Первое упоминание о работе Пушкина над
романом находим в его одесском письме
П.А.Вяземскому 4 ноября 1823 года: «Что
касается до моих занятий, я пишу не
роман, а роман в стихах – дьявольская
разница…»
Творческая история романа
«О моей поэме нечего и думать…
Если когда-нибудь и будет напечатана,
то, верно, не в Москве и не в Петербурге…
Не знаю, пустят ли бедного «Онегина»
в небесное царствие печати; на всякий
случай попробую …», «..Чтоб напечатать Онегина, я …готов хоть в петлю»
- писал он в 1823 – 1824 годах
Вяземскому, Бестужеву, А.И.Тургеневу.
На возможность появления романа в печати Пушкин не рассчитывал, опасаясь цензуры.
Роман создавался в течение 7 лет. Однако и
после этого работа над ним продолжалась:
была написана 10 глава, содержание которой
охватывало начало движения декабристов. Пушкин сжег эту главу, оставив в
зашифрованном виде отдельные отрывки;
написано письмо Онегина к Татьяне, которого
раньше не было в романе;
глава «Странствие» была
автором исключена. В таком
виде подготовил Пушкин
роман к печати.
История создания
Реализм- художественное направление, предполагающее правдивое изображение действительности, при котором жизнь изображается в образах, соответствующих сути жизни
Реализм
В своей поэме он умел коснуться
так многого, намекнуть о столь многом,
что принадлежит исключительно к миру
русской природы, к миру русского
общества.
«Онегина» можно назвать
энциклопедией русской жизни и в высшей
степени народным произведением.
В. Белинский
«Собранье пестрых глав»Роман Пушкина как «энциклопедия русской жизни»
Роман начинается зимой 1819 года.
Весной 1820 года Онегин едет в деревню (а автор — на юг, в ссылку). Там Онегин знакомится с Ленским и с Татьяной.
Летом 1820 года Татьяна пишет письмо и происходит первое объяснение Онегина с Татьяной.
Зимой 1821 года в Татьянин день Онегин на балу у Лариных.
Через день, т. е. 14 января, — дуэль.
В 1821 году Онегин уезжает путешествовать.
Зимой 1821-22 года Татьяна приезжает в Москву и вскоре выходит замуж.
Онегин попадает в Одессу, когда там был Пушкин, т. е. в 1823 или 1824 году.
Затем Онегин направляется в Петербург, где проводит зиму 1824/25 года, вновь встречается с Татьяной.
Весной 1825 года — последнее объяснение с Татьяной.
1819 — 1825 годы — годы созревания декабристского движения .
Хронология романа
Особенности композиции романа
1. Нет начала и нет конца
2. Соединены две сюжетные линии
Онегин и Ленский
Онегин и Татьяна
3. Основной принцип –симметрия
( зеркальность, повторение ситуации)
4.Каждая глава – новый этап сюжета
6. «Онегинская « строфа
5. Композиционная роль пейзажа
(показывает ход времени)
«Онегинская» строфа
А Мой дядя самых честных правил,
Б Когда не в шутку занемог,
А Он уважать себя заставил
Б И лучше выдумать не мог...
__________________________
В Его пример другим наука;
В Но, боже мой, какая скука
Г С больным сидеть и день и ночь,
Г Не отходя ни шагу прочь!
__________________________
Д Какое низкое коварство
Е Полуживого забавлять,
Е Ему подушки поправлять,
Д Печально подносить лекарство...
Ж Вздыхать и думать про себя:
Ж «Когда же черт возьмет тебя!»
