А.С.Пушкин " Сказка о рыбаке и рыбке"

  • Работа в классе
  • docx
  • 26.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Знакомство и произведением А,С,Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".Этот конспект поможет учителю при подготовке к уроку, детям будет интересно работать на уроке с заданиями такого вида , это и викторина, вопрос и ответ, шарады, загадки и многое другое.А главное что детям легко запомнить этот материал
Иконка файла материала Тема.docx
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».  Цели: Учить детей подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов. Учить подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию. Обогащать словарный запас учащихся и их речь. Формировать навыки выразительного чтения.    Оборудование: прялка, веретено, сеть, рисунок корыта и  ветхой землянки, рисунок рыбки   у каждого ученика, иллюстрации с изображением моря, рисунок   золотой   рыбки,   обложка   для   будущей   книги   «Сказка   о   рыбаке   и рыбке», тексты напечатанных пословиц, альбом « Палех. Искусство древней традиции.» книга «Сказки А.С.Пушкина», портрет А.С.Пушкина, фотография памятника поэту в Москве. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Ход урока 1.Орг.момент ­Здравствуйте   ребята.Сегодня   на   нашем   уроке   гости   и   им   будет   приятно увидеть,чему вы уже научились и что вы умеете. Сегодня мы будем работать в группе. Помните о правилах работы в группе.Давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка делает нас намного добрее. а) Работа со словариком настроения Какое   у   вас   сегодня   настроение?   Давайте   поработаем   со   словариками настроения.   Пусть   каждый   выберет   слово,   которое   в   большей   степени подходит под его настроение. б) Развитие дикции: работа со скороговоркой. ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ скороговорка? -Что значит тараторить? -Кого называют тараторкой? -Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта -В скольких словах встретились звуки [р], [р,]? -Прочитайте скороговорку самостоятельно. -Сейчас вам предстоит работа в группах. Прочитайте её самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своей группе. -Договоритесь, кто будет читать первым. -Задача группы – выбрать представителя для произнесения скороговорки вслух.ТАЙМД РАУНД РОБИН Молодцы, начинаем работать. 2. Актуализация знаний учащихся а)   Какие   люди   могут   оставить   яркий   след   в   истории?   (писатели,   поэты, художники, изобретатели)Сколько жив на свете человек? Ровно столько, сколько помнят люди. Кто­то год, а кто­то целый век. Кто­то вечно в этом мире будет. Есть ли смерть для творческих людей? Нет. Лишь шаг в другое измеренье. ­Как вы понимаете эти слова? 3.Сообщение темы и цели урока. ­Итак, сегодня мы побываем у моря, где жили старик и старуха из сказки А.С.Пушкина. 4. Рассказ о поэте. ­А.С.Пушкин   родился   в   Москве.   Маленький   Саша   научился   рано   читать. Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими ему людьми. Представьте себе:  старый дом, зимний  вечер, за  окном валит снег,  поёт  в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. А поэт гусиным пером торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок Пушкин использовал при создании своих сказок. (Показ книги со сказками А.С.Пушкина) Проходят   годы.   Но   время   не   властно   над   памятью   поэта.   В   Москве   на Пушкинской   площади   стоит   бронзовый   памятник   великому   поэту.   Этот памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом. Имя Пушкина везде с нами. 2. Подготовка к разбору сказки. Вы дома работали со сказкой. ­ Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (Рассуждения учеников). ­ Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы на отдельных листочках будете записывать   ответы   на   вопросы.   Значит   я   читаю   вопрос,   вы   думаете, записываете и обсуждаете в команде в течении 30 секунд.Потом даете ответ. Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).СЛАЙДЫ С чем первый раз пришёл невод? (С тиной). Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (Ударила по щеке). Что ела за столом старуха­царица? (Пряник). Куда отправила старуха­дворянка старика работать? (На конюшню). СИНГАПУР (ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН) (думают , записывают и обсуждают в команде) 3. Работа со сказкой. 