
Академии гуманитарных и общественных наук (Сергиев Посад)
Аннотация: в статье рассматриваются закономерности восприятия асоциальных форм поведения в зеркале общественного мнения студенчества, определяются причины распространения асоциальных форм поведения.
Ключевые слова: студенчество, девиация, общественное мнение
Abstract: This article discusses patterns of perception of antisocial behavior in the mirror of public opinion students, determines the cause of the spread of antisocial behavior.
Keywords: students, deviation, public opinion
Проблема изучение асоциального поведения студенчества, его причин, тенденций развития является актуальной проблемой современной социологии. Общественное мнение выступает тем социальным явлением, от которого зависит групповая поддержка или осуждение тех или форм поведение. Общественное мнение воздействует на представителей группы посредством неформальных санкций (осуждение, насмешка, игнорирование). Каждый член группы ищет поддержку общественного мнения, его одобрения, готов регулировать свое поведение, опасаясь применения неформальных санкций. Причины распространения асоциального поведения в среде
студенческой молодежи имеет многоаспектный характер. Они связаны как с низким доходом студенчества, так и с молодежными суб и контркультурами, так и с необходимостью адаптации к динамично меняющимся социальным условиям.
Социологические традиции исследования асоциального поведения были заложены в этюде Э. Дюркгейма «Самоубийство». [2] В нем социолог рассматривает данную девиацию на основе статистических данных по тенденциям распространенности данной формы поведения в Европе как социальный факт, связанный с разрушением института семьи, религии, ограниченность социальной поддержки личности со стороны социальных групп. Традиции Дюркгейма были продолжены Р.К. Мертоном [3]. В центре внимания ученого адаптация личности к социальным условиям. Девиация выступает как одна из форм адаптации, когда личность неспособна достичь жизненных целей законными средствами. Девиация сигнализирует обществу, что часть социальных норм устарела и их необходимо модернизировать. Разрыв между социальными условиями и нормами неизбежен, поскольку социально-экономические процессы идут намного быстрее, чем развитие социальных норм.
Российская традиция исследования асоциального поведения берет свое начало с этюда П. Сорокина «Голод как фактор социальной организации» [6]. Социолог связывает девиацию с удовлетворением потребностей в пище. Ученый на основе биологических данных, опыта истории показывает, как голод меняет поведение не только животных, но и людей. То, насколько общество способно удовлетворить потребность в питании, Сорокин выводит из связи материальных расходов и затрат времени с удовлетворением потребности в еде. Чем больше денег и времени члены общества тратят на поиск средств на пропитание, тем более их поведение становится пищетаксическим, определяемым исключительно едой. Социолог выделил закономерность, что в случае снижения материальных условий жизни общества, неспособности удовлетворить потребности в пище, общественное мнение склонно оправдывать многие формы асоциального поведения, невозможные в «сытом обществе». Условия социально-экономического кризиса в России, высокие темпы инфляции, обесценивание национальной валюты, безработица и сокращение работников в бюджетной и коммерческой сфере делают актуальными выводы П.А. Сорокина.
В зарубежной социологии модерна и постмодерна [4] девиация рассматривается как часть процесса структурации, проявления деятельности отдельных людей и социальных групп по конструированию социальной реальности, развитии социальных отношений и форм социальной организации. Само понятие нормы в данном процессе становится за исключением правовых норм, регламентированных в законах, относительным. Модерн и постмодерн признают относительность норм. В этой ситуации ценностно-нормативные ориентиры группы находятся в поиске баланса между адаптацией к социальной реальности и поиском нормативных регуляторов, связанных как с культурными традициями, так и с нормами других социальных групп. Данный поиск в отношении как молодежи, так и студенчества, как представительной молодежной страты, фиксируется современной российской социологией молодежи. Поисковый характер ценностей и отношения к девиантному поведению затрудняет построение теоретических концепций, отражающих закономерности развития общественного мнения студенчества как в историческом, так и в возрастном разрезе. Однако в интересах социальной управляемости процесса молодежной социализации в современном российском обществе необходимость таких концепций в настоящее время назрела.
Теоретический обзор развития российской и зарубежной социологии девиантного поведения позволяет сформулировать несколько положений, важных для интерпретации эмпирического материала:
1. Девиантное поведение неразрывно связано с социальными условиями, служит средством адаптации студенчества к социальной реальности;
2. Девиантное поведение неразрывно связано с социальноэкономическим благополучием общества, стабильностью социальноэкономической ситуации в нем;
3. Девиация имеет характер структурации, в ней проявляется как социальное творчество студенчества, так и его заинтересованность сохранить преесмственность с культурной традицией и нормами других социальных групп.
Методической основой исследования стали исследования О. Рукавишникова [5]. Исследователь изучал восприятие асоциального поведения в общественном мнении молодежи по шкале «невозможно всегда», «возможно в исключительных обстоятельствах», «возможно всегда». По шкале исследовались разные формы асоциального поведения. Полученные автором результаты исследования [1] по предложенной методике показали, что условно формы асоциального поведения можно разделить на три группы: доминирование позиции «невозможно всегда», условно одобрительной позиции («возможно в исключительных случаях») и одобрительной («возможно всегда»). Эмпирической основой исследования стали результаты авторского социологического исследования московских студентов I,III,V курсов в период с 2005 по 2014 год (N=3500). Ошибка выборки колебалась на разных этапах исследования от 3 до 3,5%. Распределение полученных результатов у студентов разных курсов по группам представлены в таблице 1. (в таблице первой цифрой представлено в скобках мнение студентов I курса, второй- V курса).