Перекрестная
рифма
(тема)
Смежная рифма
(развитие темы)
Опоясывающая
рифма
(развитие темы)
Заключительное
двустишие
(итоговое
осмысливание)
Жизнь столичного дворянства
«Утро» /строфа XV/
«День» /строфа XVI /
Театр /строфа XVII-XXII /
«Антракт» в кабинете /строфа XXIII-XXVI/
Бал-утро/строфа XXVII-XXVIII/
Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. Основные факторы, обусловившие его характер –принадлежность к высшему свету, обычное воспитание, обучение. Он ведет жизнь свободного дворянина, не обремененного службой. Это суетный, беззаботный, насыщенный развлечениями и любовными романами утомительно длинный день.Вся жизнь героя -однообразное, бессмысленное, бездеятельное времяпрепровождение.
«Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной…» | ||
Предмет сопоставления | Пушкин | Онегин |
Образование | Лицей | «Ученый малый, но педант..» |
Поэзия | Дело всей его жизни | «Не мог он ямба от хорея…отличить..» |
Любовь | Много и искренне любил | «В любви считался инвалидом..» |
Театр | «Волшебный край!...» | «На сцену…в большом рассеяньи взглянул, отворотился и зевнул…» |
Внешний вид | «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» | «В своей одежде был педант и,… франт..» |
Балы | «Я был от балов без ума,,» | «Весельем шумным утомлен..» |
Женская красота | «Как я завидовал волнам,..с любовью лечь к ееногам..» | «Рано чувства в нем остыли» |
Природа | «Поля! Я предан вам душой!» | «На третий… роща, холм и поле его не занимали боле…» |
Пушкин и лирический герой(повествователь)
Предмет сопоставления | Пушкин | Повествователь |
Обучение | «..в садах лицея я безмятежно расцветал» | «Мы все учились понемногу» |
Татьяна | «Я так люблю Татьяну милую мою!..» | «Но тут с победой поздравляю Татьяну милую мою» |
Женщины | «Мои богини!..» | «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» |
Любовь | «Любви все возрасты покорны..» | «Любите самого себя» |
Ленский | «Я сердечно люблю героя моего» | «Любовник молодой, поэт, задумчивый мечтатель,..» |
Жизнь | За все,..зв все твои дары..благодарю тебя | «УЁ ничтожность разумею, и мало к ней привязан я..» |
Юность | «О юность легкая моя! | «Мне грустно думать, что напрасно была нам молодость дана» |
Русская речь | «Без грамматической ошибки я русской речи не люблю» | «вульгарно –люблю я очень это слово» |
Пушкин и лирический геройЗаполни пробелы в таблице!
Предмет сопоставления | Пушкин | Повествователь |
Онегин | «Добрый мой приятель» | |
Театр, балы | «Я был от балов без ума» | |
Романе | «Плоды трудов моих отдам» | |
Дружба | «Мы почитаем всех нулями и единицами себя» | |
Природа, деревня | Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины» | |
Татьяна | «Милая Татьяна!..» | |
Родня | «Чтоб остальное время года не думали о нас они» |
«О деревня!»
Почему Онегин едет в деревню?
/Скука Онегина не имеет ничего общего с недовольством жизнью..Эта скука –простое физиологическое последствие очень беспорядочной жизни..Из-за чего суетятся, подличают, актерствуют самые презренные люди? «Денег ради,» -отвечает Пушкин./
Общение с Ленским усиливает В Онегине
потребность одушевления, сильных чувств.
Онегин не осмеял наивную пылкость Ленского.
В юном Ленском Онегину все было ново,
как было новым ощущение потребности чувствовать.
Оживление сердца Онегина – отголосок пылких чувств
Ленского.
С Ленским в роман входят темы молодости, дружбы,
Сердечного « невежества», благородства и преданности
чувствам.
Душа Ленского не увяла в «пылкой Германии»,
ему близка и понятна русская деревня, в нем,
«полурусском», русского больше, чем в Онегине.
Не только крайности свели Онегина и Ленского, в них
Было и немало общего: отчужденность от
помещичьей среды,
часть европейского духовного развития, и своеобразное
выражение души русской, у каждого по-своему.