1. Анализ сказочных примет. ­   Давайте,   ребята,   докажем,   что   это   произведение   –   сказка.   А   для   этого найдём все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке».( зачин «Жил старик со своею старухой…», троекратный повтор (три раза старик закидывал невод), сказочный герой – золотая рыбка, «   жили   тридцать   лет   и   три   года»   ­   магическое   число   лет,   чудеса   (рыбка говорит), поучительный характер сказки 2. Характеристика героев – персонажей сказки ­ Назовите главных героев сказки. ­ Я предлагаю вам соотнести героев с теми качествами характера, которыми они обладают. ( на доске карточки со словами: старик, доброта,  старуха, скромность, послушание, скромность, жестокость,  смирение,   ворчливость,   искренность,   бескорыстность,   жадность,   скупость,  вежливость, отзывчивость) ­ Почему вы так считаете? ­ Кто из героев вам больше нравится? Почему? ­ Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность? ­ Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел). ­   Казалось   бы,   что   автор   наделил   одного   героя   только   отрицательными чертами, а другого только положительными? ­ Но почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером? ­   Являются   ли   положительными   такие   качества,   как   безвольность, безответность? Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) ­ отрицательная черта. ­ Смиренность, безответность, податливость ­ положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости   противостоять   старухе,   возразить   ей,   указать   на   её   неправоту, остановить   её   жадность.   Он   «не   смел   ей   перечить»,   слепо   подчинялся, выполняя все её прихоти. ­ Случается ли такое в жизни? ­ В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость,   твёрдо   сказать   ­   нет.   Например,   если   окружающие   или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком. 3. Работа с иллюстрациями. ­ Рассмотрите данные рисунки. СЛАЙДЫ ­ Что на них изображено? ­ Везде ли море одинаково? Почему? ( Природа по­своему тоже реагирует на требования старухи) ­ Какими словами из сказки можно подписать каждый рисунок?­ Что же требует старуха от золотой рыбки, посылая старика к морю? ( корыто, избу, желание «быть столбовой дворянкой», «быть вольною  царицей», «быть владычицей морскою, чтобы жить в Окияне­море, чтоб  служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках») ФИЗМИНУТКА  4. Творческая работа. Подбирают слова к образу золотой рыбки . Какие  слова вы бы использовали для описания золотой рыбки? СИНГАПУР ОЛ  РАЙТ РАУНД РОБИН(все пишут на листках, а потом образуя пары читают  друг другу свои слова , и записывают новые) ­ А вы бы выпустили рыбку или загадали желание? ­Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка? (у каждого ученика нарисованная рыбка) ­ Ребята, вы нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную. Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание. ­ Зачитайте, пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему  именно это? ­ Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.) ( дети прикрепляют рыбок на рисунок моря) 5. Работа с пословицами. ­ Ребята, для вас золотая рыбка приготовила необычные пословицы. ­ Объясните смысл каждой пословицы. ( Если не потрудишься, не приложишь своих усилий, то ничего в жизни не  добьёшься. Маленький ребёнок дорог каждой маме. Хоть и маленькая вещь,  но дорога, так как сделана своими руками…) 7. Выразительное чтение отрывков из сказки. ­Кто из вас желает прочитать понравившийся отрывок? (Анализ ответов детей) 8. Работа с рисунками детей. ­На доске перед вами «Картинная галерея», созданная вашими руками. В ней  я поместила ваши рисунки по «Сказке о рыбаке и рыбке». ­Как ещё можно использовать эти иллюстрации? ­Я предлагаю вам создать свою книжку «Сказка о рыбаке и рыбке».  Посмотрите, какую обложку я оформила к ней. В нашу книжку войдут ваши  рисунки. (Обратить внимание на выставку детских рисунков)  (Показ альбома) 2.Итог. Рефлексия Сегодня мы с вами ещё раз встретились с золотой рыбкой. Теперь я передаю  вам эту игрушку, а вы по очереди называете . что нового вы узнали на этом  уроке