Знакомство и произведением А,С,Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".Этот конспект поможет учителю при подготовке к уроку, детям будет интересно работать на уроке с заданиями такого вида , это и викторина, вопрос и ответ, шарады, загадки и многое другое.А главное что детям легко запомнить этот материал
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цели:
Учить детей подробному анализу сказки через раскрытие особенностей
композиции, языка, через характеристику образов.
Учить подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию.
Обогащать словарный запас учащихся и их речь.
Формировать навыки выразительного чтения.
Оборудование:
прялка, веретено, сеть, рисунок корыта и ветхой землянки,
рисунок рыбки у каждого ученика, иллюстрации с изображением моря,
рисунок золотой рыбки, обложка для будущей книги «Сказка о рыбаке и
рыбке»,
тексты напечатанных пословиц,
альбом « Палех. Искусство древней традиции.»
книга «Сказки А.С.Пушкина»,
портрет А.С.Пушкина, фотография памятника поэту в Москве.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Ход урока
1.Орг.момент
Здравствуйте ребята.Сегодня на нашем уроке гости и им будет приятно
увидеть,чему вы уже научились и что вы умеете. Сегодня мы будем работать в
группе. Помните о правилах работы в группе.Давайте улыбнемся друг другу,
ведь улыбка делает нас намного добрее.
а) Работа со словариком настроения
Какое у вас сегодня настроение? Давайте поработаем со словариками
настроения. Пусть каждый выберет слово, которое в большей степени
подходит под его настроение.
б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.
ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ
скороговорка?
-Что значит тараторить?
-Кого называют тараторкой?
-Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта
-В скольких словах встретились звуки [р], [р,]?
-Прочитайте скороговорку самостоятельно.
-Сейчас вам предстоит работа в группах. Прочитайте её
самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своей
группе.
-Договоритесь, кто будет читать первым.
-Задача группы – выбрать представителя для произнесения
скороговорки вслух.ТАЙМД РАУНД РОБИН
Молодцы, начинаем работать.
2. Актуализация знаний учащихся
а) Какие люди могут оставить яркий след в истории? (писатели, поэты,
художники, изобретатели)Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди.
Ктото год, а ктото целый век.
Ктото вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
Как вы понимаете эти слова?
3.Сообщение темы и цели урока.
Итак, сегодня мы побываем у моря, где жили старик и старуха из сказки
А.С.Пушкина.
4. Рассказ о поэте.
А.С.Пушкин родился в Москве. Маленький Саша научился рано читать.
Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими ему людьми.
Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном валит снег, поёт в
трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. А поэт гусиным
пером торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок Пушкин использовал
при создании своих сказок.
(Показ книги со сказками А.С.Пушкина)
Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. В Москве на
Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот
памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом.
Имя Пушкина везде с нами.
2. Подготовка к разбору сказки.
Вы дома работали со сказкой.
Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (Рассуждения учеников).
Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.
Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы на отдельных листочках будете
записывать ответы на вопросы. Значит я читаю вопрос, вы думаете,
записываете и обсуждаете в команде в течении 30 секунд.Потом даете ответ.
Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).СЛАЙДЫ
С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).
Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (Ударила по
щеке).
Что ела за столом старухацарица? (Пряник).
Куда отправила старухадворянка старика работать? (На конюшню).
СИНГАПУР (ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН) (думают , записывают и
обсуждают в команде)
3. Работа со сказкой.
1. Анализ сказочных примет.
Давайте, ребята, докажем, что это произведение – сказка. А для этого
найдём все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке».( зачин «Жил старик со своею старухой…», троекратный повтор (три раза
старик закидывал невод), сказочный герой – золотая рыбка,
« жили тридцать лет и три года» магическое число лет, чудеса (рыбка
говорит), поучительный характер сказки
2. Характеристика героев – персонажей сказки
Назовите главных героев сказки.
Я предлагаю вам соотнести героев с теми качествами характера, которыми
они обладают.
( на доске карточки со словами:
старик, доброта, старуха, скромность, послушание, скромность, жестокость,
смирение, ворчливость, искренность, бескорыстность, жадность, скупость,
вежливость, отзывчивость)
Почему вы так считаете?
Кто из героев вам больше нравится? Почему?
Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати
сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется
в речи. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).
Казалось бы, что автор наделил одного героя только отрицательными
чертами, а другого только положительными?
Но почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым,
добрым характером?
Являются ли положительными такие качества, как безвольность,
безответность?
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) отрицательная
черта.
Смиренность, безответность, податливость положительные черты только в
том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило
смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту,
остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся,
выполняя все её прихоти.
Случается ли такое в жизни?
В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер,
настойчивость, твёрдо сказать нет. Например, если окружающие или
знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим
поступком.
3. Работа с иллюстрациями.
Рассмотрите данные рисунки. СЛАЙДЫ
Что на них изображено?
Везде ли море одинаково? Почему?
( Природа посвоему тоже реагирует на требования старухи)
Какими словами из сказки можно подписать каждый рисунок? Что же требует старуха от золотой рыбки, посылая старика к морю?
( корыто, избу, желание «быть столбовой дворянкой», «быть вольною
царицей», «быть владычицей морскою, чтобы жить в Окиянеморе, чтоб
служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках»)
ФИЗМИНУТКА
4. Творческая работа. Подбирают слова к образу золотой рыбки . Какие
слова вы бы использовали для описания золотой рыбки? СИНГАПУР ОЛ
РАЙТ РАУНД РОБИН(все пишут на листках, а потом образуя пары читают
друг другу свои слова , и записывают новые)
А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?
Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?
(у каждого ученика нарисованная рыбка)
Ребята, вы нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.
Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.
Зачитайте, пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему
именно это?
Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.)
( дети прикрепляют рыбок на рисунок моря)
5. Работа с пословицами.
Ребята, для вас золотая рыбка приготовила необычные пословицы.
Объясните смысл каждой пословицы.
( Если не потрудишься, не приложишь своих усилий, то ничего в жизни не
добьёшься. Маленький ребёнок дорог каждой маме. Хоть и маленькая вещь,
но дорога, так как сделана своими руками…)
7. Выразительное чтение отрывков из сказки.
Кто из вас желает прочитать понравившийся отрывок?
(Анализ ответов детей)
8. Работа с рисунками детей.
На доске перед вами «Картинная галерея», созданная вашими руками. В ней
я поместила ваши рисунки по «Сказке о рыбаке и рыбке».
Как ещё можно использовать эти иллюстрации?
Я предлагаю вам создать свою книжку «Сказка о рыбаке и рыбке».
Посмотрите, какую обложку я оформила к ней. В нашу книжку войдут ваши
рисунки. (Обратить внимание на выставку детских рисунков)
(Показ альбома)
2.Итог. Рефлексия
Сегодня мы с вами ещё раз встретились с золотой рыбкой. Теперь я передаю
вам эту игрушку, а вы по очереди называете . что нового вы узнали на этом
уроке