Таблица 1. Распределение форм асоциального поведения в оценке общественного мнения.
Группа |
Форма асоциального поведения |
Негативного отношения |
Угроза работникам, отказавшимся участвовать в забастовке (67-73%); убийство по политическим мотивам (73-78%); мусорить в общественном месте (5173%); употребление наркотиков (73-67%); самоубийство (56-78%); убийство (77%) |
Иногда возможно (условное одобрение) |
Покупка украденных вещей (51%), дача взятки (62-51%), получение больничного листа без должного основания (56%), сопротивление полиции (73-45%), бесплатный |
|
проезд на общественном транспорте (62-56%), эфтаназия (45%), уклонение от уплаты налогов (35-51%) |
Снисходительное отношение |
Развод (67-45%), гомосексуализм (56-51%). |
Представленные в таблице результаты исследования показывают, что в общественном мнении происходят взаимосвязанные процессы морализации общественного мнения и его прагматизации. Суть морализации состоит в укрепление морально-нравственного регулирования социального поведения, росте неодобрения. Это относится в первую очередь к различным формам насилия. В данной тенденции может проявляться гуманистическая традиция русской культуры, не приемлющей насилие и разные формы убийства. Неприятие общественным мнением определенных форм поведения способно за счет неформальных санкций препятствовать распространению асоциального поведения.
Обратная тенденция прагматизации проявляется в укреплении позиции одобрения или условного одобрения. Это проявляется в росте поддержки уклонения от уплаты налогов, высокой поддержке дачи взятки, бесплатного проезда на общественном транспорте, получения больничного листа без должного основания.
Предложенные в таблице данные позволяют определить причины асоциального поведения. В группе 2 (условное одобрение) концентрируются формы девиации, связанные с необходимостью экономить материальные средства (покупка украденных вещей, бесплатный проезд на общественном транспорте), а также отчуждением между студенчеством государством (сопротивление полиции, уклонение от уплаты налогов). Причины отчуждения кроются в неспособности государства решить насущные проблемы социального старта молодежи, к которым относятся доступность высшего образования, трудоустройство, жилье.
Однако состояние общественного мнения не означает однозначной связи с распространенностью отмеченных форм девиации. Например, негативное отношение к наркотикам в общественном мнении не означает однозначного массового отказа от них. Как для советского человека, так и для современного студенчества свойственна парадоксальность, означающая разрыв между мнением, словами и поступками. Парадоксальность делает социальное поведение молодежи непрогнозируемым, спонтанным, подверженным ситуативным факторам окружающей среды. Кроме того, наркотизация и алкоголизация студенчества связана еще с виртуализацией существования современного молодого человека. Будучи неспособным решить проблемы социального старта, обеспечить себе самореализацию в обществе, представители студенчества пытаются реализовать себя в виртуальных мирах компьютерных игр, ищут спасение от психологических и социально-экономических проблем в радости, полученных от употребления алкоголя, наркотиков.
Кроме отношения к асоциальному поведению, важным оказывается мнение респондентов относительно источников распространения асоциального поведения. В 2013-2014 году доминирующей позицией среди участников исследования является падение нравственности (44%), низкий уровень материальной жизни людей (39%), отсутствия в обществе моральных ценностей (34%), безнаказанность (31%), неэффективную работу органов правопорядка (29%). Обратим внимание на то, что разрыв между отсутствием моральных регуляторов и низким материальным уровнем жизни людей минимален, а, следовательно, бедность в условиях кризисных социальноэкономических условий способна стать доминирующей причиной распространения асоциального поведения в студенческой среде. Потому и оправдываются такие формы поведения, как неуплата налогов, присвоение найденных денег, ложь ради собственных интересов, бесплатный проезд на общественном транспорте. Кризисные социально-экономические процессы способны запустить процессы прагматизации общественного группы и расширения зоны одобрительного отношения к некоторым формам асоциального поведения. При этом одобрение группы запускает процессы оправдание возможности данных форм поведения в массовом социальном поведении членов группы.
Таким образом, подводя итог исследования, необходимо отметить, что основными причинами распространения асоциальных форм поведения является материальный уровень жизни, отчуждение между молодежью и государством. Асоциальное поведение носит адаптационный характер, за счет него студенчество приспосабливается к динамично меняющимся социальным условиям.
Литература:
1. Волосков, И.В. Система ценностей российского студенчества.-М.:
Университетская книга, 2009.- 286с.
2. Дюркгейм, Э. Самоубийство// Социология.- М.:Канон+,2006.-352с.
3. Merton, R. Social Theory and Social Strukture.-N.Y., 1968.-150с.
4. Кравченко, С.А. Социология модерна и постмодерна в динамично меняющемся мире.-М.: МГИМО, 2011.-350с.
5. Рукавишников, В.О., Халмар Л., Эстер П. Мораль в сравнительном изучении.-Социологические исследования.-№6.-1998.
6. Сорокин, П.А. Голод как фактор социальной организации. Влияние людей на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь.-Петроград: Колосс, 1922.-35с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.