Онегин и Татьяна
Жизнь Онегина делает неожиданный поворот: он получает письмо от Татьяны Лариной
Характер Татьяны, как и характер Онегина ,– динамичный, развивающийся.Но она в романе произносит лишь несколько слов, не считая ее последнего монолога. Почему?
Именины Татьяны
Почему Онегин поехал к Лариным?
За что он зол на Ленского?
/В отношениях с Татьяной Онегин повел себя как благородный, душевно тонкий человек. Он сумел увидеть ее подлинное искреннее чувство, но, не послушав голос сердца, не сумел ответить взаимностью. Онегин переживает за Татьяну: как там она? Позволяет Ленскому себя обмануть, и стремится отомстить за это. /
Именины Татьяны
Татьяна видела во сне не ужасы, не сказку: ее тонкий ум не мог не оценить по заслугам окружающих ее жалких людей. И она чувствует, что Онегин –не чудовище!
Но испытания дружбой наш герой не выдержал. На именинах Онегин ведет себя по законам света. Его поведение – поведение светского ловеласа, а дуэль –следствие его душевного равнодушия.
Пока Ленский был жив, можно
было быть с ним ироничным,
снисходительным. Но сейчас Онегин, как
«громом поражен».После убийства Онегиным
овладела «тоска сердечных угрызений».Только
трагедия смогла открыть ему недоступный прежде
мир чувств. Пушкин, горюя о Ленском, не меньше
жалеет и Онегина. Перед ним труп друга. Вот
теперь ясно, кого убил Онегин. Как опоздал наш
герой! Навсегда опоздал…Ленский ушел из жизни.
Уходит и со страниц романа .Нет места романтике в
этом мире. Многое в Ленском было прекрасно, но
Недолговечно. Для него были возможны три пути –
гибель, разрушение мечтаний, замена их будничной
жизнью, а еще –пут самого Пушкина, пересмотревшего
Свои романтические увлечения. Онегин отнял жизнь у
друга, который мог быть счастлив. Герой казнит самого
себя, не может не думать о содеянном. Он может
уже то, чего не мог раньше: страдать,
раскаиваться, мыслить.
Герои Пушкина в начале и в конце романа
Преображение Татьяны не было авторским
произволом. Именно неординарность,
динамичность характера героини и позволяли ей
меняться. В начале романа Татьяна –внутренне
противоречивый человек, чувствительный,
чувственный. Все окружающее Татьяна воспринимает как еще не написанный роман, героиней которого себя ощущает.
Переворот в ее судьбе происходит в 7 главе. Она полностью освободилась от книжных представлений о жизни. Главным итогом ее мучительных размышлений стала любовь не к «книжному» Онегину, а к Онегину реальному, которого она наконец-то поняла. Она люби Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьей. Аристократическое общество все же повлияло на Татьяну. Любовь Онегина для нее теперь «чувство мелкое». Монолог героини раскрывает ее внутреннюю драму.И она не в выборе между Онегиным и мужем, а в том, что Татьяна живет сейчас лишь воспоминаниями и не способна поверить в искренность чувств Онегина.
Герои Пушкина в начале и в конце романа
Уже первая строфа романа говорит о
«странности характера героя.
Онегин как бы проверяет , пробует разные
возможности жизни, не отдавая предпочтения
никакой. Часто герой вынужден играть роль,
навязанную ему обществом. Жизнь его театральна. И поэтому в начале романа он «угрюмый и томный».
В конце романа мы видим его «угрюмыми неловким».Он способен чувствовать, жить по- настоящему. Страсть его подобна чувствам влюбленной Татьяны. Он «сумел забыть себя», преданность чувству теперь сильнее даже страха смерти. Любовь для него стала единственным условием продолжения жизни. Пушкин берет под защиту Онегина, отнимая у светской толпы право судить своего героя, потому что герой изменился. «Знаком он вам?» Путь Онегина мучителен, но таков удел всех тех, кому «несносно…Глядеть на жизнь, как на обряд»…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.