Астрономия в школе и современная астрономия
Оценка 5

Астрономия в школе и современная астрономия

Оценка 5
Мероприятия
pdf
астрономия
10 кл—11 кл
03.10.2021
Астрономия в школе и  современная астрономия
1. Астрономия сегодня в России и мире. 2. Нужна ли астрономия в школе? Можно ли обойтись включением её в физику? 3. Школьная астрономия на трех уровнях: начальный, продвинутый, профильный. 4. Готова ли школа к возврату астрономии?
Выступление на ГМО 2 02.2020.pdf

Подготовила 

Агалец С.Г., учитель физики,

астрономии МБОУ СОШ № 3

                 г. Сургут, 2020г. 

Астрономия в школе и современная астрономия

*1. Астрономия сегодня в России и мире. *2. Нужна ли астрономия в школе? Можно ли обойтись включением её в физику? *3. Школьная астрономия на трех уровнях: начальный, продвинутый, профильный. *4. Готова ли школа к возврату астрономии?

Астрономия сегодня  в России и мире Информационный взрыв

ü     Только в области галактической и внегалактической астрономии: около 500 оригинальных научных статей ежемесячно.

ü     Внедрение высокой технологии  (новые большие телескопы, новые типы телескопов, цифровые приемники излучения, продвинутая техника наблюдений и цифровой обработки).

ü     Возросшие возможности  компьютерной техники,  численное моделирование сложных процессов.

ü     Использование космической техники (внеатмосферные наблюдения,  межпланетные космические аппараты)

В астрономических и космических проектах участвуют практически все развитые и развивающие страны, в том числе:

ü     Россия

ü  США

ü  Канада

ü  Япония

ü  Китай

ü  Австралия

ü  Израиль

ü  Чили

ü  Мексика

ü  Южная Корея

ü  Бразилия

ü  Индия

Запуски КА  способны производить:

США, Россия, Китай, Индия, 

Зап. Европа (ЕКА), Израиль, 

Япония, КНДР, Корея

ü     Все западноевропейские страны

ü     Все бывшие соцстраны без исключения

ü     Все бывшие республики СССР кроме Туркмении и Киргизии



ü    


Где обо всем этом может узнать обычный любознательный  школьник?

ü     Какой учитель сможет его этим заинтересовать?

ü     А надо ли это ему вообще?


Нужна ли астрономия в школе? Можно ли обойтись включением её в физику?

Что дает школьнику знакомство с астрономией?

üОбщая культура. Понимание астрономических явлений, наблюдаемых в повседневной жизни

üАстрономия как расширенный вариант физики.


üЗнакомство с быстро развивающейся «космической» сферой деятельности Человека (наука, экономика, оборона).

üРазвитие общей культуры и кругозора. 

üУдовлетворение естественной юношеской любознательности, воспитание интереса к науке

 

 

    

Школьная астрономия на трех уровнях: 

 

ü  начальный

ü  продвинутый 

ü  профильный

Школьная астрономия на трех уровнях: 

üначальный

§    Что представляют собой Солнце, Луна, планеты, звезды?

§    Как объяснить фазы Луны? 

§    Как возникает смена дня и ночи? 

§    Почему происходят затмения Луны и Солнца?

§    Когда и в какой стране осуществлен первый

«прорыв в космос»?

Школьная астрономия на трех уровнях: 

üпродвинутый 

§    Почему вид звездного неба и видимый путь Солнца на небе зависят от географической широты? 

§    Какая сила управляет движением планет, и почему планеты не падают на Солнце, а Луна на Землю?

§    Каковы физические условия на поверхности планет?

§    Как узнали расстояния до планет, звезд и галактик?

§    Что заставляет звезды и Солнце ярко светиться, и откуда они черпают энергию?

§    Как устроен телескоп? 

§    Что представляет собой наша Галактика?

Школьная астрономия на трех уровнях: 

ü профильный

§  


Более глубокое изучение отдельных тем с использованием физико-математического аппарата.

§   Решение задач.

§   Проведение лабораторных работ и телескопических наблюдений. 

§   Самостоятельная работа по заданным темам.

Ура! Астрономия вернулась в школы!  УМК  


                                                                                           Отдельным предметом!?     по астрономии

Линия УМК Б. А. Воронцова-

Вельяминова. Астрономия (10-11)

 

Можно ли растворить АСТРОНОМИЮ в школьной ФИЗИКЕ? (как было раньше…)

§  


Как отдельный предмет, без физики, короткий курс астрономии  всегда будет не очень  престижным (он был второстепенным курсом и в советское время), оставаясь  сложным для преподавания. 

