Подготовила
Агалец С.Г., учитель физики,
астрономии МБОУ СОШ № 3
г. Сургут, 2020г.
Астрономия в школе и современная астрономия
*1. Астрономия сегодня в России и мире. *2. Нужна ли астрономия в школе? Можно ли обойтись включением её в физику? *3. Школьная астрономия на трех уровнях: начальный, продвинутый, профильный. *4. Готова ли школа к возврату астрономии?
Астрономия сегодня в России и мире Информационный взрыв
ü Только в области галактической и внегалактической астрономии: около 500 оригинальных научных статей ежемесячно.
ü Внедрение высокой технологии (новые большие телескопы, новые типы телескопов, цифровые приемники излучения, продвинутая техника наблюдений и цифровой обработки).
ü Возросшие возможности компьютерной техники, численное моделирование сложных процессов.
ü Использование космической техники (внеатмосферные наблюдения, межпланетные космические аппараты)
В астрономических и космических проектах участвуют практически все развитые и развивающие страны, в том числе:
ü Россия
ü США ü Канада ü Япония ü Китай ü Австралия ü Израиль ü Чили ü Мексика ü Южная Корея ü Бразилия ü Индия |
Запуски КА способны производить: США, Россия, Китай, Индия, Зап. Европа (ЕКА), Израиль, Япония, КНДР, Корея |
ü Все западноевропейские страны
ü Все бывшие соцстраны без исключения
ü Все бывшие республики СССР кроме Туркмении и Киргизии
ü
ü Какой учитель сможет его этим заинтересовать?
ü А надо ли это ему вообще?
Что дает школьнику знакомство с астрономией?
üОбщая культура. Понимание астрономических явлений, наблюдаемых в повседневной жизни
üАстрономия как расширенный вариант физики.
üРазвитие общей культуры и кругозора.
üУдовлетворение естественной юношеской любознательности, воспитание интереса к науке
Школьная астрономия на трех уровнях:
ü начальный
ü продвинутый
ü профильный
Школьная астрономия на трех уровнях:
üначальный
§ Что представляют собой Солнце, Луна, планеты, звезды?
§ Как объяснить фазы Луны?
§ Как возникает смена дня и ночи?
§ Почему происходят затмения Луны и Солнца?
§ Когда и в какой стране осуществлен первый
«прорыв в космос»?
Школьная астрономия на трех уровнях:
üпродвинутый
§ Почему вид звездного неба и видимый путь Солнца на небе зависят от географической широты?
§ Какая сила управляет движением планет, и почему планеты не падают на Солнце, а Луна на Землю?
§ Каковы физические условия на поверхности планет?
§ Как узнали расстояния до планет, звезд и галактик?
§ Что заставляет звезды и Солнце ярко светиться, и откуда они черпают энергию?
§ Как устроен телескоп?
§ Что представляет собой наша Галактика?
Школьная астрономия на трех уровнях:
ü профильный
§
§ Решение задач.
§ Проведение лабораторных работ и телескопических наблюдений.
§ Самостоятельная работа по заданным темам.
Ура! Астрономия вернулась в школы! УМК
Линия УМК Б. А. Воронцова-
Вельяминова. Астрономия (10-11)
§
§ Астрономия не может быть представлена в достаточном объеме, и выглядит как искусственная добавка к уже разработанным курсам физики, легко возникает желание ее «ужать»: физика в школе и так ущемлена.
§ Космические масштабы пространства и времени, доступные исследованиям (Астрономические единицы расстояний.
Расстояния до Луны, Солнца, планет, звезд и галактик. Время распространения света)
§ Знакомство с наблюдаемыми астрономическими явлениями
§ Описание тел планетной системы (Общий состав и структура солнечной системы. Различия между планетами и их физические причины. Планеты у других звезд)
§ Эволюция космических объектов и Вселенной как целого (Возраст Земли, Солнца, других звезд. Необратимые изменения во Вселенной. Изменение химического состава вещества)
§
§
Специализированные астрономические научные учреждения РАН (ФАНО)
üСпециальная астрофизическая обсерватория РАН (Н. Архыз);
üГлавная (Пулковская) астрономическая обсерватория РАН (С.-Петербург, +ГАС);
üИнститут астрономии РАН (Москва,+Звенигородская обс., +обс. Терскол,);
üИнститут прикладной астрономии РАН (С.-Петербург,+ обсерватории: Бадары, Зеленчук, Светлое);
üАстрокосмический центр ФИАН (Москва, + ПРАО).
üИнститут солнечно-земной физики СО РАН (Иркутск, + Саянская солнечная обс.+Байкальская астрофи. обс.
+радиоастрофиз. обс.);
üУссурийская астрофизическая обсерватория ДвO РАН.
Научные учреждения РАН (ФАНО), имеющие подразделения астрономического направления
ü Институт космических исследований РАН (Москва);
ü Институт земного магнетизма и распространения радиоволн РАН (Троицк);
ü Физический институт им.Лебедева РАН (Москва, кроме АКЦ);
ü Институт прикладной физики РАН (Н-Новгород);
ü Физико-технического институт им А.Ф.Иоффе РАН (С-Петербург);
ü Институт прикладной математики РАН (Москва);
ü Институт теоретической и экспериментальной физики РАН (Москва);
ü Институт ядерных исследований РАН;
ü Институт космофизических исследований и аэрономии СО РАН (Якутск); ü и др.
Астрономические структуры в
ü Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ им.М.В.Ломоносова (Москва,+Кавказ-ская горная обс., Крымская лаборатория, Баксанская станция)
ü Санкт-Петербургского государственного университета;
ü Казанского (Приволжского) федерального ун-та;
ü Уральского федерального университета;
ü НИИЯФ МГУ;
ü Южного федерального университета;
ü Томского государственного университета;
ü Иркутского государственного университета;
ü Волгоградского государственного университета;
ü Рязанского государственного университета;
ü Петрозаводского государственного университета; ü Сибирского госуд. аэрокосмического университета ü и др.
üВ Сургутской технологической школе есть школьный цифровой планетарий
В настоящее время заказаны тематические фильмы для
проведения уроков астрономии для
учащихся 10-11 классов. Зал под куполом оснащен мягкими бескаркасными креслами-мешками
В школах г. Сургута кабинеты астрономии (физики) оснащены разнообразными техническими приспособлениями для изучения астрономии
Астрономическое образование необходимо:
ü для успешного развития систем коммуникации в современном мире
ü создания современных технологий
ü освоения космического пространства
ü расширения сферы обитания нашей цивилизации.
От грамотного использования астрономических знаний гражданами нашей страны зависит развитие её экономики, безопасность и обороноспособность.
Знание основ астрономии необходимо каждому человеку для его успешной жизни в современном обществе, является необходимым элементом культуры.
человеку иметь четкое представление о системе счета времени, суточных и сезонных особенностях солнечного освещения, климата и условий проживания в разных географических пунктах России и Земли в целом.
Россия имеет хороший опыт астрономического образования в школе, накопленный в 1930 – 1980 годах, позволившей нашей стране стать пионером в освоении околоземного космического пространства.
Дополнение к учебнику А. В. Засов, В. Г. Сурдин "Астрономия 10-11" адреса онлайн-лекций
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.