§   Астрономия не может быть представлена в достаточном объеме, и выглядит как искусственная добавка к уже разработанным курсам физики, легко возникает желание ее «ужать»: физика в школе и так ущемлена. 


§   Космические масштабы пространства и времени, доступные исследованиям (Астрономические единицы расстояний.

Расстояния до Луны, Солнца, планет, звезд и галактик. Время распространения света)

§   Знакомство с наблюдаемыми астрономическими явлениями


(Видимые движения Солнца, Луны, планет, звезд, зависимость от широты. Смена фаз луны, смена суток, смена времен года. Кометы, метеоры, метеориты)

§   Описание тел планетной системы (Общий состав и структура солнечной системы. Различия между планетами и их физические причины. Планеты у других звезд)

                                                             

§   Эволюция космических объектов и Вселенной как целого (Возраст Земли, Солнца, других звезд. Необратимые изменения во Вселенной. Изменение химического состава вещества)

§  


Прикладные задачи, решаемые с использованием астрономических знаний и методов (Космическая связь, навигация, мониторинг, Оборонно-космические задачи. Создание инерциальной системы координат. Солнечноземные связи, космическая «погода". Отслеживание опасных астероидов)  

§  


Иллюстрация того, как работают законы физики в экзотических условиях (Сверхплотные звезды (б. карлики) Звезды, не состоящие из атомов (нейтронные). Источники энергии фантастической мощности. Гипотетические черные дыры. Преобладание темной материи неизвестной природы в масштабах галактик и всей Вселенной)


Специализированные астрономические научные учреждения РАН (ФАНО)

üСпециальная астрофизическая обсерватория РАН (Н. Архыз);

üГлавная (Пулковская) астрономическая обсерватория РАН (С.-Петербург, +ГАС);

üИнститут астрономии РАН (Москва,+Звенигородская обс., +обс. Терскол,);

üИнститут прикладной астрономии РАН (С.-Петербург,+ обсерватории: Бадары, Зеленчук, Светлое);

üАстрокосмический центр ФИАН (Москва, + ПРАО).

üИнститут солнечно-земной физики СО РАН (Иркутск, + Саянская солнечная обс.+Байкальская астрофи. обс.

+радиоастрофиз. обс.);

üУссурийская астрофизическая обсерватория ДвO РАН.

Научные учреждения РАН (ФАНО), имеющие подразделения астрономического направления

ü  Институт космических исследований РАН (Москва);

ü  Институт земного магнетизма и распространения радиоволн РАН (Троицк); 

ü  Физический институт им.Лебедева РАН (Москва, кроме АКЦ);

ü  Институт прикладной физики РАН (Н-Новгород);

ü  Физико-технического институт им А.Ф.Иоффе РАН (С-Петербург); 

ü  Институт прикладной математики РАН (Москва);

ü  Институт теоретической и экспериментальной физики РАН (Москва);

ü  Институт ядерных исследований РАН;

ü  Институт космофизических исследований и аэрономии СО РАН (Якутск); ü и др.

Астрономические структуры в

ВУЗах

ü Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ им.М.В.Ломоносова (Москва,+Кавказ-ская горная обс., Крымская лаборатория, Баксанская станция)

 

      Кафедры, обсерватории, группы

 

ü  Санкт-Петербургского государственного университета;

ü  Казанского (Приволжского)  федерального ун-та;

ü  Уральского федерального университета;

ü  НИИЯФ МГУ;

ü  Южного федерального университета;

ü  Томского государственного  университета;

ü  Иркутского государственного университета;

ü  Волгоградского государственного университета;

ü  Рязанского государственного университета;

ü  Петрозаводского государственного университета; ü Сибирского госуд. аэрокосмического университета  ü и др.

В городе Сургуте

üВ Сургутской технологической школе есть школьный цифровой планетарий

 


Исторический парк «Россия – Моя история»

В настоящее время заказаны тематические фильмы для

проведения уроков астрономии для

учащихся 10-11 классов. Зал под куполом оснащен мягкими бескаркасными креслами-мешками

В школах г. Сургута кабинеты астрономии (физики) оснащены разнообразными техническими приспособлениями для изучения астрономии


Астрономическое образование необходимо: 

ü  для успешного развития систем коммуникации в современном мире

ü  создания современных технологий

ü  освоения космического пространства

ü  расширения сферы обитания нашей цивилизации. 

От грамотного использования астрономических знаний гражданами нашей страны зависит развитие её экономики, безопасность и обороноспособность

Знание основ астрономии необходимо каждому человеку для его успешной жизни в современном обществе, является необходимым элементом культуры. 

Знания основ астрономии позволяют

человеку иметь четкое представление о системе счета времени, суточных и сезонных особенностях солнечного освещения, климата и условий проживания в разных географических пунктах России и Земли в целом.

Россия имеет хороший опыт астрономического образования в школе, накопленный в 1930 – 1980 годах, позволившей нашей стране стать пионером в освоении околоземного космического пространства.

Дополнение к учебнику А. В. Засов, В. Г. Сурдин "Астрономия 10-11" адреса онлайн-лекций


Подготовила

Подготовила

Агалец С.Г., учитель физики, астрономии

Агалец С.Г., учитель физики, астрономии

Готова ли школа к возврату астрономии?

Готова ли школа к возврату астрономии?

Внедрение высокой технологии (новые большие телескопы, новые типы телескопов, цифровые приемники излучения, продвинутая техника наблюдений и цифровой обработки)

Внедрение высокой технологии (новые большие телескопы, новые типы телескопов, цифровые приемники излучения, продвинутая техника наблюдений и цифровой обработки)

Россия ü США ü

Россия ü США ü

Астрономия в школе и современная астрономия

Астрономия в школе и  современная астрономия

Где обо всем этом может узнать обычный любознательный школьник? ü

Где обо всем этом может узнать обычный любознательный школьник? ü

А надо ли это ему вообще?

А надо ли это ему вообще?

Что дает школьнику знакомство с астрономией? ü

Что дает школьнику знакомство с астрономией? ü

Знакомство с быстро развивающейся «космической» сферой деятельности

Знакомство с быстро развивающейся «космической» сферой деятельности

ü начальный ü продвинутый ü профильный

ü начальный ü продвинутый ü профильный

Школьная астрономия на трех уровнях: ü начальный §

Школьная астрономия на трех уровнях: ü начальный §

Когда и в какой стране осуществлен первый «прорыв в космос»?

Когда и в какой стране осуществлен первый «прорыв в космос»?

Как узнали расстояния до планет, звезд и галактик? §

Как узнали расстояния до планет, звезд и галактик? §

Более глубокое изучение отдельных тем с использованием физико-математического аппарата

Более глубокое изучение отдельных тем с использованием физико-математического аппарата

Отдельным предметом!? по астрономии

Отдельным предметом!? по астрономии

Вельяминова. Астрономия (10-11)

Вельяминова. Астрономия (10-11)

Астрономия не может быть представлена в достаточном объеме, и выглядит как искусственная добавка к уже разработанным курсам физики, легко возникает желание ее «ужать»: физика в…

Астрономия не может быть представлена в достаточном объеме, и выглядит как искусственная добавка к уже разработанным курсам физики, легко возникает желание ее «ужать»: физика в…

Космические масштабы пространства и времени, доступные исследованиям (Астрономические единицы расстояний

Космические масштабы пространства и времени, доступные исследованиям (Астрономические единицы расстояний

Описание тел планетной системы (Общий состав и структура солнечной системы

Описание тел планетной системы (Общий состав и структура солнечной системы

Прикладные задачи, решаемые с использованием астрономических знаний и методов (Космическая связь, навигация, мониторинг,

Прикладные задачи, решаемые с использованием астрономических знаний и методов (Космическая связь, навигация, мониторинг,

Солнечноземные связи, космическая «погода"

Солнечноземные связи, космическая «погода"

Специализированные астрономические научные учреждения

Специализированные астрономические научные учреждения

Институт солнечно-земной физики

Институт солнечно-земной физики

Физико-технического институт им

Физико-технического институт им

Казанского (Приволжского) федерального ун-та; ü

Казанского (Приволжского) федерального ун-та; ü

В городе Сургуте ü В Сургутской технологической школе есть школьный цифровой планетарий

В городе Сургуте ü В Сургутской технологической школе есть школьный цифровой планетарий

В школах г. Сургута кабинеты астрономии (физики) оснащены разнообразными техническими приспособлениями для изучения астрономии

В школах г. Сургута кабинеты астрономии (физики) оснащены разнообразными техническими приспособлениями для изучения астрономии

Знания основ астрономии позволяют человеку иметь четкое представление о системе счета времени, суточных и сезонных особенностях солнечного освещения, климата и условий проживания в разных географических…

Знания основ астрономии позволяют человеку иметь четкое представление о системе счета времени, суточных и сезонных особенностях солнечного освещения, климата и условий проживания в разных географических…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2021